Методическая разработка урока по обществознанию «Человек и его деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира "Средняя общеобразовательная школа №31 имени Героя Советского Союза С.Д.Василисина"




Методическая разработка урока по обществознанию в 6 классе
«Человек и его деятельность»


Автор работы:Еременко Ирина Ивановна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №31 г. Владимира
Адрес: 600022, г. Владимир, ул.Завадского, д.7
Контактный телефон: 8(4922)544757, 8 910 777 93 26
E-mail: EremenkoII@yandex.ru








г. Владимир 2015г.



Пояснительная записка.
Методическая разработка урока представлена в номинации «Разработка урока» среди педагогов 5-7 классов.
Тема урока «Человек и его деятельность».
Место урока в теме: данный урок преподается в 6 классе, является частью темы главы I «Человек - личность» и способствует формированию у учащихся представления о роли деятельности в становлении личности человека.
Предлагаемая методическая разработка рассчитана на преподавание предмета в классе со средним статическим социальным статусом: в классе обучаются мальчики и девочки со средней успеваемостью, в классе обучается 28 человек. Отношения в классе сложились доброжелательные, присутствуют элементы состязательности, что позволяет стимулировать познавательный интерес учеников. В классе сформированы микрогруппы по интересам и симпатиям, дети любят, как работать, так и отдыхать вместе. В центре, как правило, школьники, обладающие привлекательными для всех умениями или интересами. В классе доминируют коллективная и деловая направленности личности. Поступки учащихся определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами. Проявляют интерес к совместной деятельности. Деловая направленность групп отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно учащиеся стремятся сотрудничать с коллективом и добиваются наибольшей продуктивности группы и поэтому стараются доказать свою точку зрения, которую считают полезной для выполнения поставленной задачи перед классом.

У каждого ученика имеется свободная морально-психологическая позиция, т.е какая-либо удовлетворенность классом, его успехами. Учащиеся стараются свободно выражать свои мнения. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Есть и отдельные ученики (два человека), трудно сотрудничающие в группе. Это учитывается при организации групповой работы на уроке.
Поскольку возраст учеников составляет 12-13 лет, то соответственно для достижения оптимальных целей урока используются вариативные формы деятельности, технологии, позволяющие развивать внимательность, усидчивость, заинтересованность через участие в интерактивной игре.
Общий уровень развития учеников класса – средний, уровень дисциплины в классе – допустимый. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
Урок составлен на основе УМК под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой:
Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М., «Просвещение», 2009, с.48-55.
Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под ред. Под ред. Ивановой Л. Ф.-М., «Просвещение», 2009.
CD «Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное пособие. Авторы издания: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.», - Maris Multimedia, 2004.



Тема урока: «Человек и его деятельность».
Методическая разработка урока по обществознанию в 6 классе.

Цель урока: сформировать у учащихся представления о роли деятельности в становлении личности человека.
Формируемые УУД:
Личностные:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
содействие развитию ценностного отношения к окружающим, актуализация личностных и общественно полезных качеств: коммуникативности, ответственного и уважительного отношения к учебе и труду, активности, ответственности, умения делать осознанный и компетентный выбор в жизненных ситуациях.
Регулятивные:
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от актуализация имеющихся у учеников знаний ,постановки цели до получения и оценки результата)
Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Развитие коммуникативных умений (развития устной речи, ведения диалога), умения анализировать разные типы информационных источников, расширение кругозора.
Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Познавательные:
Умение планировать и прогнозировать свои действия на основе памяток по организации форм мучебной деятельности на уроке, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
Коммуникативные:
согласованные действия при организации работы в парах, группе,
работа с разными видами источников информации.

Оборудование:
учебник: Боголюбов Л.Н. и др.Обществознание. Человек. Природа. Общение. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2009, с.48-55,
Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под ред. Под ред. Ивановой Л. Ф.-М., «Просвещение», 2009,
CD «Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное пособие. Авторы издания: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.», - Maris Multimedia, 2004;
тетради;
памятки «Что такое кластер?», «Что такое бортовой журнал?».

Использованные образовательные технологии:
игровая,
ИКТ,
технология развития критического мышления через чтение и письмо,
технология лично-ориентированного обучения.

Формируемые знания, умения, навыки:
знание основных терминов и понятий темы (деятельность, цель, средства и результат деятельности как черты деятельности, типы деятельности);
навыки критического мышления при работе с текстом;
умения назвать, объяснить, интерпретировать, дать самостоятельную оценку и аргументировано доказывать свое суждение по теме;
навыки рефлексии.

План урока:
Значение деятельности в жизни человека.
Черты человеческой деятельности.
Типы деятельности.

Ход урока.
Постановка проблемы.
Организация мини-дискуссии по изречениям:
«Птицу узнают по полету, а человека по работе»,
«Не боги горшки обжигают»,
«Смотри дерево в плодах, а человека в делах».
Вывод о значимости деятельности фиксируется на доске в ходе выдвижения гипотез учеников в виде кластера:
Памятка «Что такое кластер?»



2. Работа учащихся с текстом п.8 учебника с. 78-79 «Пчела мала, да и та работает». (использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
Задание учащимся: определить основные черты, отличающие человеческую деятельность, заполнив бортовой журнал.

Памятка «Что такое бортовой журнал?»


Организация промежуточного обобщения – проверки заполнения бортового журнала (основные черты, отличающие человеческую деятельность: наличие цели, средств, результата, рефлексии).

3. Вопрос о типах деятельности начинается с организации интерактивной игры с использованием CD.
Предварительное задание учащимся: о каком типе деятельности идет речь в игре, каково ее значение?


Примеры кадров игры-путешествия





Примеры кадров, формирующих умение компетентного и ответственного выбора.

Примеры кадров, способствующих развитию мышления (выделение главного, обобщение).

Вывод: «Труд создал человека» (труд как вид деятельности, т.к. для него характерны основные черты деятельности). Закрепление см.в.2 с.54
Работа в парах: докажите, что игра и учеба – тоже виды человеческой деятельности.
См. памятку на с.54 учебника и в.3, 5 на с. 55:


4. Подведение итогов урока с использованием метода «Шесть шляп мышления»: учащимся выдаются импровизированные шляпы разных цветов (см. ниже), 2 мин. на обсуждении в паре (группе) и устное выступление (30 сек.).



Оценивание работы учеников на уроке.

5. Задание на дом: с.48-55, написать эссе «Учеба-главный вид моей деятельности»
(в помощь см.в. 3-5 с.55, памятка и материалы пособия «Как написать сочинение-эссе?»).
Материалы слайд-лекции «Как правильно написать сочинение-эссе?»

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





 Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М., «Просвещение», 2009, с.48-55.
 Памятки различных способов работы с текстом см. в авторском электронном пособии в приложении на CD-R «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».
 Предполагается, что ученики уже знакомы с методикой написания эссе. См. авторское электронное приложение к уроку на CD-R «Как написать сочинение-эссе?» и памятку «Особенности и методика написания эссе».











15