Программа экологического кружка Юный эколог

МОУ «Петрецовская СОШ»
Вохомский район
Костромская область






.













Автор: Гречухина
Светлана Анатольевна
учитель биологии и химии
МОУ «Петрецовская СОШ»
Вохомского района
Костромской области








С. Никола 2012

I. Пояснительная записка
Методологическая основа программы. Как приобщить школьников к научному познанию и вовлечь их в практическую деятельность по изучению и восстановлению окружающей природной среды родного края? На этот вопрос отвечает предполагаемый школьный экологический кружок для учащихся, обучающихся по типовым и альтернативным программам по биологии для средней и основной школы. Программа кружка полезна для учителя биологии в разных типах общеобразовательных учреждений: в гимназиях, лицеях, колледжах с экологическими классами или эколого-биологическим профилем обучения Костромской области. В экологической работе с учениками программой кружка может воспользоваться широкий круг учителей биологии:
1. Учителя, ориентирующие в работе на модель общего экологического образования, т.е. занимающиеся экологизацией традиционно сложившихся учебных предметов.
2. Учителя, работающие по типовой программе специального базового курса по экологии.
3. Учителя, реализующие наиболее перспективную смешанную модель общего экологического образования, согласно которой знакомство школьников с экологией осуществляется при изучении предметов биологии и экологии самостоятельно.
Вполне логично использование предлагаемой программы учителям – разработчикам программ по экологической тематике.
Объектом работы учащихся на учебных занятиях в школе, природе и дома является растительный и животный мир Костромской области.
Экология и охрана фауны и флоры рассматривается в программе во взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволяет широкое применение учебного краеведческого материала для решения экологических ситуаций местного значения.
Экологическое образованием необходимо охватывать людей всех возрастов. Начинать его надо с юных граждан страны, которые своими действиями и поведением оказывают определённое негативное или позитивное влияние на экологическое качество и состояние локальных уголков родного края. Этим объясняется перспективность регионального подхода к общему образованию школьников.
Обширность территории, богатство Костромского края биологическими ресурсами ставит проблему охраны на принципы формирования и развития экологической культуры учащихся, поэтому программа содержит базовые социально-значимые экологические знания о растениях и животных Костромской области, которые, в первую очередь, определяют экологическую культуру школьников.
Кружковые занятия обеспечивают огромные возможности для приобщения учащихся школ области к экологическим традициям населения Костромской области, имеющим многовековые корни. Они могут научить ребят умениям общения с природой, а в будущем помогут решать социально-экологические задачи производства, жизни и быта без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
От руководителей данного кружка зависит качество экологического воспитания молодого поколения, которому необходимо уже сейчас решать экологические проблемы на уровне нового мышления о взаимоотношениях человека и окружающей среды.
Программа экологического кружка рассчитана на учащихся 5, 6, 7 классов, и рассчитана на 102 часа (три года по 34 часа на год) и может изучаться школьниками последовательно в течение всех этих лет обучения.
В целях обеспечения формирования у учащихся современного представления о мире растений и животных Костромского края специально отобраны учебные темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растений и животных, усилены связи экологии растительного и животного мира области с общением школьников с природой родного края.
Темы экологического практикума указаны ориентировочно и могут быть изменены в связи с особенностями местных условий, контингента школьников по усмотрению учителей.
Программа не диктует: она предлагает и подсказывает учителю биологии как облегчить свою задачу по организации и проведению экологического кружка в школе.
Она ориентирована на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к биологии, умений правильно проводить опыты и исследования, способствует выбору профиля обучения, развитию творческих способностей учащихся.
Курс имеет биолого-экологическую направленность: способствует формированию целостного представления о природе и месте человека в ней, знакомит с экологическими проблемами своего района, развивает практические умения в проведении опытов и исследований.
Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством воспитание изучения растительного и животного мира Костромской области.
Основные задачи:
1. Расширить интерес в области знаний о природе своего края.
2. Способствовать развитию творческой личности.
3Развивать чувство патриотизма, любви к окружающей природе.
4. Воспитывать нравственно- бережного отношения к природе.
5. Воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим.
Работа проводится по трем направлениям:
1. Теоретическое.
Задачи: а) Закрепить, расширить, углубить знания по растительному и животному миру Костромской области.
б) Выяснить экологические проблемы своего края.
в) Воспитывать интерес и любовь к родной природе.
2. Практическое.
Задачи: а) Организовать участие в мероприятиях по охране и преобразованию природы.
б) Изготовить наглядный материал для уроков биологии.
в) Прививать трудовые навыки и умения.
г) Воспитывать ответственность за порученное дело.
3. Исследовательское.
Задачи: а) Формировать умения и навыки при научно-исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего края.
б) Изучить фольклор своего села, в котором говорится о растениях нашей местности.
в) Воспитывать ответственность за порученное дело.
Актуальность программы кружка «Юный эколог» вызвана значимостью рассматриваемых экологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются :
системность;
целостность;
объективность;
научность;
доступность для учащихся основной школы;
реалистичность;
практическая направленность.
региональность
Кружок предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных, ИКТ и развивающих.
Усвоение материала по программе курса прослеживается через отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты, проекты, сочинения, поделки
Формы организации учебной деятельности в рамках курса кружка: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, встречи с приглашёнными специалистами, круглые столы, экскурсии. Программа включает работу на учебно-опытном участке.
Особенности содержания. В программу курса включён как теоретический материал, так и практические занятия, кроме этого входит дополнительный материал по истории, биологии, географии, литературе краеведческого характера, то есть, занятия интегрированные. Следует сотрудничать с библиотекой, районным краеведческим музеем, со старожилами села.








1-й год работы кружка

II основное содержание программы
Введение (1ч).

Тема №1 Растения и осень. (4ч).
Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Плоды, их классификация. Природный материал. Правила сбора. Правила сушки.
Лабораторная работа «Плоды, их классификация».

Тема №2 Леса костромской области. (15ч).
Экологические проблемы наших лесов. Ель – основная хвойная порода. Берёза – символ России. Берёзовый сок – правила заготовки. Волчье лыко,
Венерин башмачок, Купальница европейская, Ландыш майский. Причины их исчезновения.
Виды кормушек. Правила изготовления кормушек.
Разнообразие лесных ягод. Правила сбора. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях.
Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения
лекарственного сырья.
Витаминные растения леса. Растения – красители.
Лес – место труда и отдыха человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу.
Паспорт дерева.
Приспособление растений к условиям совместного существования в лесу. Животные – распространители плодов и семян. Насекомые опылители. Насекомые вредители растений леса.
Охраняемые насекомые костромской области. Охраняемые птицы. Дятлы: чёрный, седой, зелёный, белоспинный, трехпалый. Совы: филин, белая сова, ястребиная сова, бородатая неясыть, длиннохвостая неясыть, ушастая сова, мохноногий сыч, воробьиный сычик. Охраняемые млекопитающие. Заяц-русак. Барсук. Росомаха. Ёж обыкновенный. Причины их исчезновения.
Виды кормушек, скворечников. Правила изготовления кормушек, скворечников.
Лес – богатство нашей области.

Тема №4 Размножение и уход за растениями (6ч).
Условия прорастания семян. Способы вегетативного размножения. Пикировка – для чего она нужна. Фиточай.
Лабораторная работа «Условия прорастания семян».
Лабораторная работа «Способы вегетативного размножения».

Второй год работы кружка.
Введение (1ч)

Тема №1 Растения и осень (3ч).
Работа с природным материалом. Простой и сложный лист; дуговое, параллельное, сетчатое жилкование. Строение листа.
Лабораторная работа «Определение жилкования листьев».

Тема №2 Реки – основные водоёмы Костромской области. (13)
Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах. Значение водных ресурсов в жизни области. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения водоёма.
Бобры, ондатры, утки, выдры – животные рек. Их приспособление к жизни в воде.
Воздействие человека на экологическое состояние рек. Меры по охране растений и животных рек. Водный источник – основа жизни растений,
животных и людей. Пробы воды.
Исследовательская работа «Жизнь малой реки – Медведицы».

Тема №3 Птицы – друзья человека.(3ч)
Ремонт и изготовление кормушек и скворечников.

Тема №4 Размножение и уход за растениями (6ч).
Определение всхожести семян. Условия необходимые для прорастания семян.
Комнатные растения в легендах и мифах. Уход за комнатными растениями, их вредители, меры борьбы с вредителями.
Пикировка. Что это? Для чего она нужна.

Третий год работы кружка
Введение (1ч)

Тема №1 Осенние явления (3ч)
Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к
осени. Работа с природным материалом. Подведение итогов опытов на
пришкольном участке.

Тема №2 Биоиндикация (8)
Биоиндикация Растения биоиндикаторы. Загрязнение воздуха. Лишайники нашей местности, их классификация.
Лабораторная работа «Определение лишайников».
Лабораторная работа «Определение площади покрытия лишайниками деревьев».
Лабораторная работа «Определение примесей в воздухе».

Тема №3 Болота Костромской области (5ч)
Характеристика лекарственных, съедобных, медоносных растений болота.
Охраняемые растения болота. Клюква – ягода болота. Рациональный сбор и охрана ягодных ресурсов. Правила поведения в местах массового посещения болот.
Лабораторная работа «Изучение морфологии и анатомии мха сфагнума».

Тема№4 Птицы друзья человека. (4ч)
Ремонт и изготовление кормушек и скворечников.

Тема №5 Размножение и уход за растениями (5ч).
Преимущества семенного размножения. Определение всхожести семян.
Лабораторная работа «Определение всхожести семян Тагетеса Высокого»























III. Тематическое планирование.
1-й год работы кружка

Тема
Кол-во
часов
Опорные понятия
Форма
проведения
Форма
контроля

1

1
1. Наметить план работы кружка.
Мозговой штурм
План работы

2
«Осенние явления в жизни растений»
1
1. Признаки осени.
2. Отличия осенней погоды от летней.
3. Подготовка растений к осени.
4. Сбор природного материала.
Экскурсия
Сочинение

3
«Осенние фантазии».
2
1. Природный материал. ПрЂ°авила сбора. Правила сушки.
Мастерская
Поделка из природного материала

4
«Плоды, их классификация»
2
1. Плоды, их классификация.
2. Подведение итогов работы на участке
3. Сбор разнообразных плодов для оформления коллекции.
Экскурсия
1. Оформление коллекции «Плоды».
2.Оформление опытов.


5
«Леса нашего района».
1
1. Доклад лесничего вохомского района.
2. Экологические проблемы наших лесов.
Круглый стол
Составление листовки «Правила поведения в лесу»


6
«Лесообразующие породы Костромских лесов».
2
1. Ель – основная хвойная порода.
2. Берёза – символ России.
3. Берёзовый сок – правила заготовки.
Устный журнал
Доклады

7
«Редкие и исчезающие растения леса».
2
1. Волчье лыко, Венерин башмачок, Купальница европейская, Ландыш майский.
2. Причины их исчезновения.
Проект
Оформление Красной книги Костромской области и её презентация.

8
«Покормите птиц зимой».
1
1. Виды кормушек.
2. Как правильно изготовить кормушку.
Акция
Изготовление кормушки.

9
«Лесные ягоды».
2
1.Разнообразие лесных ягод.
2. Правила сбора.
3. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях.
Проект
Презентация проекта.

10
«Лесные травы».
2
1. Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
2. Витаминные растения леса.
3. Растения – красители.
Проект
Презентация проекта.

11
«Охрана леса».
1
1. Лес – место труда и отдыха человека.
2. Охрана лесов.
3. Правила поведения в лесу.
Устный журнал
Памятка как вести себя в лесу

12
«Составление паспорта дерева».
4
1. Выбор дерева для наблюдения. Его фотографирование.
2. Схема наблюдения
3. Сбор легенд, сказаний о дереве.
4. Оформление материала.
Практическое занятие
Реферат

13
«Связь растений леса со средой обитания и жизнью животных».
2
1. Приспособление растений к условиям совместного существования в лесу.
2. Животные – распространители плодов и семян.
3.Насекомые опылители.
4. Насекомые вредители растений леса.
5. Охраняемые насекомые костромской области.
Устный журнал
Тестирование

14
«Редкие и исчезающие животные леса».
3
1.Охраняемые птицы. Дятлы: чёрный, седой, зелёный, белоспинный, трехпалый. Совы: филин, белая сова, ястребиная сова, бородатая неясыть, длиннохвостая неясыть, ушастая сова, мохноногий сыч, воробьиный сычик. 2. Охраняемые млекопитающие. Заяц-русак. Барсук. Росомаха. Ёж обыкновенный,
3.Причины их исчезновения.
Проект
Защита проекта «Красная книга Костромской области» по подтеме «Редкие и исчезающие животные леса».

15
«Встреча пернатых друзей».
2
1. Виды скворечников.
2. Правила изготовления скворечников.
Творческая мастерская
Ремонт старых скворечников. Изготовление и развешивание скворечников.

16
«Лесные сюрпризы».
1
Заключительное занятие по теме «Лес – богатство нашей области».
Игра


17
«Каким я вижу учебно-опытный участок своей школы».
1
1. Планирование отделов пришкольного участка.
2. Выбор опытов.
3. Анкетирование (Что я хотел бы вырастить на пришкольном участке).
Мозговой штурм

Составление плана работы на пришкольном участке.

18
«Семенное размножение».
1
1. Условия прорастания семян.

Лабораторная работа
Посев семян астр, бархатцев, цинний, декоративного подсолнечника, томатов на рассаду.

19
«Вегетативное размножение растений».
1
1. Способы вегетативного размножения.

Лабораторная работа
Озеленение учебных кабинетов, коридоров школы.

20
«Пикировка».
1
1. Пикировка – для чего она нужна.
Трудовой час
Рассаживание рассады.

21
Работа на пришкольном участке.
1

Трудовой десант
1. Уборка прошлогодней листвы.
2. Обрезка старых ветвей у деревьев, кустарников.
3. Обкопать кусты.

22
«Делу - время, потехе – час».
1
1. Подведение итогов работы кружка.
2. Чаепитие
3. Конкурс «Чей чай вкуснее». (Чай из травяных сборов).
3. «Жалобная книга природы»
гостиная
Выставка работ, выполненных учащимися за год.
Проведение мероприятия «»Жалобная книга природы


2-й год работы кружка.


Тема занятия
Кол-во
часов
Опорные понятия
Форма проведения
Форма контроля

1
«Как здорово, что мы сегодня собрались»

1
1. Наметить план работы кружка.
2. Выбор темы для исследовательской работы.
3. Экскурсия на учебно-опытный участок школы.
4. Сбор природного материала и закладка его на сушку.
5. Результаты работы на участке.
6. Оформление опытов.
Мозговой штурм, экскурсия.
1.План работы кружка.
2.Оформление альбома «Учебно-опытный участок МОУ Петрецовская СОШ».

2
«Жизнь малой реки – Берёзовка».
2
1. Взятие проб воды, проведение исследований.
2. Определение чистоты воды.
3. Изучение растительности реки.
4. Изучение животного мира реки.
Экскурсия
сочинение

3
«Осень, очей очарованье».
1
1. Изготовление поделок из природного материала.
Творческая мастерская
Конкурс поделок

4
«Простые и сложные листья. Жилкование листьев».
1
1.Простой и сложный лист; дуговое, параллельное, сетчатое жилкование.
2. строение листа.
Лабораторная работа
1. Оформление раздаточного материала по темам «Простые и сложные листья», «Жилкование листьев»

5
«Осенний калейдоскоп»
1
2. Награждение самых активных учащихся за работу на пришкольном участке..
3. КВН «Осенний калейдоскоп»
КВН
1. Подведение итогов работы на учебно-опытном участке.


6
«Растительный и животный мир рек Костромской области».
3
1. Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах.
2. Значение водных ресурсов в жизни области.
3. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения водоёма.
4. Бобры, ондатры, утки, выдры – животные рек. Их приспособление к жизни в воде.
5. Воздействие человека на экологическое состояние рек.
6. Меры по охране растений и животных рек.
7. Водный источник – основа жизни растений, животных и людей.
Устный журнал
Доклады

7
«Покормите птиц зимой».
1
Составление экологической сказки
Литературное творчество
Экологическая сказка

8
«Жизнь нашей малой реки».
3
1. Подбор литературы по данной теме.
2. Обработка результатов, полученных в ходе осенней экскурсии на реку.
Исследовательская работа
Реферат




9
«Паспортизация комнатных растений».
2
1. Определение видового названия комнатных растений школы.
2. Выяснить родину растений.
Практическая работа
Создание карточек - паспорта для каждого растения.

10
«Встреча пернатых друзей»
2
1. Ремонт старых и изготовление новых скворечников.
2. Конкурс рисунков «Наши пернатые друзья»
Акция
1.Выставка рисунков.
2. Развешива-
ние скворечников

11
«А знаешь ли ты?»
1
Экологическая обстановка в мире.
Круглый стол
Сообщения детей на экологическую тему.

12
«Каким я вижу учебно-опытный участок своей школы».
1
1. Планирование отделов учебно-опытного участка.
2. Выбор опытов, которые будем закладывать.
3. Анкетирование (что хотели бы вырастить на участке).
Мозговой штурм.

Составление плана работы на пришкольном участке.

13
«Семенное размножение».
1
1. Определение всхожести семян.
2. Условия необходимые для прорастания семян

Практическая работа
Посев семян цветочных культур, томатов, перцев на рассаду.

14
«Комнатные растения».
1
1.Комнатные растения в легендах и мифах.
2. Уход за комнатными растениями, их вредители, меры борьбы с вредителями.
Проект
Книжка – раскладушка о комнатных растениях.

15
«Пикировка рассады»
1
Пикировка. Что это? Для чего она нужна
Практическая работа
Рассаживание рассады.

16
Школа наш дом, а я хозяин в нём.
3

Трудовая вахта
1. Уборка территории у школы.
2. Подкормка кустов органическим удобрением.
3. Обрезка кустов.
4. Разбивка клумб.

17
До новых встреч». Заключительное занятие
1
1. Подведение итогов работы кружка.
2. Игра «Экологическая биржа»
Игра
Выставка работ, выполненных за учебный год.


3-й год работы кружка.

Тема
Кол-во
часов
Опорные понятия
Форма
проведения
Форма контроля

1
«Добро пожаловать»
1
Вводное занятие.
Наметить план работы кружка.
Мозговой штурм
план работы кружка.
Выбор темы для исследовательской работы.

2
«Осенний лес»
1
1. Признаки осени.
2. Отличия осенней погоды от летней.
3. Подготовка растений к осени.
Экскурсия
Сбор природного материала.

3
«Осенние узоры»
1
Работа с природным материалом
Творческая мастерская по изготовлению поделок из природного материала.
Конкурс поделок.

4
«Наш учебно-опытный участок»
1
1. Результаты работы на участке.
2. Оформление опытов.

Экскурсия
Оформление альбома «Учебно-опытный участок Медведицкой ООШ».

5
«Биоиндикация».
2
1 Биоиндикация
2. Растения биоиндикаторы.
3. Загрязнение воздуха.
Лекция
Тестирование

6
«Состояние воздуха с. Никола».
5
1. Экскурсия «Лишайники нашей местности». (Сбор лишайников на территории с.Никола).
2. Определение лишайников.
3. Оформление коллекции «Лишайники».
4. Определение площади покрытия лишайниками деревьев.
5. Определение примесей в воздухе.
6. Обработка полученной информации.
Исследовательская работа
Оформление исследовательской работы

7
«Покормите птиц
зимой».
1
1. Ремонт кормушек.
2. Изготовление кормушек.
Акция
Развешивание кормушек в парке у школы, детского сада.

8
«Живи, мой край»
1

1. Конкурс рисунков.
Выставка рисунков

9
«Болото – это экосистема».
1
1. Взаимосвязь растений животных, почв, вод в экосистеме болота.
2. Типы болот.
Лекция
Тестирование

10
«Основные растения болота».
2
1. Характеристика лекарственных, съедобных, медоносных растений болота.
2. Л/Р. «Изучение морфологии и анатомии мха сфагнума».
3. Охраняемые растения болота.
4. Клюква – ягода болота.
5. Рациональный сбор и охрана ягодных ресурсов.
6. Правила поведения в местах массового посещения болот.
Устный журнал
Сообщения

11
«Животные болота».
1
1. Ондатра, кулики, кроншнеп. Их приспособления
к жизни на болоте.
Беседа
Сообщения

12
«Встречаем пернатых друзей»
1
1. Ремонт скворечников.
2. Изготовление новых скворечников.

Акция
Развешивание скворечников в парках у школы, у Дома культуры.

13
«Природа нашего края».
1
1.Природа в кадре.
2. Оформление материала.

Стенд

14
«Каким я вижу учебно-опытный участок своей школы».
1
1. Планирование отделов учебно-опытного участка.
2. Выбор опытов, которые будем закладывать.
3. Анкетирование (Что хотели бы вырастить на участке).
Мозговой штурм

Плане работы пришкольного участка

15
«Семенное размножение».
1
1. Преимущества семенного размножения.
2. Определение всхожести семян Тагетеса Высокого.
Лабораторная работа
Посадка семян цветов, томатов на рассаду.

16
«Что? Где?
Когда?»
1

Игра.


17
Работа на пришкольном участке
1
1. Уборка территории у школы.
2. Обрезка кустов.
3. Подкормка кустов органическими удобрениями.
Трудовой десант


18
«До скорых встреч» заключительное занятие
1
1. Подведение итогов.
2. «Угадай растение»
Игра
Презентация работ.






















IV. Ожидаемые результаты:

1. Развитие бережного отношения к природе родного края, любви к окружающему миру, чувств патриотизма.
2. Расширение кругозора по растительному и животному миру Костромской области.
3. Умение правильно проводить и оформлять исследовательскую работу.
4. Умение анализировать результаты исследований и делать выводы.
5. Знание фольклора своего края.
6. Развитие эстетического вкуса у детей.
7. Сплочение разновозрастного коллектива.
8. Усовершенствование трудовых навыков.
9. Пополнение демонстрационного и раздаточного материала к урокам биологии.
10. Оформление папки «Творческие работы учащихся».
11. Оформление папки «Экологическое воспитание – составная часть краеведения».








































V. Рекомендуемая литература.

1. Биология в школе №6 1998год. Статья Ремезова Г.Л. «Экологическая индикация».
2. Воронцов Л.И. Харитонова Н.З. Охрана природы. – М.: Педагогика, 1988.
3. Лукянов Н.Н., Попова Л.П. С природой рядом. – Ярославль, 1981.
4. Матрусов И.С. Педагогика и психология 11\1976.
5. Михеев А.В., Пашканга К.В., Родзевич Н.Н., Соловьёва М.П. Охрана природы. - М.: Просвещение, 1990.
6. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991.
7. Оценка экологического состояния природных комплексов. Практикум для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ. – Кострома: студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003.
8. Природа Костромской области и её охрана. – Ярославль, 1973.
9. Ром В. Дронов В.П. География России 9класс. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 1995.
10. Сборник методик полевых экологических исследований. – Кострома,
1996.
11. Стефан, Спурр, Бертон В., Барнес. Лесная экология. - М.:Лесная промышленность, 1984. Я.
12. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:|Авт.– сост. Чижевский. А.Е. «Издательство АСТ», 1998
























Авторская программа
экологического кружкаTimes New Roman"Юный эколог"15