Статья на тему: Информационная образовательная среда в современной школе.
М.Пеннер, учитель математики
МОУ «Волоколамская СОШ №3»
Волоколамского района Московской области
Информационная образовательная среда в современной школе.
Необходимость модернизации школы была неоднократно признана научной и педагогической общественностью за последнее десятилетие. В числе многих нормативных документов об этом свидетельствуют принятые программы модернизации, в частности Научно-техническая программа «Индустрия образования» (1999–2015 годы) и Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы». Программы касались материально-технического и информационного обеспечения вузовского образования и в меньшей степени общеобразовательной школы. Целевые приоритеты первой программы составляла разработка учебной техники, второй – реализация в образовании информационных технологий и средств вычислительной техники. Акцент на необходимость неотложной модернизации именно общеобразовательной школы был сделан Президентом России в 2009 году и подтвержден в 2011 году. В объектив внимания попали не отдельные фрагменты, требующие модернизации, а вся школа в целом с присущей ей атрибутикой, т. е. образовательной средой жизнедеятельности всех фигурантов педагогического процесса.
Современная школа как система становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед ней. Как должна эволюционировать система управления школой, чтобы соответствовать запросам времени? Проведенный в ряде исследований (Б.С.Беренфельд, С.В.Зенкина, А.А.Кузнецов, У.С.Полат, В.В.Рубцов и др.) анализ позволяет утверждать, что новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательного процесса. Поэтому одним из направлений модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является создание открытой информационной образовательной среды (ИОС).
В ходе модернизации образования при выполнении государственных заказов в образовательной сфере последних лет созданы необходимые условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их использование позволяет обеспечить возможность самостоятельной работы учащихся, наглядное представление учебных курсов в мультимедийном виде, позволяет развить образное мышление, раскрыть творческие способности учащихся. Широкое распространение и развитие Интернет-технологий сделало возможным:
оперативную доставку учебных материалов учащимся от преподавателя и организацию обратной связи;
доступ к образовательному контенту, ИКТ-средствам и сервисам обучения с любого компьютеризированного рабочего места;
создание цифровых учебных материалов с развитыми мультимедийными и интерактивными возможностями;
общение и сетевое взаимодействие с помощью электронных коммуникаций.
Тем не менее, эффективность реального использования компьютерной техники и информационного образовательного контента, в том числе размещенных в составе образовательных порталов, пока ниже ожидаемой. Во многом это объясняется отсутствием реального перехода от традиционных методов к практическому внедрению современных методик обучения школьников, основанных на использовании ИКТ и возможностей образовательного Интернета, и дальнейшего развития на этой базе учебно-методического обеспечения подготовки учащихся общеобразовательной школы.
В настоящее время на передний план выступает необходимость совершенствования форм и технологий общего образования путем разработки эффективных решений организации учебного процесса на основе развития инфраструктуры единого образовательного информационного пространства и использования технологий сетевого взаимодействия учащихся и педагогов, направленных на создание условий доступности и качества образовательных услуг.
Среди основных целей использования технологий Интернет/интранет в реализации обучения школьников можно выделить следующие:
предоставление учащимся общеобразовательной школы доступа к качественному образованию;
повышение эффективности организации учебного процесса и учебной деятельности учащихся;
обеспечение возможности изучать выбранные дисциплины, в том числе на профильном уровне, с использованием современных информационных технологий;
предоставление учащимся возможности обучения у педагогов, специализирующихся по конкретной дисциплине на углубленном уровне;
предоставление педагогам и обучаемым образовательных информационных ресурсов, требуемых для изучения дисциплины;
создание дополнительной возможности для общения педагогов с обучаемыми и обучаемых между собой в рамках активного творческого изучения школьных дисциплин.
Организация непрерывного и доступного обучения требует создания:
информационно-технологической базы для решения задач компьютерного и web-обучения с использованием цифровых учебных материалов, которая может быть настроена под потребности учеников той или иной группы;
специальных средств поддержки образовательного процесса, способных обеспечить освоение учебных предметов с использованием ИКТ за счет новых способов работы с учебными материалами, включая индивидуальные занятия и самоподготовку учащихся, доступ к образовательным ресурсам, интерактивный режим проведения занятий и др.
Интеграция современных технологий обучения и перспективных ИКТ решений в системе образования наиболее эффективна в рамках единого образовательного пространства и означает перестройку содержания и организационных форм учебной деятельности, разработку современных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.
Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения. Таким образом, информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система. Она возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Следовательно, в оценке качества ИОС и в управлении качеством ИОС должны учитываться не только информационно-программно- технические, но и педагогические и организационные аспекты.
Различают следующие компоненты информационно-образовательной среды: программно-стратегический, организационно-управляющий, учебно- методический, ресурсно-информационный.
Проблемам теории и практики функционирования и развития основных компонентов ИОС посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей:
Организационно-управляющий компонент ИОС
проблема использования ИКТ в руководстве и управлении образовательным учреждением
проблема целеполагания
проблема управления процессом информатизации
Программно-стратегический компонент ИОС
проблема изменения учебных программ и педагогических подходов в целях достижения соответствию изменениям в образовании на основе ИКТ.
проблема проектирования учебного процесса в информационно- образовательной среде.
Учебно-методический компонент ИОС
проблема методики преподавания традиционных школьных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
проблема влияния использования ИКТ на результаты образования
проблема формирования ИКТ-компетентности учащихся;
проблема внедрения систем открытого и дистанционного образования.
проблема использования телекоммуникационных сетей в обучении;
Кадровый компонент ИОС
проблема повышения уровня информационной культуры учителя, ИКТ-компетентности педагога;
Ресурсно-информационный компонент ИОС
проблема технического и технологического переоснащения рабочих мест субъектов образовательной системы;
проблема создания и применения цифровых образовательных ресурсов, электронных учебников и виртуальных сред;
Компоненты ИОС взаимосвязаны: изменение содержания в одном компоненте ведет к изменениям в содержании других, их связей между собой и среды в целом. Цель управления качеством ИОС - повышение образовательных результатов учащихся. Для того, чтобы определить развитие компонентов ИОС и всей среды в целом и на этой основе успешно управлять ее качеством нужен инструмент - система оценки качества ИОС.
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой ученика и учителя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.
Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.
Литература:
Кулагин В.П., Кузнецов Ю.М., Заботнев М.С., Линецкий Б.Л. «Интегрированная информационная среда обучения».
Назарова Т.С. «Проблемы реализации национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Конопатова Н.К. «Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования».