План-конспект по окружающему .миру на тему Мир глазами эколога( 4 класс)
План-конспект урока.
«Мир глазами эколога».
ФИО (полностью) Малышева Валентина Николаевна
Место работы Г Красноярск, МБОУ СШ № 17
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 4 «А»
Тема «Мир глазами эколога»
Предметная программа и её автор Окружающий мир, А.А. Плешаков
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению материала о представлении взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы. «Жить или выживать на этой планете?»
Задачи урока 1.Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.
2.Выявлять известное и неизвестное. 3. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
4. Воспитывать бережное отношение к природе,, коммуникативные качества, сотрудничество.
Тип урока Урок постановки учебной задачи.
Модель организации Работа в группах, в парах сменного состава.
Необходимое оборудование Презентация, картинки для составления плакатов в группах, карточки для составления правил» Друзей природы» - для каждой группы, Карточки с текстами-24 штуки по заданной тематике( по 6 штук на каждую группу), составление синквейна по теме « Природа», плакаты-схемы.
Структура и ход урока Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
№ Этап
урока Решаемая задача Деятельность ученика Деятельность учителя
Название используемой литературы
Примечание
1 2 3 5 6 7
1 Адаптационный этап 1.Адаптировать учеников к деятельности на уроке
Слушают, отвечают на вопросы, дополняют.
Называют страну, город, район, улицу, где живут.
( несколько человек)
На планете Земля.
Поддерживаем чистоту, уют, моем посуду, убираем территорию, готовим пищу, поддерживаем дружеские отношения в семье, не ссоримся, умеем договариваться…
Жить дружно. Беречь природные богатства. Хорошо относиться к природе.
Уметь договариваться мирным путем. Не воевать.
2-3 человека рассказывают, об осени, о животных, о лесе и т.д.
Актуализация знаний:
- Ребята, кто из вас знает адрес, по которому проживает?
- А где проживает все человечество?
-Что вы делаете, чтобы в вашем доме было уютно?
-А что надо делать всем людям на планете Земля, чтобы было всем уютно и хорошо?
- А что вы можете рассказать о красоте природы?
- А как сохранить эту красоту?
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выполнять предлагаемые задания, самостоятельно находить нужный материал,работать с разными источниками.
Метапредметные:
:соблюдать правила работы в группе, взаимодействовать при совместном выполнении видов заданий на протяжении всего рабочего времени.
2 Мотивация учебной деятельности 2.Мотивация учебной деятельности.
Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы
Составляют план работы по теме. Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.
План работы по теме « Мир глазами эколога».
- составляют правила на альбомных листах. Вывешивают на доску.
- не рвать…
- не ломать…
-не мусорить…
-беречь природу…
-помогать природе выжить…
-беречь растения и животных.
Вред, наносимый окружающей среде, заставляет задуматься, почему нужно беречь природу?
называют:
-ботаника, -----зоология, ------биология. Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
Чему же мы можем научиться, изучив этот раздел?
План.
-составить несколько правил « Друзей природы»
Беседа:
_А почему нужно беречь природу?
- А кто знает, какая наука занимается изучением связи между живыми существами и окружающей средой?
А еще есть наука- экология.
-А чем занимается эта наука, мы узнаем, изучив некоторый материал.
3 Основной этап 1.Формирование знаний отношений действий опыта
Слушают, вступают в диалог, задают встречные вопросы
Узнаем:
для чего нужна экология?
- И нужна ли она вообще?
Научимся: составлять плакаты,
синквейны, правила .Будем учиться:
смотреть на существующие проблемы глазами эколога
каждая группа работает по карточкам в соответствии с названной проблемой.
Затем презентуют свои выступления.
Сегодня мы будем смотреть на мир глазами эколога.
И в конце урока ответим на вопросы:
-Для чего нужна экология?
- И нужна ли она вообще?
-Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поработать в группах
(и впарах сменного состава)
- вопросы в группах:
1 группа: «Загрязнение окружающей среды- это проблема»
2 группа:
«Загрязнение атмосферы- проблема»
3 группа:
«Загрязнение водной среды
-проблема»
1. карточки для каждой группы( по 6 штук)
Работа в группах.
Работа в парах сменного состава.
Выступают группы.
2.Разрешение интеллектуального затруднения Наблюдают, слушают рассказ, делают вывод о роли темы.
Отвечают на вопросы учителя.
Работая в группах, выполняют задание.
Доказывают свой выбор. Нет, не нова проблема охраны природы?
Если не охранять природу, а истреблять ее богатства, то хуже будет нам, людям, сами будем травиться и быстрее умрем.
С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут, о природе, о ее пользе для человека.
- Итак: как вы думаете, нужна ли эта наука людям?
- А нова ли проблема охраны природы?
Представьте, что вы юные экологи.
- Как бы вы защищали природу?.В результате обсуждения на доске появляется запись:
Наука, которая собирает, изучает, накапливает, анализирует, помогает беречь природу. Это экология.
Она нужна людям.
Картинки - помощники для плакатов, клей, фломастеры, маркеры.
Заслушиваются ответы детей по выполненному заданию:
Работают в группах по 6 человек..
. 4 Творческий этап Закрепление знаний, отношений,опыта на основе их применения
Плакаты выполняются в группах, вывешивают на доску.
Выполняют, взаимодействуя с одноклассниками
( Сначала взаимопроверка в группах, а затем доказательство у доски.)
Ответы команд выслушиваются.
Предлагаю вам
Поработать в группах. Нарисуйте
( сделайте) плакат о
защите окружающей среды.
Как бы вы стали защищать природу от браконьеров, от тех, кто ее уничтожает?
,
Листы бумаги в каждой группе, фломастеры, клей, картинки для плаката
5 Рефлексия Итог урока
Ответы, умозаключения. По презентации рассказывает ученик выводы,
которые позволяют
обобщить материал.
Высказывания ребят.
Составляют и читают синквейны.
Какие выводы вы можете сделать?
-Что же вы узнали?
Чему научились?
В чем испытываете затруднение?
Как вы думаете. Достигли ли мы цели , которую поставили в начале урока? используется презентация « Мир глазами эколога
Синквейн по теме. 6 Домашнее задание творческого характера. Дома По учебнику с 71-76 читают, пополняют знания.
По синквейну составляют небольшой рассказ об охране природы..По учебнику с 71-76 Прочитать, пополнить знания.
По синквейну составить небольшой рассказ об охране природы..Ответить на вопрос « Что вредит природе???
И как бороться с вредителями природы?
Поискать материал по теме.(- разные источники)
Представить можно по - разному: доклад-рассуждение,
Презентация.
Свой выбор передачи приготовленного материала.
Помощь родителей разрешается в оформлении дом. Работы
Таблица 2.
Перечень материалов, используемых на уроке.
№ Название Тип Форма предъявления информации (иллюстрация, опыты, презентация.) Примечание.
1 Учебник А.А. Плешакова Картинки, вопросы картинки, презентации Тема « Мир глазами эколога»
2 Картинки, тексты Картинки, тексты. Иллюстрации, работа с текстами Картинки по загрязнению окружающей среды, схемы по охране окружающей среды.
3 Разные источники Работа с разными источниками информации Чтение, применение. \энциклопедии,
Книги о природе,
Из интернета материалы.
Использованная литература
1.Учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков
2.картинки, изображающие природу.
3.презентация» Мир глазами эколога»
4. Карточки для работы в группах по теме « Загрязнение окружающей среды, водоемов, атмосферы.
5.Разные виды литературы по теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Листы « А -4» - на каждую группу.
на них подписи:
ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ
-
-
-
-
-
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
( по проблемам : «Загрязнение окружающей среды»-1
« Загрязнение атмосферы»-2
« Загрязнение водной среды» -3)
Карточки для первой группы.
Карточка 1- 1. «Загрязнение окружающей среды»
Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах: Загрязнение окружающей природной среды.
Истощение природных ресурсов.
Разрушение природной среды.
Карточка 1-2. «Загрязнение окружающей среды»
Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли.
Карточка 1-3
«Загрязнение окружающей среды»
Загрязнение окружающей среды подразделяется на несколько видов:
Пылевое.
Газовое.
Химическое(в том числе загрязнение почвы химикатами).
Ароматическое.
тепловое (изменение температуры).
И многие другие.
Карточка 1-4
«Загрязнение окружающей среды»
Источником загрязнения
Окружающей среды выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт).
Карточка 1-5
«Загрязнение окружающей среды»
Разрушительная деятельность человека загрязняет окружающую среду. Задумайтесь о будущем.
Все в ваших руках.
Карточка 1- 6.
«Загрязнение окружающей среды»
Мусор.
Свалки.
Вредные выбросы.
Можно ли исправить ситуацию?
Люди! Берегите планету. Надо жить , а не выживать на планете «Земля»…
Карточки для второй группы.
Карточка 2-1
«Загрязнение атмосферы»
Жизнь не стоит на месте.
Человек решил покорить себе природу.
И наша планета стала болеть.
Многие предприятия выбрасывают в атмосферу газы, которые загрязняют воздух.
Множество машин своими выхлопными газами разрушают кислород.
Транспорт, электростанции, сельское хозяйство являются источниками загрязнения атмосферы.
Карточка 2-2 «Загрязнение атмосферы»
Пыльные бури, вулканы, выветривание, разложение живых организмов, являются естественными источниками загрязнения атмосферы.
Любите родную природу - озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.
Карточка 2-3 «Загрязнение атмосферы» Атмостферный воздух - один из важнейших жизнеобеспечивающих природных компонентов на Земле - представляет собой смесь газов и аэрозолей атмосферы.
Загрязнения атмосферы - это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на растения, животных, микроорганизмы; на качество жизни человека.
Карточка 2-4 «Загрязнение атмосферы»
Лесные пожары.
Засуха.
Мусор ( бытовые отходы)
Ядовитые вещества.
Выхлопные газы от транспорта.
Ветры, вихри, торнады, бури.
Промышленность берет из атмосферы много кислорода.
Загрязняется воздух и почва.
Уменьшение растений.
Карточка 2-5 «Загрязнение атмосферы»
Вырубка древесины.
Выжигание, выкорчевывание деревьев для увеличения угодий.
Уничтожение лесов.
Разрыв цепей питания.
Уменьшение кислорода.
Разрушение почвы.
Гибель растений и животных.
Изменение климата.
Все эти факторы загрязняют атмосферу.
Карточка 2 - 6
Дана нам возможность экологами стать.
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса.
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать.
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.
Давайте бережно относиться к планете, на которой мы живем.
Мир в наших руках!
Карточки для третьей группы
Карточка 3-1
« Загрязнение водной среды»
Основные пути загрязнения гидросферы:
бактерии,
биологическое загрязнение, механическое загрязнение,
Нефть и нефтепродукты,
Сточные воды,
Тяжелые металлы,
Кислотные дожди.
Радиактивное загрязнение.
Тепловое загрязнение.
Карточка 3-2
« Загрязнение водной среды»
Рост населения, расширение старых и возникновение новых городов значительно увеличили поступление бытовых стоков во внутренние водоемы. Эти стоки стали источником загрязнения рек и озер болезнетворными бактериями. В еще большей степени загрязняют водоемы моющие синтетические средства, широко используемые в быту
Карточка 3-3
« Загрязнение водной среды»
Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн т нефти и до 20% Мирового океана уже покрыты нефтяной пленкой.
Загрязнение Мирового океана водным транспортом происходит по двум каналам: морские и речные суда загрязняют ее отходами.
Карточка 3-4
« Загрязнение водной среды»
Большое количество сточных вод, нефтепродуктов и даже жидкие радиоактивные отходы поступают в реки и озера различных регионов мира.
В России из 60 км кубических сточных вод ,по меньшей мере, треть попадает в окружающую среду без всякой очистки.
Карточка 3-5
« Загрязнение водной среды»
Идет борьба за спасение крупнейшего в мире пресного водохранилища – озера Байкал, признанного достоянием человечества.
Целлюлозно – бумажный комбинат на его берегу использует воду Байкала для производственного процесса и недостаточно очищенные воды сбрасывает в озеро.
Карточка 3-6
« Загрязнение водной среды»
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Берегите воду, ведь без нее человек может прожить всего три дня.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Листы ватмана - для каждой группы.
Клей, ножницы, картинки, фломастеры, маркеры
Для составления плакатов по « Охране окружающей среды»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Примерный синквейн -ПРИРОДА
- Красивая, разная
- Охранять, заботиться, беречь
- Срубили лес, посадите новый.
- Жизнь
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Презентация « Мир глазами эколога»
( можно взять из интернета или составить самим)