Рабочая программа учебной дисциплины Культура делового общения
РАБОЧая ПРОГРАММа
уЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура делового общения
Екатеринбург, 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 071801 «Социально-культурная деятельность»
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Разработчик:
Сенокосова Н.К. – преподаватель
Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО СО «Свердловский колледж искусств и культуры»
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культура делового общения»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 071801 «Социально-культурная деятельность».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 071801 «Социально-культурная деятельность», а так же в качестве примерной программы вариативной части ФГОС без ограничений по другим группам специальностей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять деловое общение с соблюдением требования этики, эстетики и психологии общения;
- принимать решения, отстаивать свою точку зрения;
- использовать эффективные модели выхода из конфликтных ситуаций в общении с клиентами;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- психологические особенности общения;
- типы общения и его строение;
- закономерности общения;
- правила делового общения;
- этические нормы взаимоотношений с клиентами;
- основные приемы ведения беседы, консультирования;
- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 184 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
184
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
142
в том числе:
практические занятия
самостоятельная работа студентов
42
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Культура делового общения__________
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Сущность и формы делового общения
Тема 1.1. Сущность и основные характеристики общения
Сущность и основные характеристики общения. Общение как процесс взаимодействия и восприятия людьми друг друга. Содержание, цель и средства общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Исторический аспект возникновения и развития общения. Потребность в коммуникативном взаимодействии людей. Определение видов общения, их классификация. Специфика бытового и делового общения.
8
4
1.
Речь как основной элемент общей культуры. Культура речи, её функции.
Самостоятельная работа 1.
1. Найдите сходство с человеком, которого вы узнали всего несколько дней или даже часов назад. Постарайтесь найти не одно и даже не три, а 20 качеств, являющихся общими для вас с этим человеком
4
2.
Тема 1.2. Неречевые элементы общения
Невербальная коммуникация, как система знаков несловесного выражения, сопровождающая речевое высказывание. Мимика, жесты, темп речи, эмоции, и т.д. Особенности невербального общения. Учет дополнительных факторов в общении. Возрастные особенности поведения людей. Статус, выполняемые роли и групповая принадлежность. Барьеры общения. Внешний вид. Религиозная ориентация.
10
2
Общение как взаимодействие. Взаимное расположение собеседников. Позы и движения партнеров. Визуальный контакт. Характеристика личностных качеств, влияющих на общение. Проявление темперамента. Влияние характера на общение. Способности, репутация, Внешняя привлекательность, имидж и личный магнетизм.
10
2
Практическое занятие 1
Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
Самостоятельная работа 2
1.Определить тип темперамента сокурсника с помощью тестовых вопросов.
2.Определить подходящий круг деятельности, учитывая тип темперамента.
2
4
3
3
Тема 1.3. Специфика и формы делового общения
Определение сущности и важнейших особенностей делового общения. Основные принципы делового общения, способствующие достижению успеха в деятельности. Регламентированность делового общения. Разновидности делового общения. Императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Индивидуальное, групповое и публичное общение. Прямое и косвенное общение. Виды делового общения в зависимости от его целей. Основные зоны дистанции между собеседниками во время общения.
10
6
1.
2
Характеристика форм организации общения: деловой разговор, консультация, заседание, телефонное общение, переписка, переговоры, публичные выступления, презентация, пресс-конференция и т.д.
Индивидуальное деловое общение. Умение слушать. Подготовка и проведение деловых бесед и встреч, их цели.
Практическое занятие 2
Определение собственной стратегии взаимодействия (ролевая игра). Определение собственного стиля делового общения (тест). Создание собственной типологии стилей делового общения (дискуссия на основе просмотра видеоматериала). Выработка эффективных стратегий взаимодействия с деловыми партнерами разных типов.
Самостоятельная работа 3
1. Выбрать делового человека (известного вам и доступного для общения). 2. Провести беседу с выбранным испытуемым по следующим вопросам: Считает ли сам интервьюер себя деловым человеком? Почему? Кто/ что позволило,/ помогло ему стать таким, каким он является сейчас? В чем, по его мнению, секрет его успеха. Какими личностными качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в современном деловом мире? Как он относится к своим деловым партнерам?
Какие стратегии взаимодействия с деловыми партнерами он считает успешными и неуспешными?
2
4
3.
3
Раздел 2
Индивидуальное общение и работа с группой
Тема 2.1.
Подготовка и проведение собраний и совещаний
Разновидности общения в группе. Деловые совещания и собрания как наиболее распространенная форма группового обсуждения служебных вопросов. Подготовка и организация совещания. График совещаний. Классификация видов вопросов, возникающих в ходе переговоров: информационные, ознакомительные, контрольные, направляющие, альтернативные
6
6
1.
2
Переговоры как форма делового общения. Подготовка, ведение, завершение деловых переговоров и анализ их итогов. Подготовка рабочих и итоговых документов. Учет дополнительных факторов общения: внешний вид, возрастные особенности поведения, статус, выполняемая роль и групповая принадлежность.
Практическое занятие 3
Ролевая игра: отработка навыков проведения интервью. Для работы предлагается свободная тема, например,
1) политические симпатии студентов колледжа; 2) изучение удовлетворенности политикой администрации колледжа.
Деловая игра «Выбор руководителя»: микрогруппам предлагается для изучения характеристики деловых и личных качеств 4-х специалистов, претендующих на должность начальник отдела Задание: 1) методом мозгового штурма выделить необходимые и достаточные требования к должности «Начальник отдела», 2) методом дискуссии отобрать из числа имеющихся кандидатов наиболее подходящего на данную должность
Самостоятельная работа 4
Посмотреть производственную ситуацию "Деловое совещание" (видеофрагмент). 1. Дать оценку проведения делового совещания директором. 2. Результат решения заданий оформить отчетом. Разработать критерии эффективности делового совещания
2
4
3.
3
Тема 2.2
Публичные выступления.
Публичное выступление, его цели, особенности и виды. Этапы подготовки и проведения публичных выступлений. Подбор материала выступления.
Определение формы выступления. Экспромт. Составление плана. Запоминание текста. Репетиция. Выступление.
6
6
1
1