Авторская образовательная программа для экологического кружка «Юный эколог»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Авторская образовательная программа
для экологического кружка «Юный эколог»
Составила – учитель биологии
Латыпова Г.И.
Альметьевск 2010
Пояснительная записка
Проблема экологического образования является одной из наиболее дискутируемых в российской публицистике. Экологическое образование развивается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. На современном этапе под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Экологическое образование является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России. Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Научить ребенка сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательное отношение с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. И, следовательно, возрастает роль школы в формировании экологической культуры детей – будущих граждан планеты Земля.
Программа ориентирована на учащихся среднего звено. Программа рассчитана на 144 часа и включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий отводится на приобретение новых знаний, умений, навыков о природе и обо всем окружающем нас мире. Именно на теоретических занятиях детям прививается любовь к природе, как бесценному дару человечеству. Практическая же часть отводится на закрепление полученного багажа знаний, на развитие речи, логического мышления, творческого потенциала детей. Ребята учатся общаться, сотрудничать, соревноваться друг с другом. Программа ориентирована на тесное сотрудничество руководителя и учащихся, занимающихся в группе.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Цель программы:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
Задачи программы:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике знания, полученные в кружке;
объяснить сложность глобальных проблем;
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Контингент учащихся:
Программа разработана для учащихся 5-6х классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Средний школьный возраст-12-13 лет.
Материально- техническая база:
Учебно-наглядные пособия по экологии, классная доска, диафильмы.
Формы реализации программы:
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимаются детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
По окончании года обучения учащийся должен:
знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
определиться в выборе дальнейшего курса обучения.
Тематический план
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Всего
теория
практика
экскурсии
1
Вводное занятие.
4
2
2
-
1
Раздел I. Введение в экологию
12
10
-
2
Основные составляющие природы.
2
2
-
-
2
Природа - наш общий дом
2
2
-
-
3
Основы экологического образования
2
2
-
-
4
Экосистема
4
2
-
2
5
Основные экологические термины и понятия
2
2
-
-
Раздел II. Воздушная одежда Земли
12
10
2
1
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
2
2
-
-
2
Свойство воздуха
4
2
2
-
5
Воздух, значение его чистоты для живых организмов
2
2
-
-
6
Кислотные дожди
2
2
-
-
7
Озоновый слой
2
2
-
-
Раздел III. Вода на Земле
18
1
Свойства воды.
4
2
2
-
2
Круговорот воды в природ.
2
2
-
-
3
Вода и живые организмы
2
2
-
-
4
Растительный и животный мир морей и океанов
2
2
-
-
5
Охрана морей и океанов
2
2
-
-
6
Подземные воды, ледники, родники, реки, озера.
2
2
-
-
7
Охрана пресных водоемов
4
2
2
-
Раpдел VI. Почва
10
1
Почвообразование
4
2
2
-
2
Почва – среда обитания организмов
2
2
-
-
3
Почва – это богатство страны
2
2
-
-
4
Загрязнение почв и их охрана
2
2
-
-
Раpдел VII. Лес
12
1
Классификация лесов
2
2
-
-
2
Функции леса
4
2
-
2
3
Факторы, влияющие на исчезновение леса
2
2
-
-
4
Борьба с лесными пожарами
2
2
-
-
5
Защита лесов от вредителей и болезней
2
2
-
-
Раpдел V I Биосфера
16
1
Что такое биосфера
2
2
-
-
2
Живые организмы – основа биосферы
2
2
-
-
3
Разнообразие растений, их роль в биосфере
4
2
2
-
4
Разнообразие животных и их роль в биосфере
4
2
-
2
5
Бактерии, их роль в биосфере
2
2
-
-
6
Грибы, их роль в биосфере
2
2
-
-
Раpдел V II. Многообразие животных и растений
14
1
Домашние животные их виды и приносимая человеку польза
6
2
2
2
2
Комнатные растения
4
2
2
-
3
Лесная аптека
2
2
-
-
4
Красная книга
2
2
-
-
Раpдел V III. Биоэкология
12
1
Экология насекомых
2
2
-
-
2
Экология птиц
2
2
-
-
3
Экологический мир моей семьи
2
2
-
-
4
Экология человека
2
2
-
-
5
Экология нашего города
4
2
-
2
Заключение
4
1
Экологический мониторинг
2
2
-
-
2
Мы любим свою Землю
2
2
-
-
Итого:
114
1
Подготовка и проведение праздников
15(по 2ч.)
Всего:
144 часа
Содержание программы.
1. Вводное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
Что такое природа? Изучение природы. Инструменты и приборы для изучения природы.
Практическая работа: «Строение увеличительных приборов».
Рассмотреть строение лупы (линза, оправа, ручка).
Изучение устройство микроскопа (окуляр, объектив, тубус, предметный столик, штатив, винт, зеркало).
Рассмотреть под микроскопом волос, мякоть томата, зарисовать их в тетрадях
Раpдел I Введение в экологию
2. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Игра: группа разделяется на 2 команды и с помощью карточек составляют схему и приводят примеры живым и неживым компонентам природы.
2. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Экологическая сказка "Подснежники".
3.Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы. Экологическая сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю.
4. Экосистема
Понятие об экосистеме. Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники. Цепочка жизни в море.
Игра в пищевые цепочки. « Кто кого съест?»
Экскурсия в парк. Дети ощущают себя частью экосистемы парка, выявляют взаимосвязи в экосистеме.
5. Основные экологические термины и понятия.
Термин экология предложенный зоологом Э Геккелем. Знакомство с литературой экологического направления. Терминология.
Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.
Раздел II. Воздушная одежда Земли
1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Просмотр видеофильма – «Состав воздуха», « Образование облаков». 2. Свойство воздуха Физические, химические свойства воздуха. Ребус. Какое свойство воздуха зашифровано в этом ребусе? Какие еще свойства характерны для воздуха? Практическая работа «Свойства воздуха» Цель: показать, что воздух занимает место, сжимаем, упруг, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении. 3. Воздух, значение его чистоты для живых организмов. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Влияния автомобильного транспорта на экологию. 4. Кислотные дожди. Экологический рассказ «Что такое кислотный дождь?» Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека. 5. Озоновый слой Что такое озон? Причины разрушения озонового слоя. Последствия. Кроссворд «Атмосфера»
Раздел III. Вода на Земле
1.Свойства воды. Три агрегатных состояния: жидкое, твердое, газообразное. Практическая работа: «Физические свойства воды» цель: познакомить детей со свойствами воды.
2.Круговорот воды в природ.
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Экологическая сказка «Капля воды. Путешествие капельки». Загадки, пословицы, поговорки
3. Вода и живые организмы
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Испарение воды растениями.
4.Растительный и животный мир морей и океанов.
Вода – среда обитания. Жизнь в морской воде.
Игра: Составление рассказа по экологическому рисунку.
5. Охрана морей и океанов
Источники загрязнения вод океанов и морей – нефтепродукты, отходы промышленности и сельского хозяйства, бытовые отходы. Загрязнение океана губительно для всего живого.
6. Подземные воды, ледники, родники, реки, озера.
Использование пресной воды человеком. Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Игра: Составление рассказа по экологическому рисунку.
7. Охрана пресных водоемов
Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Экологический рассказ "Гибель ежей".
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
Раpдел IV. Почва
1. Почвообразование.
Условия почвообразования. Свойство почвы.
Практическая работа «Состав почвы»
Цель : показать что в состав почвы входят перегной, глина, песок, вода, воздух, минеральные соли.
2. Почва – среда обитания организмов
Почва - источник питательных веществ для растений, место жизни животных.
Викторина «Обитатели почвы»
4. Почва – это богатство страны.
Значение почвы для жизни и деятельности человека.
3. Загрязнение почв и их охрана.
Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Раpдел V. Лес как природное сообщество
1. Классификация лесов
Классификация лесов, в зависимости от места распространения, возраста деревьев, их вида.
Викторина «Типы лесов»
2. Функции леса.
Роль леса в природе, строение дерева.
Просмотр видеофильма «10 заповедей друзей леса»
Экскурсия в лес. Определение антропогенного воздействия на леса.
3. Факторы, влияющие на исчезновение леса.
Причины и последствия сокращения лесов. Охрана и восстановление лесов.
Мероприятие «День работников леса» -выступление членов кружка с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией.
4. Борьба с лесными пожарами
Противопожарная пропаганда среди населения.
Экологический рассказ «По следам предшественников»
5. Защита лесов от вредителей и болезней.
Болезни леса, вызванные паразитическими грибками, ржавчиной, вирусами и паразитическими червями. Меры борьбы с вредителями леса.
Игра «Брейн-ринг» на тему: «Береги и охраняй окружающий мир» (Приложение №9)
Раpдел V I Биосфера
1. Что такое биосфера
Биосфера, ее структура и функции
Игра «Распространение организмов в биосфере»
2. Живые организмы – основа биосферы.
Разнообразие живых организмов
Соревнование для любознательных – пусть каждый составит по памяти список известных ему организмов какой-то определенной группы: например грибов, деревьев, насекомых, рыб, зверей. Победителем станет тот, кто составит самый длинный список.
3. Разнообразие растений, их роль в биосфере
Разнообразие растений по строению, размерам, продолжительности жизни, местами обитания. Низшие растения. Высшие растения. Фотосинтез.
Практическая работа: «Определение групп растений».
Цель: показать принадлежность растений, к разным группам. На столах учащихся 3-4 гербария растений разных систематических групп. Рассмотреть растения в гербариях. Определить к каким группам они относятся, объяснить свой выбор, зарисовать растение и подписать название группы .
4. Разнообразие животных и их роль в биосфере.
Разнообразие животных по строению, образу жизни и значению в биосфере.
Экскурсия в зоопарк.
5.Бактерии, их роль в биосфере.
Бактерии гниения. Почвенные бактерии. Клубеньковые бактерии.
6. Грибы, их роль в биосфере.
Разнообразие грибов. Роль грибов в природе.
Игра «Выбери правильный ответ». Рассмотреть рисунки и выбрать съедобные грибы.
Раpдел V II. Многообразие животных и растений. 1. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.
Разнообразие домашних животных.
Экскурсия на птицефабрику, на ферму.
Практическая работа: «Давайте заведем аквариум»
Цель: научить общим правилам по уходу за аквариумом и его обитателями. А также за млекопитающими, за птицами.
2. Комнатные растения
Разнообразие комнатных растений. Общие правила ухода за растениями. Практическая работа: «Растения в уголке природы».
Цель: формирование навыков ухода за растениями в уголке природы.
3. Лесная аптека
Лекарственные растения. Легенды о лекарственных травах.
Игра «Зеленые доктора».
4. Красная книга
Почему она красная? Знакомство с обитателями Красной книги. Заповедники и заказники РТ.
Раpдел V III. Биоэкология
1.Экология насекомых.
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".
2. Экология птиц
Экологические группы птиц. Значение птиц в жизни человека.
Причины сокращения и исчезновения птиц. Охрана и привлечение птиц.
Экологическая сказка «Лесной кузнец»
3. Экологический мир моей семьи
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."
4. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
5.Экология нашего города
Состояние окружающей среды города Альметьевска. Ее связь с состоянием окружающей среды области. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному городу?
Экскурсия в центральный парк. Оценка экологической ситуации (нагрузка на воздушную среду, состояние зеленых насаждений и т.д.)
Заключение
Экологический мониторинг (Приложение №12)
Обобщающие занятия в конце учебного года. Проверка экологических знаний, умений и навыков.
Анкетирование.
Они любят свою Землю
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами
Писатели-натуралисты (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.
Обычно главным показателем содержания экологического образования представляется совокупность знаний, умений и навыков. Но в настоящее время уже сложилось критическое отношение к подобному упрощению сущности содержания образования. Предлагается включить в содержание образования не только знания о природе, но и опыт творческой, поисковой деятельности, требующих самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации; опыт ценностного отношения к миру, другим людям, эмоциональное восприятие личностью определенных объектов, включенных в ее систему ценностей.
Одним из методов активизации мыслительной деятельности детей и мотивации к самостоятельному изучению экологии является игровая деятельность. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Миллионы людей проходили школу жизни в игре, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра – вечный спутник детства. А.С Макаренко писал: “Игра, имеет важное значение в жизни ребенка каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре” Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. “В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития” – писал В.А. Сухомлинский. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная подготовка к труду. Игра – это школа общения для ребенка.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
Как и любая деятельность, игровая деятельность должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
При условии выполнения этих требований игра выступает как средство развития ребенка и “разгрузки” обучающихся, т.к. она не носит психологической нагрузки и основана на интересе к изучению предмета.
Экологическая игра выполняет несколько функций:
обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.
Игра побуждает изучать экологию и биологию за рамками школьной программы путем поиска ответов на задания по энциклопедической, справочной литературе, Интернету и другим источникам. Побуждает наблюдать за природой, делать зарисовки, фотографируя, отмечать особенности того или другого ландшафта, осмысливать неповторимость и красоту природы в любом уголке нашей страны.
Игра выступает и как педагогическое явление, т.е. как фактор специализации, как средство воспитания и корректировки, как форма организации деятельности, как метод обучения, как способ изменения положения отдельного индивида в коллективе сверстников. Игра представляет собой школу использования всех способностей и задатков ребенка для освоения им мира предметов, явлений, действий, отношений за рамками его личного практического опыта.
В экологической игре дети, опираясь на базу знаний, умений, навыков, полученных на уроках в школе, имеют возможность применить их и расширить во внеурочное время. То, что детям не доступно на уроках в школах (из-за перегруженных образовательных программ, обязательности изучения того или иного материала, что приводит иногда к формированию негативного отношения к изучению школьных предметов) они в процессе игры изучают легко и ненавязчиво. Экология как наука заинтересовывает детей, т.к. в процессе поиска ребенок узнает массу новых и интересных фактов, возможно ранее не знакомых детям, или расходящихся с представлениями детей о каких-либо вещах. Это способствует формированию у детей неравнодушного отношения к природе, к ее законам, что является первой ступенькой к началу формирования экологической культуры.
Экологическая игра побуждает детей не только использовать весь объем накопленных знаний о природе, но и находить новые материалы, анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, работать с энциклопедической литературой, оформлять найденный материал, т.е. формируются навыки поисковой деятельности, умение ставить цель, умение планировать свою деятельность, выполнять ее, представлять результаты своей деятельности.
Задачи игры:
стимулировать поисковую, исследовательскую работу школьников по изучению естественнонаучных дисциплин;
расширить кругозор детей по изучаемым естественнонаучным циклам;
развивать интерес к самостоятельному изучению естественнонаучных дисциплин за рамками школьной программы;
Памятные дни экологов
Проведение экологических праздников, игр, выпуск стенгазет:
1. Выпуск стенгазеты, посвященный Международному дню озонового слоя.
2. День работников леса -выступление членов кружка с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией.
3. «Всемирный день животных» – конкурс сочинений.
4. «Где вода, там и жизнь» - посвященный ко дню охраны водных ресурсов (Приложение №1)
5. «День птиц» - КВН «В мире птиц» (Приложение №2)
6 Выпуск стенгазеты - «Природа просыпается»
7. Всемирный день здоровья (Приложение №3)
8. Марш парков –«Спасти и сохранить» (Приложение №4)
9. День Земли - « Земля – мой дом родной» (Приложение №5)
10. День Солнца – Солнечные брызги (Приложение №6)
11. День образования Министерства экологии и природных ресурсов РТ (Приложение №7)
12. День экологического образования (Приложение №8)
13. Игра «Брейн –ринг» на тему: «Береги и охраняй окружающий мир» (Приложение №9)
14. КВН юных экологов (Приложение №10)
15. Спектакль «Суд природы над человеком» (Приложение №11)
Приложение №1
Интеллектуально-познавательная игра: «Где вода, там и жизнь»
Цель: воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения, формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России.
Ход мероприятия
1. Вступление (Ведущий)
2. Конкурс «Что? Где? Когда?»
3. Конкурс «Выбери правильный ответ»
4. Конкурс «Рекорды»
5. Ассоциации – угадай слово, используя логический ряд.
6. Найди соответствие – каждому термину подбери соответствующее определение.
7. Подведение итогов. Награждение победителей.
Приложение №2
КВН «В мире птиц»
Цели: углубление и закрепление знаний о птицах; развивать умение находить взаимосвязи в природе; воспитывать любовь к природе.
Подготовительный этап:
Играют две команды. Необходимо придумать название и выбрать капитана.
Творческая активность детей, их знания о птицах оценивается членами жюри.
Ход мероприятия
1. Визитная карточка – команды по очереди выходят на сцену и представляют свое название, девиз, эмблему, приветствуют соперников и членов жюри.
2. Разминка – за одну минуту ответить на как можно большее число вопросов.
3. Третий лишний – найди лишнее и объясни почему.
4. Музыкальный конкурс – вспомнить песни о птицах. Выигрывает команда, которая последняя пропоет свою песню.
5. Узнай птицу – назвать птицу по внешнему описанию
6. «Блиц – опрос» для капитанов команд.
7. Знаешь ли ты пословицы – закончить пословицу.
8. Подведение итогов.
Награждение победителей.
Приложение №3
Всемирный день здоровья – «Своя игра»
Таблица 1. I тур «Мы и мир вокруг нас»
Номинации
Стоимость вопроса в баллах
Растения Животные Человек
20 30 40 50 60 70 80 90 20 30 40 50 60 70 80 90 20 30 40 50 60 70 80 90
Таблица 2. II « В поисках истины»
Номинации
Общая биология
Великие ученые
Стоимость вопроса в баллах
100 120 130 140 150 160 170 180 100 120 130 140 150 160 170 180
Названия и термины
100 120 130 140 150 160 170 180
Игра проводится в форме телепередачи «Своя игра» (канал НТВ). Правила игры: Из учащихся составляются 4 команды, каждая из которых состоит из капитана и двух участников, остальные зрители и болельщики. Игра начинается с представления команд и участников. Она включает два тура и финал, каждый тур длится 15 мин. Первый тур, «Мы и мир вокруг нас», включает три номинации: «Растения», «Животные», «Человек». В каждой номинации по 8 вопросов, каждый вопрос оценивается в баллах (табл. 1). Второй тур, «В поисках истины», также включает три номинации: «Биология», «Великие ученые», «Названия и термины», в каждой по 8 вопросов (табл. 2). Таблицы вывешиваются на доске. Количество баллов, полученных командой в 1 и II турах, равно сумме баллов за правильные ответы за вычетом суммы баллов за неправильные. К финалу допускаются команды, имеющие положительный баланс баллов по итогам двух туров. В финале командам предлагается 5 номинаций: «Деревья и кустарники», «Лекарственные растения», «Великие открытия», «Охрана природы », «Заповедники». Команды-финалисты поочередно исключают те номинации, которые для них нежелательны, и в итоге остается только одна. Перед тем, как ведущий задаст вопрос, команды на листе бумаги записывают ставки в баллах, причем ставка не может превышать суммы, набранной командой в первых двух турах. На этом же листе команды записывают ответ на вопрос. Если ответ правильный, то к сумме баллов команды приплюсовываются баллы ставки, если неправильный баллы ставки вычитаются. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Игра завершается награждением победителей.
Приложение №4
Марш парков – «Спасти и сохранить»
Цель: углубить знания учащихся по экологии и проблемам охраны природы и природопользования, формируя у школьников экологическое мышление.
Оборудование: плакаты и картинки с изображением животных, которые находятся под угрозой исчезновения, а также картинки с изображениями животных, уже уничтоженных человеком; листы с заданиями теста для каждого ученика; Красная книга РФ.
Ход мероприятия
1. Конкурс «Всезнайка»
Участники отвечают по очереди на вопросы, которые касаются воздействия человека на окружающую его среду, на растения и животных.
2. Конкурс «Анаграммы»
Составить из букв слов(на доске) названия животных, которые исчезли под влиянием человека. За каждый правильный ответ ученик получает по 1 баллу.
3. Конкурс «Жизнь под угрозой»
Найти в квадрате, нарисованном на доске названия редких и исчезающих видов растений и животных. Все слова расположены по прямым (сверху вниз, либо слева направо). Слова могут пересекаться.
4. Тест
Раздаются листы с заданиями теста.
5. Сообщения учащихся о воздействии человека на живую природу.
6. Подведение итогов
Приложение №5
День Земли - « Земля – мой дом родной»
Цель: формирование целостного восприятия природы, развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.
Подготовительный этап:
-Ведущей подготовить вступительное слово об охране окружающей среды. -Учащимся выбрать стихи о природе и выучить их. -Подготовить реквизит.
-Оформить помещение игры Ход мероприятия 1. Ведущий 2. Конкурс чтецов З. Конкурс «Ответь на вопрос» Участники отвечают по очереди на вопросы ведущего. 4. Конкурс «Почемучка» Ученики отвечают по очереди на вопросы ведущего. 5. Конкурс «Терем-теремок» Необходимо отгадать «жилища» животных. 6. Конкурс «Жалобная книга природы» Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.
7. Подведение итогов
Приложение №6 День Солнца – экологическая игра «Солнечные брызги» Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные в экологическом кружке.
Структура занятия:
1. Вступление ведущего
2. Театрализованное представление
3. Конкурсы «Тропа загадок», « Водоемы», «Устами младенца» «Растения вокруг нас».
4. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями музыки по теме, диск с презентацией экологических акций, интерактивная доска, компьютер, плакаты на экологическую тематику.
Ход игры
Экологическая игра – конкурс с элементами инсценировки. В игре – конкурсе принимают участие команды в составе шести человек из числа учащихся. Команда заранее готовят рисунки и стенгазеты на экологическую тематику. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре- конкурсе. В течение торжественной части на сцене работают педагог и ведущий.
Приложение №7 11 мая- День образования Министерства экологии и природных ресурсов РТ.
Ролевая игра «Мусорный ветер»
Цель: сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении.
Ход мероприятия
«Мусор: что с ним делать?»- показ слайдов электронной презентации с комментариями нескольких учащихся.
Из присутствующих на занятии путем жеребьевки выбираются две группы – «Обыватели» и «Эксперты». После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находится вопросы и задания. Экспертная группа озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «Обывателями». В конце подводятся итоги занятия и определяется дальнейшая работа – создание проекта «Вторая жизнь ненужных вещей».
Игра проходит в четыре тура:
1-й тур. «Золотые россыпи помоек».
Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают. 2- й тур. «Очумелые ручки обывателя». Команды меняются табличками, и новая команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. Это могут быть, например, «Очумелые ручки обывателя». На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 57 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения. 3- й тур. «Устами младенца». «Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду.
4- й тур. «Аварийная ситуация». «Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы. Подведение итогов игры. Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей». Учащиеся получают задания для работы в группе над проектом. Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Обсуждают форму защиты проекта
Приложение №8День экологического образования – Экологическая викторина «Счастливый случай» Цель: выявление и формирование экологических знаний у школьников, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы. Вопросы викторины охватывают три области знаний: 1. Взаимосвязь природы и общества. 2. Биотические отношения. З. Природа и ее охрана в произведениях художественной литературы. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Но команде может выпасть и «счастливый случай». Это означает, что за правильный ответ на вопрос, отмеченный значком «*», команда получает три очка вместе одного. Конкурс состоит из трех геймов. Первый гейм. Команда выбирает область знаний, из которой ей задают вопросы. Ответ следует после обсуждения(1 мин.). Номера вопросов (от 1 до 10) называет капитан команды. Всего предлагается 5 вопросов. Второй гейм. Команды по очереди выбирают область знаний и отвечающих на вопросы команды соперников. Время обдумывания 1 мин. Номера вопросов называют отвечающие. Третий гейм. Ведущий задает каждой команде по одному вопросу из каждой области знаний. Время обсуждения 1 мин. Если команда отвечает неправильно, вопрос задается их соперникам. В том случае, если и они не отвечают, вопрос задают зрителям.
В конце игры ведущий подводит итоги, награждает победителей.
Приложение №9Игра «Брейн –ринг» на тему: «Береги и охраняй окружающий мир»
Цель: Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Группы заранее готовят название, приветствие на темы, связанные с защитой лесов от вредителей и болезней. Готовят таблички с названиями своих команд. Учитель готовит вопросы командам.
2. Основной этап
Сначала играют две команды. Игра идет до 3 очков, после этого проигравшая команда выбывает. Группа-победительница выбирает себе следующего соперника. Новая команда представляется.
Приложение №9КВН юных экологов.
Цели: прививать любовь к природе; развивать речь, мышление, смекалку; воспитывать стремление препятствовать разрушению окружающей среды.
Оборудование: плакаты с изречениями об экологическом воспитании, карточки с заданиями, медали для награждения участников.
Ход мероприятия
1. Вступление
2. Представление команд и защита эмблем и девизов команд.
3.Конкурс «Разминка» .
Ответить на вопросы за определенное время.
4. Музыкальный конкурс.
5. Рассказ – загадка.
Задание: найти ошибки.
6. Конкурс «Условные знаки».
Командам предлагается нарисовать различные природоохранные знаки, которые можно установить в загородном лагере, лесной зоне, на экологической тропе.
7. Конкурс «Лекарственные растения».
Командам выдаются гербарии с лекарственными растениями, капитанам предстоит рассказать об использовании этих растений в народной медицине.
8. Конкурс «Собери рюкзак»
Из предложенных предметов как можно быстрее правильно собрать рюкзак.
Команда выбирают из различных предметов все необходимое для экологической экспедиции.
8. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Приложение №9Спектакль «Суд природы над человеком»
Цель: продемонстрировать техногенное влияние человека на природу.
Оформление: таблицы «Содержание нитратов в продуктах», «Выброс загрязняющих веществ в атмосферу»
Действующие лица:
Ведущий.
Секретарь.
Лев – судья.
Роза, Орел – присяжные заседатели.
Синий Кит – прокурор.
Собака – адвокат.
Человек – обвиняемый.
Земля – пострадавшая.
Почва.
Воздух.
Вода.
Лес.
Звук.
Общественный свидетель.
Подорожник.
Утка.
Комар – лаборант.
Приложение №12 Экологический мониторинг
1. Выберите правильный ответ
Вопрос 1: Кто и в каком году предложил термин «экология»?
Сеченов И.М. в 1863г.;
Геккель Э. в 1867г.;
Вавилов Н.И. в 1924г.;
Лавуазье А.Л. в 1789г.
Вопрос 2: Чтобы болотная черепаха «позавтракала», нужно поместить ее:
в тарелку;
на траву;
в воду.
Вопрос 3: Что является для животных и растений сигналом к сезонным изменениям?
температура;
длина дня;
взаимоотношения;
количество пищи.
Вопрос 4: Какие приспособления у млекопитающих лесной зоны помогают переносить зимние морозы?
теплый густой мех;
укрытия;
зимняя спячка;
изменение окраски меха.
Вопрос 5: Накопление каких веществ в атмосфере приводит к выпадению кислотных дождей?
углекислый газ;
сернистый газ (двуокись серы);
двуокись азота;
угарный газ.
Вопрос 6: Озоновый слой предохраняет:
1. планету от падения метеоритов;
2. живые организмы от губительного излучения;
3. планету от потери тепла.
Вопрос 7: Какие группы организмов принимают участие в создании первичной продукции экосистемы?
растения;
животные;
бактерии;
грибы.
Вопрос 8: Почему численность хищных птиц сравнительно не велика?
имеют сравнительно большие размеры;
находятся на вершине пищевой пирамиды и на них влияют все нарушения предшествующих звеньев пищевой цепи;
имеют в основном не многочисленное потомство.
Вопрос 9: Что такое антропогенный фактор?
влияние деятельности человека на окружающую среду;
влияние деятельности человека на живую природу;
влияние деятельности человека на неживую природу;
Вопрос 10: Что можно сказать о таких растениях, как: горицвет весенний, прострел широколистный, кувшинка белая.
растения исчезли;
занесены в Красную книгу России;
занесены в Красную книгу ЯНАО.
Тестовые задания для проверки экологических знаний, умений и навыков.
Тесты - психодиагностические методы, помогающие оценить отношения к природе у разных школьников. По данным, полученным с их помощью, определяются направленность отношений, уровень их развития, степень выраженности в поведении и сознании. Задание по оценке и самооценке отношения к окружающей природе.
Нужно проделать следующее: прочесть вопрос, три ответа на него, затем выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах, которой сопровождается этот ответ. Баллы по выбранным ответам нужно сложить. А как оценить свое отношение к природе по сумме баллов, которая получена в результате, можно узнать после всех ответов.
п/п
Вопросы
Ответы (в баллах)
да
нет
по – разному
1.
Хорошо ли ты относишься к природе?
2
0
1
2.
Умеешь ли отличать красивые явления от не красивых?
2
0
1
3.
Всегда ли бережешь красоту вокруг себя?
0
2
1
4.
Заслуживают ли внимания явления природы?
1
0
2
5.
Всегда ли ты относишься к природе внимательно?
1
2
0
6.
Все ли явления природы тебя интересуют?
0
1
2
7.
Проявляется ли этот интерес в поступках?
1
2
0
8.
Ценишь ли новизну в природе?
1
2
0
9.
Влияет ли природа на твои переживания?
0
1
2
10.
Пользуешься ли оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?
1
2
0
11.
Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?
0
2
1
12.
Любишь ли читать описания природы в книгах?
0
2
1
13.
Влияет ли окружающая природа на твои мысли?
2
0
1
14.
Влияет ли природа на твое поведение?
1
0
2
15.
Часто ли прогуливаешься среди природы?
1
2
0
16.
Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?
2
0
1
17.
Любишь ли ты чем-нибудь заниматься среди природы?
1
0
2
18.
Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?
2
1
0
19.
Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?
0
2
1
20
Или они возникли в подростковых классах с 4 (5) по 7(8)-й?
2
0
1
21.
Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками (картины)?
0
2
1
22.
Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?
1
2
0
23.
Приходилось ли сочинять стихи о природе?
2
0
1
24.
Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?
1
2
0
25.
Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?
1
0
2
Подсчитай, сколько всего баллов ты набрал, сравни результаты приводимыми ниже оценками и советами.
Свыше 40 или менее 20 баллов твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты его переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.
От 30 до 40 баллов пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства. Это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.
От 20 до 29 баллов твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе и тем самым к людям станет активнее.
Анкета по оценке экологической культуры студентов
Анкета составлена из 10 вопросов, необходимо анонимно ответить на них:
1. Есть ли у Вас интерес к экологии?
2. Часто ли Вы читаете что-либо по экологии?
З. Знаете ли Вы современные проблемы экологии?
4. Знаете ли Вы содержание понятия биосферы?
5 Знаете ли Вы содержание понятия ноосферы?
6. Знаете ли Вы содержание понятия экологии?
7. Удовлетворяют ли Вас Ваши занятия по экологии?
8. Хорошо ли поставлено в школе экологическое образование и воспитание?
9. Знаете ли Вы формы природоохранной деятельности?
10. Хотели бы Вы лично участвовать в природоохранной работе?
Для упрощения и ускорения ответов против каждого вопроса были напечатаны три цифры 1 2, 3, обозначающие: 1 да. 2 нет, З слабо; одну из которых в соответствии с собственным мнением на каждый вопрос студент должен был отметить кружочком.
Список использованной литературы:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Бакиров И.Ф. Экология в школе – Казань 2007г.
Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
Поддубная Л.Б. Биология – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
Саутин Е.А. Организация и проведение экологического мониторинга в РТ – Казань, ЕГПУ, 2004.
Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
Чередниченко И.П. Экология 6-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.
Журналы «Экология в школе», 2008.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315