Дополнительная общеразвивающая программа Юный эколог
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный эколог»
Уровень: основное общее образование
Направленность: эколого - биологическая
Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Карпачева Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Алексин
2014
Пояснительная записка
Несмотря на ряд существенных достижений современной науки, мы продолжаем сталкиваться с огромным количеством опасных явлений для человечества: загрязнения воздуха, воды и почвы; демографические проблемы и рост потребления; стремительное сокращение биоресурсов и полезных ископаемых и т.п.
Изучение основ знаний о живой природе в современных условиях приобретает особенно важное значение. Необходимо готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.
Нам нужно изучить и понять сложную систему, которую представляет собой планета Земля, эту огромную экосистему, в которой поток материи и энергии упорно пересекает любые границы между средами, является основой процессов обмена веществ в живых организмах. Здесь велика роль биологической науки. Именно она в состоянии не только поставить и уточнить диагноз, но и предугадать его заранее для того, чтобы определить способы лечения. Она стоит на страже здоровья людей, она берет на себя ответственность за объективность и научность оценок.
Необходимо прививать детям любовь к природе, показываются ее величие, красоту и ранимость, мир сложных взаимодействий живой природы, человека и среды, экологии и здоровья. Это важная ответственная работа, ибо результат ее влияет на экологическую грамотность и нравственность подрастающего поколения. Очевидно, только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить стиль мышления хозяйственных руководителей, поведение каждого гражданина. Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо или электроэнергия.
Актуальность программы
Обучение по данной программе помогает детям осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека. А также позволяет понять, что человек – часть живой природы и его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа, руководствоваться этими законами в своих поступках. Дети смогут понять необходимость сохранения всего многообразия жизни, раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов и современные проблемы экологии, а также осознать актуальность сохранения благоприятной окружающей среды как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Особенность программы
Экологические проблемы городов – особо актуальны для каждого жителя крупного населенного пункта. Поэтому, данная программа затрагивает прежде всего вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека.
Цель программы - формирование у обучаемых экологического мышления, стремления принимать личное участие в охране природы, в решении экологических проблем.
Задачи программы:
1. Обучающая
- дать основы знаний о живой природе;
- сформировать представление об экосистеме нашей планеты;
объяснить влияние экологических факторов на здоровье человека.
2.Развивающая - развивать творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
- формировать интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);
- развивать исследовательские навыки и умения, основы проектного мышления (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).
3. Воспитательная
- прививать любовь к природе;
- воспитывать социально- активную личность неравнодушную к проблемам загрязнения окружающей среды;
- формировать стремление принимать личное участие в охране природы, в решении экологических проблем.
Направленность программы – эколого-биологическая.
Условия вхождения в программу - собеседование.
Срок реализации программы – 1 год.
Оптимальный возраст для освоения программы – 11-13 лет.
Форма и режим занятий
Занятия осуществляются исходя из 4 академических часов в неделю и включают в себя: теорию, практику, экскурсии, походы, внеурочную работу.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа в год). Продолжительность занятий 45 минут с 10 минутным перерывом.
Количество детей в группе 12 -15 человек.
Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического объединения (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).
Ожидаемые результаты
повышение уровня экологической грамотности;
развитие творческих способностей учащихся;
внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
практические мероприятия: участие в конкурсах, акциях и пр.;
Учебно – тематический план
144 часа ( 4 часа в неделю)
№ п/п
Название темы
Часы
(общие)
Часы
(теорет)
Часы
(практич)
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Введение в экологию. Основные экологические понятия
18
12
6
3.
Экология растений
22
14
8
4.
Экология животных
24
14
10
5.
Городская экология
26
18
8
6.
Экологическая агитбригада
20
2
18
7.
Экологические проекты
14
4
10
8.
Экологические экскурсии, акции, конкурсы
16
2
14
9.
Итоговое занятие
2
2
-
Всего
144
69
75
Содержание программы
Вводное занятие (2 час.)
Теория: Знакомство с целями и задачами объединения, с правилами ТБ
Приктика: Выбор эмблемы объединения.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный, творческий)
Введение в экологию. Основные экологические понятия. (18 час.)
Теория: Основные законы экологии. Среда обитания. Экологические факторы. Биологические сообщества. Биоценоз. Фитоценоз. Зооценоз. Вид. Ареал. Популяция. Основные характеристики популяции. Трофические цепи. Экологическая пирамида. Биоритмы. Фотопериодизм.
Практика: Изучение фитоценоза микрорайона «Шахтерский». Построение экологической пирамиды. Подсчет численности популяции.
(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный).
3. Экология растений (22 час.)
Теория: Растения – источник энергии и органических веществ на Земле. Видовое разнообразие и жизненные формы растений. Экологические группы растений. Растения – хищники, растения – паразиты. Световой, температурный и водный режим растений.
Фитоценоз леса, луга, парка. Охраняемые растения. Первоцветы нашего края.
Практика: Изготовление гербария и составление флористического списка растений нашей местности. Реферат о первоцветах нашего края.
(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий).
4. Экология животных (24 час.)
Теория: Роль животных в природе. Условия существования животных. Животный мир суши. Животный мир морей и рек. Сезонные изменения в жизни животных. Отношения между животными различных видов. Численность животных. Человек и животные. Охрана животных.
Практика: Изучение видового состава орнитофауны Алексинского района. Реферат о бабочках нашего края. Составление кроссворда о животных.
(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий).
Городская экология (26 час.)
Теория: Город и человек. Загрязнение окружающей среды. Влияние городской среды на здоровье человека. Роль растений в городской экосистеме. Озеленение. Городские парки и скверы. Жизнь животных в городе. Деятельность человека и влияние его на окружающую среду. Транспорт и его влияние на окружающую среду. Экологические проблемы нашего города. Промышленные предприятия г. Алексина и их влияние на экологическое состояние окружающей среды. Микроклимат городских помещений. Комнатные растения. Фитонциды
Практика: Изучение видового состава и экологического состояния древесных и кустарниковых пород микрорайона «Шахтерский». Составление экологической карты г. Алексина. Выявление источников загрязнения территории микрорайона Шахтерский.
(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта).
Экологическая агитбригада (20 час.)
Теория: Экологические агитбригады – массовые формы экологического просвещения.
Практика: Создание сценария выступления. Распределение ролей. Разучивание текста. Подбор музыкального сопровождения. Разучивание вокальной партии. Разучивание танцевальных движений. Подбор и изготовление реквизита. Репетиции.
(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта).
Экологические проекты (14 час.)
Теория: Цели и задачи проекта. Требования к оформлению проекта. Оформление постера.
Презентация.
Практика: Выбор темы проекта. Постановка целей и задач. Обзор литературы по теме проекта. Выполнение практических заданий и исследований. Оформление проекта. Подготовка проекта к защите. Предзащита и защита проекта.
(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта).
Экологические экскурсии, акции, конкурсы (16 час.)
Теория: Ознакомление с положениями конкурсов.
Практика: Экскурсии в природу, в Алексинский художественно – краеведческий музей, по заповедным объектам г. Алексина и Алексинского района. Участие в экологических конкурсах разного уровня. Экологические акции: «Не руби елочку!»; «Кормушечка»; «Живи, родник!».
(Методы обучения: деятельностный, словесный, иллюстративный, репродуктивный, творческий, привлечение личного эмоционального опыта).
Итоговое занятие. (2 час.)
Подведение итогов. Анализ результатов работы объединения за год.
(Методы обучения: словесный, иллюстративный),
По завершению обучения по данной программе обучаемые должны
Знать:
- основные законы экологии;
- основные экологические понятия;
- экологические группы растений;
- охраняемые растения нашего края;
- видовой состав фауны Тульской области;
- экологические проблемы нашего города;
Уметь:
- оперировать экологическими законами и понятиями;
- составить описание фитоценоза данного биотопа;
- изготавливать гербарий;
- работать с атласами и определителями;
- составлять экологическую карту;
- работать над экологическим проектом;
Методическое обеспечение
Характеристика возрастной группы
Главное содержание подросткового возраста (11-15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.
Наряду с обучением детей элементарным навыкам творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Общие методические приемы, применяемые педагогом на занятиях в объединении, подчиняются следующим принципам:
-принцип сотрудничества (педагог-ученик – единомышленники, сотрудники: вместе находят путь к истине и делают открытие при максимально доброжелательном и комфортном психологическом микроклимате);
-принцип повторения (повторение материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками при каждом повторении);
-принцип количества (количество накопленных знаний постепенно переходит в качество);
-принцип доступности (объяснение материла, подбор репертуара в соответствии с возрастными особенностями учащихся);
-принцип дифференцированного подхода (с программой должны справляться все, а для сильных учеников, подбирается более сложный материал).
Формы и методы обучения
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В ходе реализации программы отдается предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
- стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины);
- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
- обеспечивают формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей), а также традиционные методы (беседа, наблюдения, опыт, и практические работы);
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений, основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений);
- вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения и агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли).
При реализации программы целесообразно:
– Применять образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; исследовательские, проектные методы обучения; технология игрового обучения; обучение в сотрудничестве (групповая работа); здоровьесберегающие технологии.– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.– Контроль за выполнением программы курса, осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:- наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;
- специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты и др.);
- инструменты и принадлежности для практических работ;
- раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.).
Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция подростков.
Литература для педагога
Бабенко В.Г. Богомолов В.Д., Экология животных., М., «Вентана-граф», 2008
Матвеева Г.В., Тарабрин А.Д., Ботаника., М., «Агропромиздат», 1983
Серебрякова Т.И., Еленовский А.Г., Биология., М., «Просвещение», 1999
Храбрый В.М., Школьный атлас – определитель птиц., М. «Просвещение», 1988
Гуманитарный экологический журнал. Киев, «Логос», 2003
Борейко В.Е., Экологическая этика. Киев- 2004
7. Энциклопедический справочник. Белгород, «Клуб семейного досуга», 2011
8. Интернетресурсы.
Литература для детей
9. Борейко В.Е., Словарь по экологической этике. Киев, 2003
10. Плешаков А.А., Атлас – определитель «От земли до неба», М. «Просвещение»,
2013
11. Моисеев В., Наедине с природой., Чимкент, «Аурика», 1993
15