Организация контроля и оценки результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.


НОУ «Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского»
Организация контроля и оценки результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Обзорный материал для выступления на педсовете (март 2016 г.)
Дмитриева А. Г., руководитель методического объединения учителей начальных классов
Организация контроля и оценки
результатов обучения в начальной школе
в соответствии с требованиями ФГОС.
Инновационность Стандарта состоит в том,
что дети ХХI века,
которые учатся по новому Стандарту,
будут учиться не так,
как учились их родители.

Литература, использованная для подготовки выступления
1.Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Департамент общего среднего образования (для использования в практической работе общеобразовательные учреждений)
Руководитель Департамента общего среднего образования М.Р. ЛЕОНТЬЕВА
2. Виноградова Н.Ф., доктор пед.наук, член-корреспондент РАО, заслуж. деятель науки РФ, академик международной академии образования (вебинар «Как построить современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС»)
3. Материалы с курсов «Система оценки в начальной школе по ФГОС»
4. Материалы Интернет с порталов для учителей начальных классов.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
«… Результаты не очень радуют, так как учитель продолжает считать, что во-первых, главное-это пройти программу предмета, а во-вторых, что если мы выучили предмет, изучили программу, то ребёнок получил определённый уровень развития. В этом кроется одна из ошибок, которые нам надо преодолевать».
«Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
===============================================================
Итак, новые стандарты ориентируют ОП на достижение качественно новых целей и результатов.
В систему контроля и оценивания внесены значительные изменения, так как теперь за качество процесса обучения несёт персональную ответственность учитель и школа в целом.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо)
Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. (Всероссийские контрольные работы в 4 классе- проверяется работает ли стандарт, внешняя оценка не влияет на внутреннюю аттестацию детей)
Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образовании подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения -младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучии -предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала (так называемая «пятибалльная»). Шкала становится по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов).
Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода (способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач). За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Оценка динамики образовательных достижений учащихся.
Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования
Использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных.
Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
«Портфель достижений», характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, - обязательный компонент определения итоговой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
228600142206Основные разделы «Портфеля достижений»:
Обязательной составляющей портфолио являются:
материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов,
выборки 228600140999проектных, творческих и других работ по разным предметам);
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса, т.е. показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации или аккредитации.
1344422316321Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой УУД.
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов может быть оценен и измерен:
1) в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач.
2) Как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован в представленных примерах для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам.
В зависимости от успешности выполнения проверочных работ по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.
Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат и позволяющие оценить сформированность коммуникативных учебных действий представлены в планируемых результатах освоения курсов музыки, технологии, физкультуры.
«Особое внимание надо уделять формированию регулятивных УУД, не зависимых от конкретного содержания. Универсальность – это независимость, индифферентность, безразличие к содержанию. Когда ребёнок может из одной ситуации переключаться на другую и использовать приобретённые знания, правила поведения: планирование, организацию, контроль своей деятельности и другие операции регулятивного свойства. В том числе и оценку. Это задача каждодневного урока.
Как поверить, сформировалось ли универсальное действие?
Если вы работали на одном материале-дайте другое содержание. Если работает, значит есть универсальное действие»
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
Сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе;
Сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий и т.д.;
Сформированности самооценки;
Сформированности мотивации учебной деятельности;
Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся (оценка на единой критериальной основе; самоанализ, самооценка, самоконтроль).
Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Учитель стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Оценка учителя может быть только после самооценки. Совпадение означает «Ты молодец! Умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки ученика учитель ещё раз объясняет критерии и просит в следующий раз быть к себе строже или снисходительней.
Обязательный структурный элемент урока-самоконтроль. «Проверь себя». Наша беда, а не вина, старая школа так говорит, в том, что каждый шаг ребёнка должны оценивать: «молодец», или наоборот, «отвлекаешься, не слушаешь» - не нужно этого делать в процессе урока. Идёт диалог, идёт учебная беседа, идёт обсуждение какой-то проблемы – идёт работа. Закончится эта работа - и тогда можно «раздать всем сёстрам по серьгам».
Когда идёт работа, все эмоциональные всплески, а тем более все отметки или бальные оценки нужно снять. Иначе мы не решаем задач формирования самоконтроля, формирования самооценки ребёнка и его регулятивных действий, которые ему необходимы.
Домашние задания должны быть выполнены хуже, чем в классе!
Снимите свою миссию зачёркивать и исправлять ошибку, забудьте просто про это. Подчёркивайте место, где ребёнок совершил ошибку. Он её должен сам исправить. Должно «войти в руку», глазом ничего не сделаешь. Отсюда и критическое отношение ко все этим несчастным работам над ошибками, которые вы даёте дома. Проводите работу над ошибками в классе!
Контроль, рефлексия, регуляция – это когда ребёнок сам отвечает себе на вопрос: «Правильно ли я сделал?» Психологи доказали, что если вы не зачёркиваете, а только подчёркиваете ошибку и ставите палочку на полях, то уже через 2 месяца количество ошибок уменьшится на 30%. А если полгода поработаете, то ошибки уйдут, так как важно, чтобы ребёнок увидел место, где произведена ошибка, а не вспомнил правило.
===============================================================Итак, новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Выделяют ТЕКУЩИЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИТОГОВЫЙ контроль
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждении, объясняющих возможные пути исправления ошибок.
ЧТО МЫ ОЦЕНИВАЕМ?
В обучении оценивается результат. А у вас сегодня началась тема, завтра вы проводите самостоятельную работу и ставите за неё отметки. Вы уверены, что дети что-то уже усвоили?. Результата-то нет. Идёт процесс.
Все дети различаются не уровнем психического развития (это второй момент), а темпом обучаемости. Один усвоит материал за 2-3 дня , а другой – за две недели. Значит, для того, чтобы оценить результат, надо увидеть: он состоялся ли.
А вот процесс оценивать словесно можно: «не получается», «стараемся, давайте», «вернёмся к этому», «повторим это…»
Идёт ОБУЧЕНИЕ. Отметки-то тут причём? Баллы-то тут причём? Это во- первых.
Во- вторых. Вот Петя поднял руку, ответил вам на вопрос, а вы ему: «Молодец, садись». А рядом с ним сидит Олечка, которая думает про себя:» Почему Петя молодец? А я по-другому думаю. Ля неё и всех остальных вы ничего не доказали. Если хотите оценить в процессе, поставьте двоеточие и скажите, почему согласны, почему не согласны. Но это ПЛОХОЙ путь. Педагогический путь плохой, потому что вы должны сказать: «Ты так думаешь? Давай послушаем других». И чужими руками, путём размышлений, путём сталкивания мнений, показать ему прав он или не прав. И в конце на себя обратить внимание и сказать: «Ой, а вы знаете, я тоже с Петей была согласна, хотела сразу сказать, но решила послушать, что вы скажете». Это и есть процесс обучения»
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
«Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет:
«Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения».
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, П, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Итоговое оценивание. В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. Поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это значит, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
В 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
К структуре итоговой оценки выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
===============================================================
Итак, согласно требованиям Стандарта в итоговой оценке освоения обучающимися ООП НОО выделены две составляющие:
1) результаты промежуточной аттестации (накопленные оценки), отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;
2) результаты итоговых работ (оценки за стандартизированные итоговые работы), характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы.
Проведение итоговых работ обусловлено необходимостью получения объективных и сопоставимых данных о достигаемых системой начального образования уровнях образовательных результатов. Для проведения итоговых работ в целях обеспечения объективности и сопоставимости данных целесообразно использовать единый инструментарий, разрабатываемый или на федеральном уровне, или на областном уровне, или образовательными учреждениями на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках системы внешней оценки.
В начальной школе особое место в системе итоговых работ занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов, в том числе по программе «Чтение: работа с информацией».
Именно эти результаты имеют решающее значение для успешного обучения на следующей ступени, для оценки деятельности системы начального образования в целом, ОУ и педагогов, работающих в начальной школе.
Проверку результатов целесообразно вести при проведении 3 итоговых работ: по русскому языку(тест и контрольный диктант), по математике, и комплексной работе на межпредметной основе.
Необходимо также использовать наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы оценивания как проекты, практические работы, творческие работы.
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
Вопрос: Есть ли обязательное количество оценок за урок в классе по ФГОС, некий норматив?
Ответ: Нет. И вообще смешно ставить. Оцениваем результат, а не процесс. Давайте разведём. В соответствии с методическим письмом, вы должны ставить отметку дробью. Вверху, в числителе,-результат (нет ошибок). Не исправлений, а ошибок. Исправил, но правильно написал- это нет ошибок! Это «5!» А знаменатель фиксирует все недостатки: грязно, ответ не написал, поля не сделал- организационная сторона работы. Числитель ИДЁТ В ЖУРНАЛ. Вся дробь идёт в дневник. Это вы показываете, что у тебя всё в порядке с результатами, отметка у тебя хорошая, но нужно обратить вни мание на это, на это и на это… это - ПРИЛЕЖАНИЕ.
Дальше. Мы привыкли детям говорить «молодец, замечательно», хвалить, гладить – это всё приятно, но ЭТО НЕ ОТНОСИТСЯ К ЕГО РАБОТЕ. Ну забыл тетрадку- причём тут двойка? Ну забыл форму на физкультуру- причём здесь результаты физкультуры? Это про другое. Ну не написал, не успел- это про другое!
Это говорит только об одном. Что вам нужно сделать, чтобы скорректировать эту ситуацию? Виноваты во всём вы, а не ребёнок. Почему? Потому что мы с вами руководители этого процесса. И от руководителя зависит, как работают его сотрудники, его коллектив. Ищите причину, почему так.
НЕ СПЕШИТЕ СТАВИТЬ ОТМЕТКИ, ТЕМ БОЛЕЕ ЗА ЕРУНДУ!
Важен РЕЗУЛЬТАТ.
Заводите тетрадь, где ставьте все оценки по теме. Сегодня 2, завтра 3, потом-5. Почему же вы ученику не ставите «5», а считаете средний балл?
НИКАКОЙ СРЕДНЕЙ ОТМЕТКИ СЕГОДНЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. ПО ЗАКОНУ. Вот так».
«Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным но текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывался при выведении итоговой отметки.
Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать прежде всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции».
Вопрос: Как объяснить администрации, которая требует накопляемость оценок?
Ответ: «Пускай читают Методическое письмо Министерства образования. Там чётко написано: что, как и когда. А требования об обязательном количестве отметок за урок не было никогда. И в советское время тоже».
СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ОЦЕНКИ (ОТМЕТКИ)
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяетсяоценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка - это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Она позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Требования к оцениванию
1.Необходимо учитывать психологические особенности ребенка.
2.Объективность оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика, а не его личность
3. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
4.Ошибки — это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.
Е.С.Полат
Методическое письмо
Виноградова Н.Ф.
Методическое письмо
Виноградова Н.Ф.
Методическое письмо
Виноградова Н.Ф.
Методическое письмо
Виноградова Н.Ф.
Методическое письмо
Методическое письмо
Методическое письмо
Виноградова Н.Ф.
Методическое письмо
Виноградова Н.Ф.
Методическое письмо