Сочинение-рассуждение по отрывку из сказки С. Экзюпери «Маленький принц».
Автор урока Пилюгина Елена Николаевна
Должность Учитель начальных классов
Образовательное учреждение МОУ «СОШ №9 им. К.К. Рокоссовского»
Республика/край РФ, Курская область
Город/поселение г. Железногорск
Методическая информация
Предмет Русский язык
Класс 4А
Тема урока Сочинение-рассуждение по отрывку из сказки С. Экзюпери «Маленький принц».
Тип урока Урок развития речи
Формируемые универсальные учебные действия Предметные УУД: научатся определять главную мысль, продолжат работу по построению текста-рассуждения, развивать умения оформлять свои мысли.
Метапредметные УУД:
регулятивные: проводят контроль и самостоятельно оценивают процесс и результат деятельности;
познавательные: самостоятельно находят и выделяют необходимую информацию; структурируют знания о построении предложения, ставят и формулируют проблемы;
коммуникативные: самостоятельно строят учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками в группе и в коллективе.
Личностные УУД: проводят самооценку, умеют организовать и провести взаимо оценку
Методы обучения Словесные, наглядные, исследовательские.
Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер, проектор.
Образовательная программа, УМК «Начальная школа XXI век».
Учебник, автор, издательство, год «Русский язык», ч.2, С. И. Иванов, Москва, Вентана-Граф, 2013 г.
Ход и содержание урока
1.Организационый момент - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Присутствуют гости, поприветствуем их.
2. Актуализация опорных знаний - Прослушайте отрывок.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(- Работа над отрывком сказки)
- Какие знания нам понадобятся?
(-Умение делить текст на смысловые части, определят главную мысль, и письменно определять понимание проблемы, которую поднимает автор).
- Что за жанр отрывка произведения, из которого взят отрывок?
(- Философская сказка).
- Какие особенности нам помогают понять это?
(- Путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, змея, Роза). Ведь сказка – это устное народное творчество, её легче понять детям).- Почему философская?
(- Потому то автор размышляет о смысле жизни через сказочные персонажи и их поведение).
- Как вы думаете, почему я взяла эти строки?
(- Сегодня уде работать с отрывком С. Экзюпери «Маленький принц»).
- Какая предстоит работа?
(- Будем писать сочинение-рассуждение).
- Что значит рассуждение?
(- Мы выделяем главные мысли отрывка, рассуждаем над проблемой, которую поднимает автор и пишем вывод ).
- А сколько частей в сочинении?
(- Будет 3 части.1. Вступление (кратко).
2. Основная часть.
3. Вывод формулируем на основе своих рассуждений).- Предложения не надо брать длинные, постарайтесь изложить текст лаконично и кратко.
- А самое главное, что должны помнить?
(- Не надо пересказывать авторский текст).
- Какие знания нам понадобятся?
3.Работа с учебником (работа в парах). Деление на смысловые части.
- Какие правила работы в парах вы знаете?
- Какая главная мысль части?
(- Автор говорит о вредных привычках человека, поднимает тему добра и зла).
- Какой он использует прием?
(- Метафора – это…. слова, употребляемые в переносном значении).
Внутри каждого живет микро зло. И с этим нужно бороться. Зло зарождается из семени).- Как не посеять в себе зло? Что значит делать добро
(- Помочь другу, проявить милосердие к страждущим, не бить животных. Добро нельзя планировать. Оно должно проявляться там, кто нуждается в этом. За ошибки мы платим очень дорогой ценой).- А какие добрые дела вы делаете?
(- Дети отвечают).
- Значит: КАКАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ I части?(- Научиться делать добро).
- Прочитаем и определим главную мысль второй части?
(- Маленький принц борется с баобабами).
- А что такое баобаб?
(- Это растение с толстым стволом и сильной корневой системой. Оно растет очень стремительно, способно за ночь вытягиваться на несколько сантиметров. Поэтому нужно вырывать ростки).- Значит, автор нам рассказывает о деревьях?
(- Нет, баобабы – это экологическая война, которая может уничтожить нашу планету).
- А почему на земле происходят войны? Ведь люди знают, что это плохо
(- Многие люди равнодушны к тому, что творится в мире. Одни обогащаются за счет других).- Значит: КАКАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ II части?(- С этим злом нужно бороться сообща, всем миром).
ФИЗМИНУТКА
- Посмотрите на звезды!
- У каждого человека – своя звезда. Одним – тем, кто странствует – они указывают путь, для других – это маленькие огоньки. А что значат звёзды для вас?
III часть.
- Правило маленького принца. В чем его суть?
- Вы будете рассуждать и писать сами. Что мы должны помнить?
(- Здесь есть прямая речь, но мы её не используем. Нужно писать от 3 лица.).-Соберите предложение из слов:
сохраним, солнце, планету, для, и, потомков, себя, будущих, зло.
4.Орфографическая подготовка. (Антонимы, синонимы, примеры)
- На какие орфограммы нужно обратить внимание?
- Безударные окончания глаголов:
вздумает – вздумать – I спряжение;
пускает – пускать – I спряжение;
тянется – тянуть – I спряжение;
узнаешь – узнать – I спряжение.
- Правописание на ться, т – ся:
определяем по вопросу ь после шипящих:
избавишься – II лицо всегда с ь;
- наречие – насквозь – кроме: уж замуж невтерпеж.
5.Самостотельная работа обучающихся- Слова – помощники.
потому что, так как – указывают на причину;
если – на условие.