МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине Обществознание ( включая экономику и право) Тема программы 3.2 «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике» Тема урока «Деньги, их сущность и функции»


Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Прудовский аграрный техникум»
Утверждаю
Директор ГБПОУ РК «ПАТ»
А. В. Ечкалов _____________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине
Обществознание ( включая экономику и право)

Тема программы 3.2 «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике»
Тема урока «Деньги, их сущность и функции»
19.01.17Повар, кондитер
Разработчик :Преподаватель истории I категории
Ермакова Лариса Михайловна
Рассмотрено
На заседании методической комиссии
Преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № от 2016
Председатель МК Габченко Н.Г.
____________________
Пруды 2016
 Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно.
Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими
                                                он должен путём собственной деятельности.
А. ДистервергВведение
Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока по обществознанию тема «Деньги, их сущность и функции» в номинации «Технологии формирования ключевых компетенций обучающихся на теоретическом занятии по учебной дисциплине».
Цель моего участия в конкурсе – поделиться своим опытом работы в применении активных форм и методов обучения, а так же формировании ключевых компетенций обучающихся при изучении обществознания.
Формирование ключевых компетенций учащихся является одним из самых актуальных вопросов современного образования, так как именно они необходимы для успешной жизни и деятельности человека в обществе.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Все ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому я стараюсь выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы учащийся оказывался в таких ситуациях, которые способствуют их формированию.
Ведь системно- деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, предполагает не столько наличие знаний у учащихся, сколько умение добывать их самостоятельно и пользоваться ими на практике.
Приоритет я всегда отдаю активным формам и методам обучения, так как они позволяют организовать продуктивную учебную деятельность, а так же активизировать познавательный интерес учащихся.
Это интерактивные технологии ,которые основываются на атмосфере сотрудничества и уважения к мнению каждого учащегося. Применение ИКТ эффективно на всех этапах урока, так как смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся, сохраняет устойчивый интерес и создаёт атмосферу успешности.
Развитию критического мышления у учащихся способствуют вопросы. Я их задаю как при изложении материала, так и между логическими разделами темы.
На представленном уроке мной были применены следующие формы организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа учащихся с дополнительными источниками;
- работа в парах (с новым материалом, оценка работы партнёра);
- приём кластера;
- составление синквейна;
- стадион.
Отдельно хочу выделить «Карточки самооценки», которые учащиеся заполняют самостоятельно (после того, как преподаватель озвучил правильные ответы) – это создаёт атмосферу партнерства и сотрудничества, а так же добавляет элемент доверия и ответственности в отношения «учащийся – преподаватель».
Главная цель моих уроков – помочь становлению и развитию прежде всего человека свободного, раскрепощённого и ответственного.
Технологическая карта урока по дисциплине
«Обществознание ( включая экономику и право)»
по теме «Деньги, их сущность и функции»
Дисциплина «Обществознание ( включая экономику и право)»
Тема урока «Деньги, их сущность и функции»
Тип урока урок усвоения новых знаний на основе имеющихся, с элементами инновационных технологий
Цель урока сформировать представления о сущности денег, их назначении, свойствах, видах и функциях, а так же об их роли в экономике и жизни человека
Задачи урока
Образовательные:
познакомить обучающихся с видами и свойствами денег;
дать представление о функциях денег в экономике;
сформировать знания о сущности денег и их роли в экономике
выработать умение применять знания основ экономики, объяснять и анализировать экономические явления и события.
Развивающие:
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информацией;
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в группах.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
способствовать формированию и развитию экономической культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;
продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности;
формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.
Планируемые результаты Научиться использовать знания о значении денежной системы в регулировании хозяйственной деятельности и их рациональном использовании в жизни и экономике.
Овладеть профессиональными компетенциями:
Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации)Коммуникативной (умение принимать решения о распределении денежных средств, исходя из экономической ситуации на рынке денег)Социально - трудовой ( способность вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и производства).
Учебно-познавательной (умение самостоятельно ставить задачи , решать их, делать выводы)
Оценочные (владение способами саморазвития , формирование культуры общения и поведения)
Уметь самостоятельно приобретать новые знания.
Технологии обучения Технология развития критического мышления, интерактивные технологии, использование ИКТ.
Методы обучения Интерактивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические
Формы организации учебной деятельности Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, составление кластера, синквейн,
самостоятельная работа учащихся, «стадион», «Верные – неверные утверждения» «Мудрые советы»
Интеграция предмета:

1. История России– тема: «Россия в XVI—XVII веках: от великого княжества к царству» 2. Математика – тема :
3. Русский язык–тема:«Синонимическое богатство русского языка»
4. Экономические и правовые основы производственной деятельности – тема: «Организация оплаты труда» « Цены и ценовая политика»
Оборудование урока Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, бумажные деньги, монеты.
Подготовка к занятию включает – Подбор и определение необходимой литературы;– Подготовка наглядных пособий;– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.– Определение домашнего задания.
План урока Организационный момент
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (стадия вызова).
Изучение нового материала (стадия осмысления):
- История происхождение денег.
- Деньги их сущность и функции.
- Свойства денег.
- Закон денежного обращения.
- Виды денег.
Закрепление
Рефлексия
Подведение итогов.
Основные понятия и термины урока Деньги, всеобщий эквивалент, функции денег, свойства денег, виды денег, закон денежного обращения, эмиссия,инфляция.
Источники информации «Обществознание» учебник 11кл Л.Н. Боголюбов «Просвещение» 2014- М.
«Экономика» учебник 10 кл, Р. И. Хазбулатов «Дрофа» 2014 – М.
ХОД УРОКА.
I Организационный момент:
а) проверка готовности группы к уроку
б) проверка присутствующих
в) мотивация учебной деятельности, сообщение темы, цели урока.
Игра «Лента»
На доске дана «Лента» клеточек и столбик цифр. Цифры под каждой клеточкой показывают какую букву слова- ответа нужно взять.
Вопросы:
1) Национальная валюта США (доллар)
2) Денежное выражение стоимости товара (цена)
3) Банковский автомат для выдачи наличных денег по пластиковой карточке (банкомат)
4) Ячейка общества, потребитель общественных благ(семья)
5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения кредита  (залог)
6) Денежные средства, выделяемые из государственного бюджета в безвозвратном порядке для оказания финансовой поддержки (дотация)
1        2       3      4        5     6
Ответы:
1)    Доллар
2)    Цена
3)    Банкомат
4)    Семья
5)    Залог
6)    Дотация
- Это основная экономическая категория с которым мы будем сегодня работать.
Тема урока (слайд 1).
Цель урока (слайд 2).
План урока (слайд 3).
II Актуализация полученных знаний учащихся:
- Что объединяет предложенные рисунки? (слайд 4).
Виды обмена (слайд 5).
- Дайте вспомним какие виды обмена мы уже знаем.
Т1 – Т2 – натуральный (бартер)
Т1 – Д (универсальный товар) – Т2 – натурально-денежный
Т1 – Д (эквивалент) – Т2 – денежный
Деньги – это всеобщий эквивалент
III. Изложение нового материала.
– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятная глубина. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. У современных молодых людей существуют 2 грани отношения к деньгам – либо пренебрежение, либо поклонение. Сегодня на уроке мы с вами должны уяснить, что деньги – это важнейшая экономическая категория, и она требует к себе уважения, а не поклонения или, тем более пренебрежения. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории
История происхождения денег
Сообщения учащихся (учащиеся заранее получили тему, нашли материал и подготовили сообщения)
Я предлагаю вам объединить все то, что вы знаете о деньгах, что вы услышали из сообщений, и записать слова, ассоциации, идеи, которые у вас возникли в связи с данным понятием. В вашем распоряжении 2-3 минуты. (слайд 6).
Деньги, их сущность и функции
- Перед вами несколько определений денег. Кокое из них на ваш взгляд является самым точным? (слайд 7).
Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют,
Функция денег – это определенное действие или «работа» денег.
- Какие функции денег вы можете назвать сейчас - до изучения темы?
- Какая функция денег является наиболее важной, на ваш взгляд?
Функции денег (слайд 8).
Деньги как средство  обращения,
Деньги как мера стоимости,
Деньги как средство платежа,
Деньги как средство накопления,
Мировые деньги.
Самостоятельная работа с учебником (стр. 94-95)
(- Охарактеризовать каждую функцию.-Привести примеры.
-Быть готовым озвучить любую из функций.)3. Свойства денег. (слайд 9).
Для успешного выполнения своих функций деньги обладают рядом свойств:
(Преподаватель заранее предупреждает учащихся, чтобы на урок они взяли бумажные деньги и монеты)
- ликвидность – способ беспрепятственного обмена;
- кратность – возможность размена;
- прочность – сопротивляемость физическим воздействиям;
- защищенность – спецзнаки от подделок.
На примере имеющихся купюр рассматриваем все знаки защиты (Водные знаки, магнитная лента, цвет печати, индивидуальный номер, микропечать, выпуклая печать, угловые буквы, знаки для слепых, детали рисунков, цветные волоски.)
- конвертируемость- способность обмениваться на другие валюты.
- Как вы думаете к чему бы привело отсутствие у денег хотя бы одного из свойств?

Помимо обозначенных свойств у денег, а точнее у денежной системы есть еще одно важное свойство – инфляция.
-Инфляция– обесценивание денег, повышение цен, связанное с превышением количества денег над количеством производимых благ.
Длительный опыт использования денег научил экономистов жестокой истине –
денег в стране должно быть ровно столько, сколько производится товаров и услуг ни больше, ни меньше.
-Как же это определить?
-Как вычислить?
Для этого существует закон денежного обращения, который вывел И. Фишер
4. Закон денежного обращения (слайд 10,11)
Сообщение учащегося – (упреждающее задание ).
MV = PQ
M –масса денег, находящихся в обращении в течении года;
V – среднее число оборотов денег или скорость обращения денег;
P –цена на товары и услуги ;Q – общий объем производимых товаров и услуг, продаваемых в стране за год.
Тогда Масса денег необходимых в экономике – М=P*Q\V
Если денег будет напечатано больше, чем произведено товаров и услуг, начнется инфляция.
Эмиссия денег – это выпуск, печатание денег.
- Кто в РФ занимается эмиссией денег?
Виды денег (слайд 12).
Самостоятельная работа учащихся с учебником
1.Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.
-Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
-Банкноты – это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
2.Безналичные деньги
К ним относятся:
-Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
-Вклады в банках
3.Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти
банка,
Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти
IV Закрепление нового материала.
- В начале урока нами была поставлена цель. Достигли ли мы её?
Работая в парах составляем кластер.
Кластер - это систематизация, обобщение полученной информации (слайд 13).
Работая в парах составляем синквейн (вначале напоминаю правила составления и демонстрирую свой синквейн )Синквейн - это стихотворение, представляющее собой анализ информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия на основе полученных знаний.
Синквейн – это анализ информации в лаконичной форме (слайд 14-15)
- Ну а ключевое понятие сегодняшней темы?
Деньги
Наличные, безналичные
Оплачивают, меняют, накапливают.
Деньги счёт любят.
Специфический товар.
- Какие функции денег я перечислила в синквейне?
( средство платежа, средство обмена, средство накопления).
Работа в парах с раздаточным материалом
Правильный ответ – 0,2 балла
Укажите, какие функции выполняют деньги .1.Выплата заработной платы; (средство платежа)
2.Покупка товара за наличные деньги; (средство обращения)
3.Покупка товара в кредит; (средство платежа)
4.Уплата коммунальных услуг; (средство платежа)
5.Установление цены товара; (мера стоимости)
6.Уплата долговых обязательств; (средство платежа)
7.Расчёт вовнешней торговли; (мировые деньги)
8.Помещение денег в банк. (средство накопления)
Стадион.
Правильный ответ – 0,1 балла
Вставить пропущенные буквы на скорость
.ми..ия денег
б.зналичные ден.жные средства
л.квидн.сть
сб.р.жение обл.гация
скор.сть.бращения ден.г
инфляц.я
ко.ве.тируемостьэкв.в.лент 10)деп.зитТесты
Выберите правильный ответ.
Правильный ответ – 0,2 балла
1)  В Древней Руси основной денежной единицей были серебряные бруски определенного веса –гривны. Если вещь стоила меньше, чем весь слиток, то его рубили на части. Как называлась отрубленная часть бруска?
а) Полушка;                                   б) Полтинник;
в) Рубль;                                       г) Целковый.
 
2)При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался Святой Георгий на коне
и с копьем в руке. Как назывались эти монеты?
а) Рубль;                                        б) Копейка;
в) Златник;                                    г) Алтын.
  
3)Кто в России впервые ввёл бумажные деньги - ассигнации?
а) Петр I;                                        б) Петр III;
в)Екатерина I;                              г) Екатерина II.
  
4) Сколько нужно банкнот с изображением Большого театра, чтобы обменять их на одну с изображением Ярославля?
а) Две;                                             б) Пять;
в) Десять;                                      г) Двенадцать.
 
5) Какая из современных российских монет имеет наибольший диаметр?а) Один рубль;                               б) Два рубля;в) Пять рублей;                            г) Десять рублей. 
6 ) Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер?
а) Один;                                         б) Два;
в) Три;                                            г) Четыре.
(На одной стороне банкноты, на левом и на правом поле.)
 
7) Сколько банков наделены правом выпуска денег в России?
а) Четыре;                                      б) Три;
в) Два;                                            г) Один.
-Вспомните и назовите несколько пословиц и поговорок о деньгах (слайд16).
Высказывание о деньгах (слайд 17).
- Согласны ли вы с высказыванием? Почему?
V. Итоги, контроль, оценка знаний учащихся.В карточках самооценки учащиеся сами выставляют себе баллы после озвучивания правильных ответов преподавателем – проявляется элемент доверия.
Карточка самооценки
Ф.И.О. активная работа на уроке Закрепление Оценка
Функции (0,2б) Стадион (0,1б) Тесты(0,2б) Рефлексия деятельности на уроке (слайд18)
Мне хотелось бы услышать ваше мнение о своей работе на уроке. Я предлагаю вам осмыслить, что произошло на уроке и пусть каждый будет говорить поднятой рукой о себе.
Я зачитываю утверждения вы в случае согласия с утверждением достаточно поднять руку
Я удовлетворен (а) своей работой на занятии…
Я испытал(а) некоторые трудности при работе с кластером…
Я вижу практическое применение данной темы…
VI. Задание на дом (слайд 19)
Подобрать
- материал о деньгах («Это интересно»)
- пословицы и поговорки о деньгах
Составить 5 тестов по теме.
Составить синквейн о деньгах с использованием пословиц или поговорок.
Заключение (слайд 19)
Но все же за стремлением заработать больше денег, мы не должны забывать человеческие отношения, вряд ли мы сможем купить дружбу, уважение, любовь и здоровье.
Спасибо за урок
Литература
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007
Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999
Логвинова О.Н. Статья «Управление самоорганизацией учебной деятельности с использованием технологических карт образовательного процесса». Журнал «Школа и производство» -2012г.- №2.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М, 1977
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М,1998
Хуторской Д.А. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2003. Центр «Эйдос»
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.

Приложение 1

Ваши ассоциации
Деньги
Кластер - это систематизация, обобщение полученной информации
Деньги
Синквейн – это анализ информации в лаконичной форме.
1. Существительное: Деньги
2. Описание темы: 2 прилагательных _____________
3.Описание действия: 3 глагола __________________
4. Отношение к теме: фраза из 3-4 слов (предложение, цитата)________________________
5. Суть темы: 1 слово (синоним)__________________
Работа в парах с раздаточным материалом
Правильный ответ – 0,2 балла
Укажите, какие функции выполняют деньги .1.Выплата заработной платы -
2.Покупка товара за наличные деньги -
3.Покупка товара в кредит -
4.Уплата коммунальных услуг -
5.Установление цены товара -
6.Уплата долговых обязательств -
7.Расчёт вовнешней торговли -
8.Помещение денег в банк -
Стадион.
Правильный ответ – 0,1 балла
Вставить пропущенные буквы на скорость
.ми..ия денег
б.зналичные ден.жные средства
л.квидн.сть
сб.р.жение обл.гация
скор.сть.бращения ден.г
инфляц.я
ко.ве.тируемостьэкв.в.лент 10)деп.зитТесты
Выберите правильный ответ.
Правильный ответ – 0,2 балла
1)  В Древней Руси основной денежной единицей были серебряные бруски определенного веса –гривны. Если вещь стоила меньше, чем весь слиток, то его рубили на части. Как называлась отрубленная часть бруска?
а) Полушка;                                   б) Полтинник;
в) Рубль;                                       г) Целковый.
 
2)При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался Святой Георгий на коне
и с копьем в руке. Как назывались эти монеты?
а) Рубль;                                        б) Копейка;
в) Златник;                                    г) Алтын.
  
3)Кто в России впервые ввёл бумажные деньги - ассигнации?
а) Петр I;                                        б) Петр III;
в)Екатерина I;                              г) Екатерина II.
  
4) Сколько нужно банкнот с изображением Большого театра, чтобы обменять их на одну с изображением Ярославля?
а) Две;                                             б) Пять;
в) Десять;                                      г) Двенадцать.
 
5) Какая из современных российских монет имеет наибольший диаметр?а) Один рубль;                               б) Два рубля;в) Пять рублей;                            г) Десять рублей. 
6 ) Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер?
а) Один;                                         б) Два;
в) Три;                                            г) Четыре.
7) Сколько банков наделены правом выпуска денег в России?
а) Четыре;                                      б) Три;
в) Два;                                            г) Один.
Карточка самооценки
Ф.И.О. Активная работа на уроке Закрепление Оценка
Функции(0,2б) Стадион(0,1б) Тесты(0,2б) Приложение 2
История происхождения денег ( сообщения учащихся)
Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.
Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате разделения труда и развития обмена,.При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.
В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ)
Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего примера:
Меновые→ → Чёрные→Цветные→ Благородные металлы(серебро и золото)
товары                        металлы   металлы (медь)
        
Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.
Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки.
В процессе дальнейшей эволюции денег появились слитки, а затем – «лепёшечки».
Деньги в виде монет появились в VII в. До н. э в Китае и Малой Азии.
Слово «монета» возникло в Древнем Риме ( храм Юноны Монеты)
Монеты – золотые «лепёшечки», на которых указывали вес и герб того, кто их чеканил
Леонардо да Винчи создал станок для чеканки монет и резьбу по бокам монеты (борьба с мошенниками).
Банки – учреждения где хранятся деньги и выдаются креди ты.
Именно с появлением банков связано появление расписки, банкноты.
В России (Киевская Русь) –в X-XI в - правление Владимира Великого начали чеканить свои деньги – с родовым знаком Владимира – трезубцем
Потом
Во времена монголо – татарского ига (1243 – 1480) «безмонетный период».
Отдельные русские княжества чеканили свои монеты, а также имела хождение татарская серебряная теньга. Отсюда - деньга 
Основными «денежными материалами» были золото и серебро.
Слитки серебра 200 гр. (гривня) в XIII веке рубили на куски, получившие название рублей.
В 1530 г. на Руси установились стабильная единая монета – копейка, названная так, потому что на ней был отчеканен всадник с копьём. (Елена Глинская - мать Ивана Грозного ввела единую монетную систему, правила 5 лет)
Кроме неё в ходу была полукопеечная деньга и четверть копеечная полушка. Затем появились серебряные алтын, полтина и золотой червонец.
Бумажные деньги начали хождение в XVIII веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине II, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.
После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только
в 30 – х г.г.XX века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.
Функции денег (раздаточный материал)
Конечно, наиболее распространённой функцией является использование денег в качестве оплаты товаров и услуг.
Это функция – средство обращения.
Все покупается и продается за деньги. Мы с вами, имея деньги, можем превратить их в товар: Д – Т, или можем продать что-нибудь, получив за это деньги: Т – Д, или, имея деньги, мы можем купить товар, а потом сразу же продать его за большую цену, т.е. с прибылью: Д – Т – Д, или наоборот, имея в избытке одну вещь, мы ее продаем для того, чтобы купить другую более необходимую нам вещь: Т – Д – Т.
Второй, не менее важной функцией, является «мера стоимости» или «единица счета», то есть деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. Достаточно лишь знать, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Таким образом деньги используются людьми для установления цен на товары и услуги.
Третьей функцией денег является функция «средство платежа».
- Чем, по-вашему, отличается функция «средство обращения» от функции «средство платежа»?
Функция «средство обращения» проявляется в непосредственном участии денег в процессе обмена, а «средство платежа» - это движение денег, несвязанное со встречным движением товаров или услуг. Например, это движение только одних денег (уплата налогов, выплата заработной платы, взятка и т.д.) или движение денег не совпадающее с движением товара (покупка товара в кредит).
Функция «Средство накопления богатства» - перенесение нынешних покупок на будущее.
Ценность денег состоит в их покупательной способности, т.е. в любой момент можно купить товар или услугу или ценную бумагу. В случае отсутствия инфляции деньги можно использовать как средство накопления богатства.
Кроме перечисленных функций валюта нескольких стран выполняет еще одну функцию – «мировые деньги», т.е. это всеобщее платежное средство,
применяемое в расчетах между странами. В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
( Американский доллар, евро).
Пословицы и поговорки о деньгах
Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
Деньги – гости: то нет, то горсти.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Беднее всех бед, когда денег нет.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Тому хорошо живется, у кого денежка ведется.