Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год.

Анализ воспитательной работы в 6в классе МБОУ «Батыревская СОШ №1»
за 2011 - 2012 учебный год
(классный руководитель Андреева Н.Б.)

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей, вызывающие необходимость обновления и воспитательной деятельности классных руководителей. И эти кардинальные изменения приводят к актуализации проблемы поиска классными руководителями форм, приемов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
В качестве теоретической и методологической основы организации воспитательного процесса выступают системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к классному коллективу.
Класс нужно рассматривать одновременно в трех измерениях: как компонент общешкольной воспитательной системы, как отдельную целостную систему, и в то же время класс – это коллектив формирующихся и самоутверждающихся личностей. В связи с этим главной задачей классного руководителя является моделирование индивидуальной программы воспитательной деятельности, способной скоординировать индивидуальный и коллективный ритм жизни членов классного коллектива.
Принципы педагогической деятельности отражают основные правила взаимоотношений воспитателя с учениками:
Безоговорочно принимать каждого ученика, его сильные и слабые стороны;
Беспристрастность в оценке поступков, оценивать поступок, а не личность ученика;
Терпение и терпимость в достижении результатов;
Диалогичность и открытость в общении;
Умение признавать свои ошибки;
Чувство юмора в работе с учениками;
Умение управлять своим настроением;
Лучшая школа – свой собственный опыт: пробуй, думай, предпринимай;
Тесное сотрудничество с родителями по всем вопросам воспитательного и учебного процессов.
Задача классного руководителя состоит во всестороннем развитии личности каждого учащегося, создании комфортных условий для обучения и воспитания учащихся. Для этого пропагандируется всестороннее развитие учащегося, проводятся разнообразные тренинги, регулярное психологическое тестирование, поощряется общественная деятельность. Постоянные встречи с интересными людьми, поездки и походы позволяют почувствовать себя частью коллектива, общества, значимой частью целого мира. Открытые двери, открытые мысли, открытые души – результат воспитательной деятельности. Вера друг в друга, в собственные силы и в поддержку товарищей помогает почувствовать себя нужным, любимым, повышает самооценку учащихся. Залог побед – сплоченный дружный коллектив.
Исходя из вышесказанного, в начале нового учебного года мною был составлен план воспитательной работы на текущий учебный год. Главными задачами в вышеназванном плане было создание комфортной обстановки для обучения в 6 классе, своевременное обеспечение учащихся и их родителей информацией о происходящих в рамках учебной и внеучебной работе мероприятиях, контроль за посещаемостью уроков, пропаганда ЗОЖ, профилактика правонарушений. В 6 в классе обучалось 26 учащихся: 16 девочек и 10 мальчиков. В течение года состав не изменялся. Класс многонациональный, сборный из учащихся разных школ Батыревского района.
В основном все дети входят во вторую группу здоровья. По состоянию здоровья во внимательном к себе отношении нуждаются Иванов Вадим, Тухфетуллова Эллина, Миняков Артем. В классе много детей с хроническими заболеваниями, поставленные на учет в ЦРБ, однако они не обеспечены на уроках физкультуры щадящим режимом требований.
Познавательная способность учащихся развита по-разному. Высокой степенью познавательной активности и творческим потенциалом обладают 12 человек. Они способны к самостоятельной работе, постоянно принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах. Разносторонне развиты. 6 человек слабо владеют способами запоминания учебного материала, замедленный темп мыслительной деятельности не позволяет им успевать за ходом учебного процесса. Это связано, прежде всего, со здоровьем и рассеянным типом внимания.
Дисциплина на уроках в основном удовлетворительная. Учащиеся адаптировались к новым учебным предметам (биология, обществознание, география), привыкли к новым учителям и новым требованиям, соблюдали правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой, библиотеке; не опаздывали, уроков без причин не пропускали. Учащиеся постепенно вступают в болезненную фазу подросткового периода со всеми вытекающими последствиями, поэтому болезненно относятся к необъективным замечаниям, обидам, быстро обижаются. С целью объяснения данных изменений в физиологии и психике подростков и с учащимися, и с родителями были проведены тематические беседы, собрание на тему «Правила бесконфликтного общения». Для сплочения классного коллектива предпринимались и разнообразные внешкольные мероприятия: игры на природе, вылазка на каток, поездка в Казань с экскурсионной программой и т.д.
В повышенном внимании нуждаются: Искачкин Александр, Прохорова Любовь. Саша – подросток гиперактивный, не всегда может контролировать себя. И Саша, и Люба не обеспечены должным родительским вниманием и контролем, легко подвергаются чужому влиянию особенно со стороны старших подростков или друзей.
Учащиеся моего класса на учете в инспекции по делам несовершеннолетних ОВД Батыревского района не состоят. Правонарушений, совершенных ими, не зарегистрировано. Несчастный случай за прошедший учебный год 1 – перелом руки (Узбеков Илнар).
Интересы учащихся в классе различны. Ведущий вид деятельности – творческий. Группа учащихся занимается в танцевальной группе «Евгения» - 6 человек. 4 ученика посещают музыкальную школу. Несколько ребят активно посещают ФСК «Паттар», где занимаются в секциях и плаванием.
Интерес учащихся к общественным делам выражен ярко. Участие в акциях, конкурсах различной тематики, художественной самодеятельности. Так по итогам прошлого учебного года 6 в класс занял призовые места в следующих конкурсах:
3 место в школьном конкурсе «Статен и строен – уважения достоин».
1 место в конкурсе по английскому языку к юбилею Диккенса.
Призовые места в КВН, конкурсе патриотической песни.
Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ (конкурс стенгазет), «День матери» и т.д.
Подготовка и проведение новогоднего праздника
Работа шла по социальному проекту «Я и мы»:
2011-2012 гг.











Родительские всеобучи, семейные гостиные. Классные часы и мастер-классы, направленные на повышение положительного отношения к дому и семье, индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми и их родителями
Победы в школьных конкурсах, читательских и научно-практических конференциях, предметных олимпиадах школьного и районного этапов. Активное участие в школьной программе валеологической культуры.
Сбор новогодних подарков, акция «Весенняя неделя добра».
Создание базы данных одаренных детей. Создание портфолио учебных и внеучебных достижений учащихся класса.


Выбран актив класса. Есть староста класса, ответственные за разные сектора деятельности, дежурные. Постепенно выявляются лидеры в классе, к ним относятся Андреева Ника, Кдрасова Алина, Куряков Зуфар, Казакова Юлия, Чабатова Диана, Суркова Александра. Постепенно формируется дружный классный коллектив. Отношения между мальчиками и девочками хорошие. Ребята называют друг друга по имени, оказывают посильную помощь, поздравляют с днем рождения. Отношение к учебе положительное.
Андреева Ника, Кдрасова Алина и Чабатова Диана включились в научную жизнь школы, став призерами районной научно-практической конференции. Несколько учащихся (Андреева Ника, Петрова Елена, Чабатова Диана, Кдрасова Алина и др.) стали победителями и призерами в различных школьных предметных олимпиадах.
Характер общего эмоционального климата в коллективе хороший.
Классная документация ведется четко, заполняется вовремя. Собираются материалы для портфолио класса.
В классе созданы все условия успешного обучения:
Уроки по 45 минут, физминутки, игровые моменты на уроках; уроки – экскурсии;
Классные часы в соответствии с возрастными особенностями.
Систематически проводятся необходимые беседы различного характера: о поведении в школе; режиме класса; поведении в столовой, на перемене; поведении в раздевалке; в приветствии взрослых людей.
Питание в столовой 80%.
Были проведены родительские собрания на темы:
Школа плюс родители. (Сентябрь)
Стили методы семейного воспитания – родительский всеобуч. (Октябрь)
Как поддерживать в школьниках желание учится. (Январь)
«Перелистывая страницы учебного года» (Май)
Очень интересно прошел праздник, посвященный Новому году. Ребята читали стихи, пели песни, танцевали, участвовали в конкурсах вместе с родителями.
В классе выбран родительский комитет, действует попечительский совет.
В целом учебный год завершен хорошо: 3 отличников, 10 хорошистов и 13 троечников. Успеваемость 100%. Качество обучения – 50 %.
Таким образом, анализ воспитательной работы показал, что в целом выбрано правильное направление воспитательного процесса, ребята успешно адаптировались в пятом классе и стали показывать хорошие результаты как в учебной, так и во внеучебной деятельности, коллектив сложился.
Классный руководитель 6 в класса /Андреева Н.Б./