Программа патриотического воспитания школьников «Стань гражданином»
1. Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Настоящая программа разработана в целях систематизации целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы по формированию у учащихся патриотического сознания, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей, по воспитанию чувства верности Отечеству, своей малой родине, школе. Программа содержит систематизированное изложение концептуальных подходов школы к патриотическому воспитанию обучающихся и описание его основных направлений, определяет пути совершенствования содержания этой деятельности. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще являются нравственными идеалами, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса действий по патриотическому воспитанию учащихся. Этому способствуют складывающиеся в настоящее время тенденции, связанные с консолидацией общества и некоторым подъемом в нем патриотических настроений.
Патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие у обучающихся социально-значимых ценностей – гражданственности и патриотизма; воспитание у молодежи таких качеств, как трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, семье.
Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ «Жигайловская СОШ» школе на период с 2011 по 2015 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
2. Цели и задачи Программы
Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные
направления их решения
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.
Необходимо обеспечивать связь с патриотизмом всех основных школьных мероприятий, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью укрепляющей основы российской государственности.
Направления деятельности
1. Моя малая родина
Изучение истории своего села, района, области в ходе исследовательской работы учащихся.
Активизация деятельности школьного музейного уголка
Проведение экскурсий, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми.
Проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории.
Работа по благоустройству здания и территории школы путем проведения субботников и трудовых десантов.
Поддержание культурных традиций школы в ходе участия школьников в краеведческих викторинах, конкурсах.
2. Школьный музей
Данное направление деятельности состоит в совершенствовании работы школьного музейного уголка, расширении форм его деятельности, включая экскурсионную и исследовательскую.
3. Защитники Отечества
Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии – таково основное содержание этого направления программы патриотического воспитания. Оно предполагает проведение уроков мужества, фестиваля патриотической песни, военно-полевых сборов для юношей 10-11-х классов и других мероприятий.
Пропаганда воинской доблести и славы предусматривает встречи школьников с военнослужащими, ветеранами войны, конкурсы стенгазет и сочинений «История боевой награды», конкурс чтецов «О доблести, о подвигах, о славе», мероприятия по изучению военной истории Отечества.
4. Салют, Победа!
В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских конференциях, интеллектуальных играх, оказывают шефскую помощь ветеранам войны.
5. Здоровье
Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путем привлечения в спортивные секции, спортивные состязания, пропаганда здорового образа жизни, организация интересного досуга во внеурочное и каникулярное время – цель данного направления программы.
6. Экология и мы
В рамках данного направления осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, среди которых – конкурсы, викторины в рамках Дней защиты от экологической опасности.
7. Юные таланты
Данное направление программы предусматривает приобщение всех учащихся к творческой деятельности через систему дополнительного образования. Оно предполагает проведение смотров, творческих отчетов, фестивалей, конкурсов и праздников.
8. Забота
Оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям через организацию тимуровской работы и акций под девизом «Спешите делать добро».
Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскроется понимание истинного значения интернационализма;
- не получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
- проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания МБОУ «Жигайловская СОШ» остаются:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы в районе патриотического воспитания школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
4. Координация деятельности детской школьной организации в интересах патриотического воспитания школьников.
4. Контроль за реализацией Программы
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания, образования и просвещения, создан координационный совет при администрации МБОУ «Жигайловская СОШ», который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместители директора
2. Руководитель МО классных руководителей.
3. Руководитель музея
4. Учитель истории.
Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию:
Программа патриотического воспитания учащихся МБОУ «Жигайловская СОШ» реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы через следующие формы работы:
деятельность школьного музея;
разработка и реализация социально-значимых проектов;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
проведение социальных акций «Ветеран живёт рядом» «Обелиск»;
деятельность кадетского класса;
встречи с воинами-интернационалистами ;
проведение военно-спортивной игры «Зарница»;
тимуровское движение;
работа школьного пресс-центра;
историко-краеведческая деятельность;
проведение внеклассных воспитательных мероприятий на патриотическую тематику: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы,
5. Ожидаемые результаты:
Качественные результатами реализации Программы:
развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе;
формирование у старших школьников готовности к защите Родины;
развитие физических и волевых качеств;
воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
активизация творческого потенциала учащихся;
активизация исследовательской ученической работы в школе;
сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся;
привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
активизация потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
Создание элективных курсов и кружков патриотической направленности.
Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
Разработка исследовательско - поисковых работ учащихся.
План реализации программы «Стань гражданином»
№
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
Ожидаемый
результат
Формирование нормативно-правовой и методической базы патриотического
воспитания школьников
1.
Создать и периодически пополнять картотеку федеральных и местных законодательных актов по вопросам патриотического воспитания граждан.
в течение всего периода
зам.
директора
Нормативно-правовая база государственной политики в области патриотического воспитания.
2.
Разработать программу развития школьного музейного уголка
сентябрь
Рук.музея
Определение перспектив развития школьного музейного уголка
Методическая работа в области патриотического
воспитания школьников
1.
Организация и проведение семинара для классных руководителей по теме: Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития.
в течение года
зам.
директора
Повышение квалификации педагогических работников.
2.
Проведение заседаний МО классных руководителей по реализации программы патриотического воспитания.
в течение всего периода
руководитель МО классных руководителей
Методические разработки по организации патриотического воспитания.
3.
Организация занятий с педагогами по использованию ИКТ в работе по патриотическому воспитанию учащихся.
в течение года
Затынайченко Б.Д
Распространение передового опыта, совершенствование ИКТ-компетентности педагогов.
4.
Обобщение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе.
2015 г.
зам. директора
Распространение опыта патриотического воспитания
Направления деятельности по патриотическому воспитанию школьников
Моя малая родина
1.
Благоустройство пришкольного участка и школьной территории.
постоянно
Классные руководители
Развитие трудовых навыков
2.
Участие в конкурсе «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!
октябрь
Кл.рук 7-11 классов
Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к истории своего края. Формирование нравственных качеств и эстетического вкуса. Развитие коллективной деятельности
3.
Краеведческая викторина «Мой край – родная Белгородчина».
Ноябрь
ежегодно
руководитель музейного уголка
4.
Читательская конференция «Писатели и поэты о нашем крае».
Март
Уч.литер.
5.
Встречи с интересными людьми «Человек славен трудом».
в течение года
классные руководители
6.
Организация экскурсионных поездок «По городам и весям России».
в течение года
классные руководители
7.
Создание летописи села Жигайловка
2013-2014 год
классные руководители
8.
Мероприятия, посвященные 60-летию образования Белгородской области
2013-2014 год
классные руководители
Школьный музей
1.
Проведение тематических экскурсий:
- Историческое прошлое села;
- История школы;
- Наши земляки – участники Великой
Отечественной войны;
- Боль души - Афганистан
в течение года
Мезенцева О.В.
совет музея
Активизация исследовательской работы учащихся. Воспитание патриотизма и гражданственности средствами социально-значимой деятельности. Формирование чувства гордости за своих земляков и свою школу. Воспитание уважения к подвигу старшего поколения.
2.
Встречи с ветераном Великой Отечественной войны и тружениками тыла «От всей души».
январь, май
ежегодно
классные руководители
3.
Работа над пополнением и обновлением содержания виртуального музея
постоянно
руководитель музея
4.
Исследовательская работа, занятия в краеведческой секции учащихся.
постоянно
руководитель музея
5.
Участие в районном смотре-конкурсе школьных музеев и музейных комнат
апрель ежегодно
руководитель музея
Защитники Отечества
1.
Конкурс чтецов «О подвигах, о доблести, о славе»
декабрь
Мезенцева О.В.
Ковалева С.Н.
Воспитание молодежи в духе боевых традиций старших поколений.
2.
Конкурс сочинений «История боевой награды»
январь
учителя литературы
3.
Читательская конференция «Есть такая профессия – Родину защищать»
февраль
Мезенцева О.В.
4.
Конкурс «Вперед, мальчишки!»
Конкурс «Добры молодцы»
февраль
зам. директора по ВР,
классные руководители
Популяризация воинской службы. Повышение уровня спортивного мастерства, развитие творческих способностей, коллективной деятельности.
5.
Встречи с ветеранами афганской войны и участниками локальных конфликтов «Время выбрало нас»
февраль
классные руководители
6.
Участие в военно-полевых сборах 10 класс
май
ежегодно
учитель ОБЖ
Салют, Победа!
1.
Конкурс инсценировок «Песня в солдатской шинели»
апрель
Перевалова Т.П.
Воспитание патриотизма средствами искусства. Развитие творческих способностей.
2.
Конкурс рисунков «Годы, опаленные войной»
апрель
Мезенцева О.В.
3.
Уроки мужества «В жизни всегда есть место подвигу»
май
классные руководители
Приобщение молодежи к боевым традициям старших поколений. Развитие чувства гордости за свою страну.
4.
Поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы
май
Ученический совет
5.
Участие в Вахте памяти, праздничном шествии.
9 мая ежегодно
классные руководители
6.
День памяти
22 июня ежегодно
начальник лагеря
Увековечивание памяти павших за Родину.
7.
Мероприятия, посвященные битвам Великой Отечественной войны и важным датам:
- 70 летие Сталинградской битвы;
- 70 летие Курской Битвы;
- Блокада Ленинграда
2013-2014
Годы
классные руководители
Развитие чувства гордости за свою страну.
8.
70 летие Великой Победы
2014-2015 уч.г
Здоровье
1.
Занятия кадетского кружка «Юный стрелок»
Весь период
учителя физкультуры
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
2.
Дни здоровья «Ходить не вредно, вредно – не ходить!»
1 р/чет
зам. директора по ВР
3.
Занятие в футбольной секции
Весь период
Коняев А.В.
4.
Конкурс рисунков
- «Нет вредным привычкам»
- «Добрая дорога детства»
сентябрь
январь
учитель ИЗО
5.
Игра «Знатоки на дорогах»
Конкурс-соревнование юных инспекторов движения «Безопасное колесо»
октябрь
апрель
Коняев А.В.
5.
Дискуссия для старшеклассников «Можно ли быть свободным без ответственности?» 9-11 кл.
октябрь
Совет профилактики
6.
Соревнования «Веселые старты» для учащихся 5-7 кл.
октябрь
Коняев А.В.
7.
Круглый стол «Влияние вредных привычек на физическую и умственную работоспо-собность» для учащихся 8-11 кл.
декабрь
Работники ФАП
8.
Тематические классные часы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
в течение года
классные руководители
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
9.
Классные походы «Километры здоровья»
в течение года
классные руководители
10.
Участие в районной спартакиаде
в течение года
Коняев А.В.
Экология и мы
1.
Участие в экологических десантах во время проведения походов.
в течение года
классные руководители
Совершенствование экологического воспитания. Посильный вклад школы в сохранении природы и социальной среды. Развитие коллективной деятельности.
2.
Беседы на классных часах, уроках биологии и географии «Здоровый мир – здоровый человек»
в течение года
классные руководители
3.
Проведение тематических классных часов в рамках Дня защиты от экологической опасности.
апрель ежегодно
классные руководители
4.
Организация трудовых десантов по уборке школьной территории и оформлению школы.
в течение года
классные руководители
5.
Создание школьных уголков заботы
в течение года
классные руководители
6.
Участие в конкурсе на самый уютный и красивый класс
в течение года
классные руководители
7
Участие в городской акции «Чистый четверг»
апрель
соц.педагог
8.
Акция «Зеленая столица»
летний период
учитель биологии
Юные таланты
Работа школьных объединений-художественно-эстетического и эколого-биологического направлений.
в течение года
Педагоги ДО
Формирование нравственно-эстетических качеств учащихся, расширение кругозора, развитие творческих способностей. Создание психологически комфортного культурно-образовательного пространства для успешного самоопределения и самореализации детей. Приобщение к школьным традициям.
Праздник «Первый звонок»
сентябрь
Перевалова Т.П.
День самоуправления, посвященный Дню Учителя.
октябрь
классные руководители
Осенний бал
октябрь
классные руководители
День пожилого человека
октябрь
классные руководители
День матери
ноябрь
классные руководители
Новогодний праздник
декабрь
Перевалова Т.П.
Участие в районом фестивале «Белгородские жемчужины»
По положению
Перевалова Т.П.
Вечер встречи выпускников
февраль
Перевалова Т.П.
Развитие творческих способностей. Приобщение к школьным традициям
Выставка декоративно – прикладного творчества «Грани мастерства»
апрель
Педагоги ДО
Праздник Последнего звонка
май
Перевалова Т.П.
Выпускной вечер 11 классы
июнь
классные руководители 9, 11 классов
Забота
1.
Тимуровская работа
в течение года
классные руководители
Формирование потребности в заботе о старшем поколении, в социально ответственном поведении.
2.
Сбор гуманитарной помощи для малоимущих семей «Спешите делать добро»
декабрь
Перевалова Т.П.
3.
Мероприятия, посвященные присоединению Крыма
классные руководители
Кл.руководители
Тематика общешкольных линеек
1.
Подведение итогов общешкольного Дня здоровья
сентябрь
Зам . директора
Формирование гражданских качеств
2.
«Суд над огнем» - выступление школьной агитбригады
октябрь
3.
День народного единства
ноябрь
4.
Наши добрые дела
декабрь
5.
«Мы хотим жить» - выступление школьной агитбригады
январь
6.
День воина-интернационалиста
февраль
7.
Опозданиям – нет!
март
8.
О внешнем виде школьников
апрель
9.
Вот и стали мы на год взрослей (подведение итогов)
май
Программа патриотического воспитания школьников «Стань гражданином»
МБОУ «Жигайловская СОШ» (2011-2015 г.г)
13PAGE 15
13PAGE 141315
15