Информационная карта инновационного опыта педагога
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Малеева Оксана Владимировна
Организация, в которой работает автор опыта
МБДОУ д/с «Дюймовочка» г. Сафоново
Адрес
Г. Сафоново, ул. Гагарина, д 6
Номер контактного телефона
8 (242)4-19-87
Должность
Учитель - логопед
Преподаваемый предмет или выполняемый функционал
Логопедия. Организатор кружка по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Стаж работы в должности
10 лет
II.Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Методические рекомендации для учителей–логопедов по обследованию речи детей старшего дошкольного возраста
Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики
От качества речи ребенка зависит успешность овладения им образовательной программой, поэтому главной задачей педагогов и родителей по подготовке детей к школе – является именно развитие речи.
Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум, она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Ребенок растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Но полноценное развитие личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи.
Концепция изменений
Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Поэтому, свою работу строю с учетом следующих общедидактических принципов: принцип системности, комплексности, развития, принцип деятельностного подхода, онтогенетический принцип, принцип обходного пути, принцип установления структуры дефекта, принципы наглядности, доступности и индивидуального подхода, а так же принципов ФГОС: принцип создания развивающей образовательной среды; принцип учета зоны ближайшего развития; принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих задач обучения; непрерывность профессионального роста; владение современными образовательными технологиями и умение применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Сущность ИПО
Осуществляю свою работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи у детей дошкольного возраста, обследую их речь, определяю структуру и степень выраженности имеющегося дефекта, комплектую группы для занятий с учетом психофизического состояния детей с нарушением речи, провожу групповые, фронтальные и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии речи. Для повышения эффективности коррекционной работы на занятиях применяю здоровьесберегающие , дифференцированные технологии, в полном объеме использую информационный, методический, наглядный, дидактический материал, предметно-развивающее пространство логопедического кабинета.
Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски
Деятельность современного педагога невозможна без использования современных образовательных технологий, поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в коррекционный процесс передовых технологий обучения. В совокупности с вышеназванными технологиями, использовала технологии личностно – ориентированного и дифференцированного подхода, технологию сотрудничества, опережающего обучения, консультативного сопровождения, здоровьесберегающие технологии, а так же подгрупповые и групповые способы обучения. На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игру-путешествие. По преобладающему методу применяю: Технологии развивающего обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектной деятельности. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Пользуюсь компьютером и современным мультимедийным оборудованием, а так же создаю свои образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, широко использую их в своей педагогической деятельности.
Условия реализации изменений
Осуществляю свою работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи у детей дошкольного возраста. Обследую их, определяю структуру и степень выраженности имеющегося дефекта, заполняю речевые карты. Провожу групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии речи. Для повышения эффективности коррекционной работы, на занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала, так же технологии развивающего обучения, игровые технологии, ИКТ, проектную технологию как один из вариантов интеграции содержания образования, и предпосылку к инклюзивному обучению. (проект «Копилка семейных ценностей», «Система взаимодействия участников коррекционного процесса»). Для повышения результативности, в процессе работы активно взаимодействую с участниками коррекционного процесса (проекты, мастер-классы, открытые занятия, консультации). В полном объеме использую информационный, методический, наглядный, дидактический материал, средства мультимедиа, предметно-развивающее пространство логопедического кабинета, которое позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и логопедом, а так же с оборудования речевых зон, стимулирующих речевое развитие. («Предметно-развивающая среда» презентация). Создаю свои образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, широко использую их в своей педаt°гогической деятельности, а так же участвую с ними в различных конкурсах и семинарах. На индивидуальных логопедических занятиях использую различные развивающие и обучающие программы, как средство визуализации и опосредованного контроля произношения («Медиатека логопедического кабинета»). Свою работу строю с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческого потенциала, а так же с опорой на сохранные анализаторы. Для повышения эффективности коррекционного обучения были разработаны Программы: кружковой работы «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»), главная задача – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной, а так же, программа «Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушением речи». Успешность коррекционной работы требует создания эмоционально благоприятной атмосферы, а также положительной мотивационной среды занятия, что предполагает: учет индивидуальных и психологических особенностей, подбора дидактического материала к занятию, создание комфортной среды, последовательность смены видов деятельности, приемов и методов, требований к речи педагога. Эффективность коррекционно – образовательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, преемственностью в работе всех субъектов коррекционного-образовательного процесса, необходимой для построения «индивидуального образовательного маршрута». Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики. С целью повышения эффективности коррекционного обучения, мной была разработана компьютерная программа «Методические рекомендации для учителей–логопедов по обследованию речи детей», включающую в себя: последовательность предъявления тестовых заданий, критерии оценки по каждому параметру, уровни успешности речевого развития, а также разработана индивидуальная карта диагностики развития речи ребенка. Для оценки успешности выполнения разработана бальная система. Методика включает четыре серии, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Определение симптомологического уровня нарушений речи («уровень успешности») решает, прежде всего, практические задачи комплектования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии. Мониторинг полученных результатов представлен в речевом профиле, и осуществляется через входную, промежуточную и итоговую диагностики, в которых прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, а так же прогнозированию образовательных результатов программы. Можно отметить, что диагностика уровня развития речи детей подготовительной к школе группы в гонце года показала хорошую результативность работы. Значительно повысился уровень речевого развития группы. Используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к пониманию механизмов речевого недоразвития у дошкольников. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы. Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет зоны сходства и различия результатов, а так же дает возможность учителю-логопеду использовать результаты диагностики в различных видах своей деятельности: планировании; создании предметно-развивающей среды; определении временной нагрузки на каждого ребенка Широкая распространённость и стойкость нарушений речи, их отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.
Результат, полученный автором в ходе реализации
Высшим достижением в работе я считаю повышение уровня речевого развития детей в целом. Отмечаются так же, положительные тенденции в формировании познавательных умений, а так же интегративных качеств детей: умения анализировать, сравнивать, обобщать, повышение интереса к речевому общению, желание делиться впечатлениями со сверстниками, активность на занятии, любознательность, что было достигнуто благодаря поиску новых путей коррекционного воздействия, применению инновационных технологий, дифференцированному подходу, тесной работе с воспитателями и родителями, что подтверждают грамоты за успешную работу и подготовку детей к школе, активное участие в конкурсах, результаты комплексной проверки, положительные отзывы родителей воспитанников, благодарственные письма, благодарности, результаты проведенного анкетирования.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы логопедической службы в дошкольных образовательных учреждениях. Идеальная образовательная организация будущего должна, прежде всего, способствовать гармоничному развитию личности ребенка в целом, а так же реализации его природного потенциала для наиболее плавного и целостного вхождения ребенка в социум.
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
«Сборник педагогических идей», выпуск 7, 2013 год (Всероссийский слет учителей), сборник научных и методических рекомендаций « Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», 2014, личный сайт.
Ф.И.О. составителя карты
Малеева Оксана Владимировна
Форма распространения представленного опыта, уровень распространения
Участие в конкурсах, выступление на семинарах(региональный уровень), проведение «клубных часов»(муниципальный уровень), публикации в СМИ(федеральный уровень)
Дата составления информационной карты (число, месяц, год)
22.03.2017
Заголовок 1Заголовок 315