Программа экологического кружка «Юный эколог»
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золотой ключик»
Согласованно
Старший воспитатель МАДОУ
Д/С "Золотой ключик"
_______________ И.Ю.Семёнова Утверждаю
Заведующий МАДОУ
Д/С "Золотой ключик"
_____________ В.Ю. МурзинаПрограмма экологического кружка
«Юный эколог»
в средней группе
на 1 год
Руководитель: Таранова
Татьяна Анатольевна
п.Таксимо2014 г.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
Задачи экологического кружка «В мире природы»:
Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
Основные направления экологического кружка «В мире природы».
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах: Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей. Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности. Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. Принцип системности. Деятельность планируется систематически. Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
игровые ситуации; наблюдение, беседа, исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность,
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Несколько видов явлений неживой природы.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Тематический план
экологического кружка «Юный эколог»
HYPERLINK "http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/ekologicheskii-kruzhok-fantazery-perspektivnyi-plan" \l "#"
№ Тема Задачи
Сентябрь
1 «Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду.
Уточнить представления детей о садовых работах осенью.
Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.
2 «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Уточнить знания детей об уходе за овощами.
Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.
3 За грибами мы пойдем. Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы.
4 Развлечение:
«К нам осень пришла!» Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью.
Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.
Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво.
Октябрь
5 «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения.
Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.
Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.
6 «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
Закрепить названия детенышей домашних животных.
Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать.
7 «Как звери к зиме готовятся!» Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы).
Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания.
Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.
8 Развлечение:
«К нам гости пришли» Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания.
Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры.
Ноябрь
9 «Осеннее дерево» Познакомить с осенним деревом – рябиной.
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.
Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды.
10 «Перелетные птицы» Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг.
Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей.
Активизировать словарь детей: перелетные , юг.
11 «Воробьишка» Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи.
Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья.
Развивать интерес к наблюдениям за птицами.Активизировать словарь детей: зимующие , перелетные.
12 Развлечение: «Синичкин праздник» Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах.
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе.
Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры.
Декабрь
13 «Снежинка»
опыт Закрепить знания о снежинке.
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти.
Учить видеть красоту природы.
Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка.
14 «Волшебная льдинка»
опыт Познакомить детей с понятием – лёд.
Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов.
Воспитывать осторожность на льду.
Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед.
15 «Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.
Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.
Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Активизировать словарь детей: красавица, зеленая.
Январь
16 «Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой.
Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки.
Активизировать словарь детей: зимующие , холодно, голодно.
17 «Мороз – удивительный художник»
опыт Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать воображение и творчество.
Активизировать словарь детей: морозные узоры.
Февраль
18 «Выращиваем лук на окошке»
опыт Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке.
Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию опыта.
Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.
Активизировать словарь детей: полезный, горький.
19 Комнатные растения. Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия.
Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим.
Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать.
Активизировать словарь детей: комнатные , протирать, поливать.
20 «Полезные витамины» Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце.
Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище.
Активизировать словарь детей: здоровый, больной.
21 Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» Продолжать формировать знания о лесных обитателях.
Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Март
22 «Наши четвероногие друзья – собака» Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.
Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни.
Активизировать словарь детей: бездомная, укусит.
23 «Птицы прилетели» Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.
Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Активизировать словарь детей: перелетные , чирикают.
24 «Сосульки».
Звенит капель.
опыт Познакомить с понятием – капель.
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками.
Формировать осторожность и опасность около домов.Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель.
Апрель
25 «К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев.
Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
Активизировать словарь детей: весенняя , греет.
26 «Первые цветы в природе» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам.
Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.
Воспитывать интерес и любознательность.
Активизировать словарь детей: подснежники, нежные.
27 «Водичка – водичка»
опыт Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека.
Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды.
Закрепить значение грязной и чистой воды.
Активизировать словарь детей: грязная , чистая.
28 Развлечение
«Русская березка» Формировать представления у детей о русской березе.
Расширить знания об охране природы.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Активизировать словарь детей: красивая , белоствольная.
Май
29 «Солнышко на травке» Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе.
Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы.
Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода.
30 «Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.
Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме.
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Активизировать словарь детей: страшно, испугались.
31 «Божья коровка» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.
Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых.
Активизировать словарь детей: летают, жужжат.
32 Итоговое развлечение:
«В мире природы» Развлечь детей.
Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому.
Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.
Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей экологического кружка « В мире природы» для детей средней группы.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.
Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (Название и характерные особенности времен года) Имеет частично представления. Не имеет представления.
Знает природные явления (дождь, ветер, снег) Знает частично. Не знает.
Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя. Частично имеет представления. Не имеет представления.
овощи фрукты ягоды овощи фрукты ягоды овощи фрукты ягоды
Владеет навыками ухода за растениями. Владеет частично. Не владеет.
Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя. Имеет частично представления. Не имеет представления.
Дикие животные. Домашние
Животные. Дикие птицы. Домашние птицы Насекомые. Детеныши. Дикие животные. Домашние
Животные. Дикие птицы. Домашние птицы Насекомые. Детеныши. Дикие животные. Домашние
Животные. Дикие птицы. Домашние птицы Насекомые. Детеныши.
Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода). Знает частично. Не знает.
Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ). Отражает свои впечатления частично. Не отражает.
Знает правила поведения в природе. Знает частично. Не знает