Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельностив старшей группе
Цель. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, зрительное восприятие, мышление, связную речь. Обогащать и активизировать словарь по теме «Осень». Закреплять знания о цвете. Формировать навыки сотрудничества.
Материал и оборудование. Мольберты. Репродукции осенних пейзажей. Письмо. Коробка с квадратами из цветного оргстекла. Костюм художника. Доска. Разноцветные листья из бумаги. Лист ватмана с незаконченным рисунком. Фартук, акварельные краски, влажные салфетки, кисти, клеёнка - на каждого ребёнка.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель. Скажите, кого называют художником и чем занимаются люди этой профессии? (Ответы детей.) Хотите побывать в мастерской художника? (Да.)
Дети входят в групповую комнату, где расставлены мольберты с репродукциями картин. На столе лежат коробка и письмо.
Воспитатель. Где же художник? Странно, его нет в мастерской. Смотрите, он оставил нам письмо. (Распечатывает письмо, читает.) «Здравствуйте, ребята! Извините, что не смог встретиться с вами. Мне срочно нужно было идти на выставку в художественную школу. Я не успел закончить картину, которую рисовал для вашего осеннего праздника. Помогите мне её дорисовать. Буду вам очень благодарен. Художник». (Указывает на доску, где прикреплён лист ватмана с незаконченным рисунком.) Ну что, поможем художнику? (Да.)
Звучит аудиозапись песни «Да здравствует сюрприз!»
(муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина).Смотрите: коробка! Наверное, художник оставил её для нас. Интересно, что внутри? (Достаёт из коробки квадраты из цветного оргстекла.)
Что это? (Разноцветные стёкла.) Какие яркие! Может быть, они волшебные? Давайте рассмотрим их и поиграем с ними. Возьмите любое понравившееся стекло и рассмотрите его. Рита, какого цвета твоё стекло? (Жёлтого.) А у тебя, Артём? (Синего.) У всех стёкла разного цвета. Какие они? (Разноцветные.) Какое стекло на ощупь? (Гладкое, скользкое.) На что оно похоже? (На льдинку, на гладкую плитку.) Приложите стекло к щеке, какое оно? (Прохладное.) Если посмотреть через цветное стекло, то мир вокруг покажется необычным, волшебным.
Дети смотрят сквозь стёкла, описывают свои впечатления.
Воспитатель. Яркие цвета этих стёкол напомнили мне самое нарядное время года.
Падают, падают листья.
(Разбрасывает разноцветные листья.)
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени.) Как вы догадались? (Ответы детей.)
Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
А вы любите собирать осенние листья? (Да.)
Проводится разминка.
Дети читают стихотворение и собирают листья заданного цвета
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать!
Жёлтые листья берёзы,
Красные листья рябины,
Бордовые с пышного клёна,
Рыжие с тонкой осины. Бурую дуба листву соберём,
Маме осенний букет отнесём!
Воспитатель. Молодцы! Покажите красные (жёлтые, бордовые, рыжие, бурые) листья. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Не пожалела осень ярких красок для деревьев. А какие ещё цвета осени вы знаете? Вспомните, какими бывают осенью небо, солнце, трава, тучи. (Осеннее небо серое. Солнце бледно-жёлтое. Трава бурая, а тучи сизые.) Наверное, художник неспроста оставил эти разноцветные стёклышки. О чём он вас просил? (Дорисовать картину.) Некоторые художники выкладывают изображение из разноцветных плиток или кусочков стекла. Такие картины называют мозаикой. Попробуйте сложить из стёклышек разноцветную мозаику. Но перед началом работы надо размяться.
Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Дети выкладывают на столе мозаичное изображение.
Воспитатель. Как красиво! Но картина, начатая нашим художником, не похожа на мозаику. Как же нам использовать цветные стёкла? Кажется, я догадалась. Некоторые художники рисуют, делая кусочками стекла необычные отпечатки. Давайте и мы попробуем дорисовать картину с помощью отпечатков. Эта картина должна стать украшением зала на осеннем празднике, поэтому постарайтесь выбирать цвета, которые любит осень.
Звучит аудиозапись «Оранжевой песни» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова, Г. Горина). Дети надевают фартуки и приступают к работе: наносят краски разного цвета на цветные стёкла, прикладывают их к листу ватмана, затем пририсовывают детали. Входит художник (взрослый в костюме).
Художник. Здравствуйте, дети! Какая замечательная осенняя картина! Это вы нарисовали? (Да.) Я так редко использую приём рисования «от пятна». Как вы сумели разглядеть в этих пятнах краски столько изображений!? Олег, что ты увидел в своём отпечатке? (Лес и опавшие листья.) А ты, Катя? (Горы и осеннее солнышко.)
Дети поочерёдно рассказывают о фрагментах картины, созданных ими.
Художник. Как вам удалось нарисовать яркие пятна таких разнообразных форм?
Воспитатель. Дети, расскажите художнику, с помощью чего вы рисовали. (Ответы детей.)
Художник. У вас получилась красивая композиция. Мне нравится эта осенняя картина. Спасибо за помощь.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Уважаемый художник, вы не могли бы сфотографироваться с детьми на память?
Художник. С радостью!
Воспитатель фотографирует детей и художника рядом с картиной.
Художник. До встречи! Я приеду украшать ваш зал к осеннему празднику. Надеюсь, вы мне в этом поможете. До свидания!