Доклад на тему «Экологическое воспитание обучающихся в общеобразовательном учреждении»
МКОУ «Свердликовская СОШ»
Курская область Суджанский район
Доклад на тему
«Экологическое воспитание обучающихся в общеобразовательном учреждении»
Выполнила: старшая вожатая Дикая Н. Д.
с. Сведиково 2016 год
План
1. Введение
2. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.
3. Экологическое воспитание обучающихся в МКОУ «Свердликовская СОШ»
4. Заключение
5. Литература
Введение
«О, Светло светлая и красно украшенная
земля Русская!
Многими красотами дивишь ты:
озерами многими дивишь ты,
реками и источниками место чтимыми
городами великими, селами дивными…
всего ты исполнена, земля Русская!»
«Слово о погибели Русской земли»
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя:
- загрязнение биосферы;
-изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты;
- изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.
Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, и в мире является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путём - требуется изменение нравственного и этического отношения к природе.
Выбранную мною тему доклада «Экологическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях» считаю актуальной в современных условиях развития общества, потому что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.
Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у обучающихся является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.
Я уверена, что наши обучающиеся, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
2. Экологическая проблема как одна
из глобальных проблем современности
С начала 70-х годов прошлого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стали оформляться новая наука – экология и экологическая культура. В нашей стране в периодической печати, журналах стали появляться научные статьи, посвященные глобальным экологическим проблемам, которые имели вес и широко обсуждались в обществе. Сегодня интерес к данным проблемам как к чему-то совершенно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту.
Во-первых, на это повлияла информация о надвигающихся опасностях, которая неизменно повторялась на протяжении многих десятилетий, и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.
Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.
В-третьих, основные формы и методы исследований экологических проблем были разработаны к середине 70-х годов. Они совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности.
В-четвертых, для того, чтобы эффективно решать глобальные проблемы потребовалось разделение знаний, специализация и проведение исследований в рамках отдельных наук, что усложнило взаимодействие, как самих наук, так и специалистов, их представляющих.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что первостепенность значения глобальных проблем сегодня все больше вызывает сомнения у людей с обыденным сознанием.
А между тем, во всем мире отмечено истощение подземных вод, осушение верховых болот, гибель многих рек из-за уничтожения лесных массивов, возникла серьезная проблема загрязнения поверхностных и подземных вод.
Промышленность выбрасывает в атмосферу миллионы тонн двуокиси серы и окислов азота. В результате при соприкосновении с парами воды образуются кислотные дожди и кислотные туманы, последние более опасны. Они уничтожают все живое в водоемах, оказывают вредное влияние на людей, животных, растительность, приводят к усыханию лесов.
Состояние почвенного покрова Земли также вызывает серьезную тревогу. Если политика обработки почв не изменится, то мы безвозвратно потеряем 1/3 имеющихся сегодня земель. В нашей стране 22% всех почв подвержены эрозии.
Быстрый рост населения Земного шара, урбанизация, увеличивающаяся миграция происходит в условиях все большего загрязнения биосферы. В результате возникает сложная проблема сохранения здоровья населения. Среда обитания людей сильно изменилась в худшую сторону. Значительная доля химикатов попадает в организм человека.
Возможности приспособляемости организма к окружающей среде не беспредельны. Ученые считают, что они уже исчерпаны. В мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают новый, необычный характер. Возрастает количество хронических болезней, что служит накоплению нарушений в генофонде человечества. На сегодня снижение смертности и рост продолжительности жизни достигнуты не путем увеличения жизнестойкости организма, а широким использованием средств внешней защиты. Растет зависимость человека от медицинской помощи.
В чем же причина создавшейся бедственной экологической ситуации?
Первопричина заключается в том, что общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но все же оно продолжает давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям, ставит перед лицом гибели цивилизации. Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины.
А между тем, чтобы сохранить человечество, растительный и животный мир, окружающую среду для потомков, обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь только воспитанием, формируя личность на базе нового мышления.
3. Экологическое воспитание обучающихся
в МКОУ «Свердликовская СОШ»
Наша школа – одна из многочисленных сельских школ Российской глубинки, которая работает в творческом поисковом режиме, и, по сути дела, обеспечивает выживание всего села и успешную социализацию своих обучающихся.
В школьном экологическом образовании начало обучения экологии является первым этапом формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. В настоящее время существуют острые противоречия между обществом и природой, которые привели к угрозе всемирного экологического кризиса. Это свидетельствует о недостатке форсированности экологической культуры, как компонента экологического образования. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального использования окружающей среды, заботится об ее улучшении, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому проблема формирования экологической культуры актуальна во всей системе непрерывного образования.
Сегодня экологическое образование и воспитание является стержнем и обязательной составной частью в системе образования.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
•расширение и закрепление знаний детей о природе, как целостной взаимосвязанной системе формирования эколого-краеведческо-туристических знаний, умений и навыков природопользования;
•образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
•воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
•развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности);
•формировать знания о человеке как особом объекте природы, заинтересовать детей в поиске противоречий между имеющимся опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию открытий;
•закрепить знания в видах туризма и туристском природопользовании;
•закрепить навыки и умения работы с планом школы, села, правил поведения в окружающей среде. научить работать с компасом
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.
Определяя сущность экологического воспитания, необходимо выделить особенности этого процесса, таких как:
а) ступенчатый характер:
б) формирование экологических представлений;
в) развитие экологического сознания и чувств;
г) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
д) выработка навыков и привычек поведения в природе;
е) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.
Экологическое воспитание школьников разнообразно и спланировано под девизом: «Красота спасет мир».
В МКОУ «Свердликовская СОШ» в программе дополнительного образования реализуется экологическое направление, которое представлено внеурочной деятельностью:
1.Работой кружка «Юный эколог», программа которого разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по школьному образованию. Новизна программы в том, что впервые заложены и предлагается формирование экологического умения норм и правил поведения в окружающей среде. Предлагается постепенное формирование экологических знаний. Содержание курса направлено на развитие познавательной активности школьников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и пониманию целостности природы. Программа построена на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем сквозное и содержание их взаимопроникаемо. Форма работы – экскурсии на экологическую тропу, уроки: доброты, мышлений, конкурсы, КВН, викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, экологические праздники, экологические сказки, инсценировки, походы, разнообразные игры.
2.На протяжении многих лет в нашей школе ведётся целенаправленная работа по экологическому воспитанию учащихся начальной школы. С целью осуществления намеченных целей и задач с учащимися проводятся, в соответствии с планом воспитательной работы, различные классные часы, внеклассные мероприятия, походы, экскурсии. Это экологический праздник - презентация «Берегите природу», «В гостях у зимующих птиц», «Птицы наши друзья», «В гостях у жителей подводного царства», «Золотая волшебница осень». А также классные часы: «Мир вокруг нас», «Лиственные и хвойные деревья», «Охрана животных Курской области». Дети с удовольствием участвуют в экологических спектаклях, такие как: Экологическая пьеса — сказка "Эколобок", «Лесной серпантин». Сформированность экологической культуры младших школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. В своей работе мы уделяем большое внимание интеллектуальным играм, которые способствуют достижению поставленных целей. Например, экологическая игра «Что? Где? Когда?». В этой игре дети должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. С учащимися изготавливаются альбомы по экологическому воспитанию на различные темы: По страницам Красной книги, Экологический календарь, Животные, Комнатные растения, Грибы, Садовые цветы, «Мир похож на цветной луг», «Если вам по душе красота земная…». Обучающиеся принимают активное участие в акциях «Помоги птицам», «Изготовь кормушки», «Спаси село от мусора», «Родник», в проекте «Лесная аптека» знакомятся с лекарственными растениями своей местности.
Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе. Работа кружков увлекательна, разнообразна и общественно важна. Каждое занятие – маленький шажок на пути к экологической культуре.
Заключение
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.
Литература
1. Алексеев В.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника - издательство «Учебная литература», 2005г.
2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
4. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
5. Экология и развитие личности/ Сборник документов с конференции/ -1Ступино 2003г.
6. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с
7. Интернет-ресурсы