Статья по педагогике на тему Компетенции
Понятия «Компетенция», «Компетентность». История организации компетентностного подхода к обучению.
Понятия «компетенция», «компетенность» в практике образовательной деятельности стали употребляться в 70-е годы ХХ века. В трудах Р.Уайда (1959), Н.Хомского (1965), МакКеланда (1973) эти понятия вводятся в рамках competence-based – образования, основанного на компетенциях. Начавшиеся в то время в мире интегративные процессы потребовали сквозную оценку квалификации и профессиональных навыков, а также соотнесения документов об образовании, полученных в разных странах. Термин «компетенция» происходит от латинского «competentia», что означает ведение, способность.
В настоящее время происходит смена парадигмы образования. Роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включается только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости пользоваться источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Зуновский и компетентностный подходы достаточно близки, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Рассмотрим пример, позволяющий провести более точное различие между существующими подходами.
Подход
Основной результат обучения
Примеры типичных форм контроля результатов обучения
Пример контролируемого задания
Знаниевый
Владение знаниями
Экзамены по билетам. Тест
Дать развернутый ответ на вопрос «Жестокость воды и пути ее устранения».
Зуновский
Владение умениями
Изложение. Сочинение. Типовая расчетная задача. Демонстрация опыта
Продемонстрировать опыт, иллюстрирующий взаимодействие жесткой воды с моющими средствами.
Компетентностный
Готовность использовать полученные знания, умения, навыки в незнакомой жизненной ситуации
Ранее не встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследовательского или практико-ориентированного проекта.
Предположить и продемонстрировать на практике несколько альтернативных способов решения проблем, решения проблем стирки белья в условиях местности с очень высокой степенью жестокости воды.
Более детальное рассмотрение представленной таблицы убеждает, что компетентностный подход не заменяет «зуновский» подход, он скорее дополняет, расширяет его рамки, показывает возможность применения полученных на уроке умений в жизни, в незнакомой ситуации. Естественно предположить, что если у школьника нет соответствующих знаний и умений по предмету, то в незнакомой ситуации выход может быть найден только в том случае, если у него есть интуиция. Компетентностный подход предполагает более широкий диапазон применения качеств личности. Развитие критического, творческого мышления, формирование креативного, эвристического подхода к решению проблем является одним из главных принципов его реализации.
Принято считать, что образование, основанное на компетенциях сформировалось в 70-х годах прошлого века в Америке. Как отметил Н.Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией и употреблением». Только в идеализированном случае употребление является непосредственным отображением компетенции. Именно «употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального. «Употребление», по Н.Хомскому, связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками , связано с самим говорящим с опытом самого человека. В то же время в работе Р.Уайта категория компетентности содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию. Таким образом, в 60-х годах прошлого века уже рассматривались различия между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее практикуется как основанный на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности позволяет условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании.
1 этап (1960-1970 годы) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий «компетенция» «компетентность». С этого времени начинаются исследования разных видов языковой компетенции, вводится понятие «коммуникативная компетентность».
2 этап (1970-1990 годы) характеризуется использованием категории в теории и практике обучения языку , а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению.
В работе Дж.Равена «Компетентность в современном обществе» дается развернутое толкование компетентности. Это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной». Эти компоненты могут заменить друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. В этой книге Дж.Равен приводит 37 компетенций. Обращает на себя внимание широкая представленность в различных видах компетентности категории «готовность», «уверенность», «способность», «ответственность».
Исследователи и в мире, и в России начинают не только изучать компетенции, но строить обучение, имея в виду формирование компетенций как конечный результат процесса образования. (Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, Л.А. Петровская). В России в 1990 оду вышла книга Н.В.Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения». Компетентность рассматривается ею в виде «свойства личности».
·
Виды профессионально-педагогической компетентности (по Н.В.Кузьминой)
1.Специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины.
2.Методическая компетентность в области способов знаний, умений учащихся.
3.Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4.Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.
5.Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
3 этап (начало 90-х годов ХХ века). Характеризуется появлением работы А.К.Марковой (1993,1996 гг.), где профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. В структуре профессиональной компетентности учителя
А.К.Маркова выделяет четыре блока:
1.Профессиональные психологические и педагогические знания.
2.Профессиональные педагогические умения.
3.Профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией.
4.Личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
Вопросы ключевых компетентностей как результата образования обсуждаются на форумах Европейского сообщества (Совет Европы) и всего мира (ЮНЕСКО). Так, в докладе международной конференции для ХХI века «Образование: скрытое сокровище» Жак Делор сформировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
В этих стратегических задачах, по сути, определены ключевые компетентности как результат образовании, то есть не только получить систему научных знаний, но и научиться применять их на практике.
А именно: приобрести квалификацию в более широком смысле компетентности, которая дает возможность справляться с различными ситуациями, постоянно учиться, чтобы быть на уровне требований времени, работать в группе, так как чаще всего в реальной жизни человек добивается результатов именно в группе единомышленников.
В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы был поставлен вопрос, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести учащиеся, как для успешной работы, так и для дальнейшего обучения в вузе. В обобщающем докладе В.Хутмахера было отмечено, что все исследователи предпочитают понимать под компетенцией «Знаю, как» в противоположность «Знаю, что». Участниками симпозиума взяты на вооружение следующие 5 компетенций, которым должны владеть европейцы.
Компетенции
Содержание компетенции
Социальная
Способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявления сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества.
Коммуникативная
Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерного программирования, умение пользоваться системой Интернет.
Информационная
Обладание информационными ресурсом, владение информационными технологиями, критическое отношение к полученной информации.
Специальная
Подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов своего труда.
Когнитивная
Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности.
В последние годы обоснования и уточнения смысла компетентности обострилась в связи с модернизацией общего среднего образования, разработкой новых стандартов его содержания.
В этом плане в России и Казахстане проведена определенная работа. Так в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» (Россия 2001) была дана попытка объяснения понятия «Компетентность». Отмечено, что это «понятие шире понятия знание, или умение, или навыка, оно включает их в себя».
2.3. Модель образования, ориентированного на результат.
Образование, ориентирование на результат, в Республике Казахстан заявлено в 2003 году в качестве модели, внедряемой в государственной системе среднего образования (Концепция развития образования РК до 2015г.).
Впервые термин «Образования, ориентированное на результат» (ООР) по данным экспертов фонда «Сорос-Казахстан» применил американский педагог Билл Спейди.
Для создания такой модели образования в Казахстане предусматривается реализация следующих мер:
Разработка системы целей образования в виде ожидаемых результатов (компетентностей) на 3-х уровнях: а) национальный уровень: какого человека и гражданина общество хочет получить в результате обучения б) уровень широких образовательных областей, в которых цели формируются в виде ключевых компетенции в) уровень образовательных предметов (предметные компетенции).
Создание системы внешнего текущего и итогового оценивания. Предусматривается разработка правил оценивания учебных достижений обучаемых, создание рейтингово-накопительной системы оценивания, промежуточный итоговый государственный контроль (ПГК, ЕНК), а также участие в международных сравнительных исследованиях PISA,TIMSS,PIRLES и.т.д.
Изменение принципов организации обучения, роли ученика от пассивного получателя знаний, умений и навыков к активно-познающему субъекту образовательного процесса.
Создание системы вовлечения всего сообщества в процессе обсуждения ожидаемых результатов среднего образования и путей их достижения на основе данных мониторинга.
15