Технологическая карта урока по обществознанию 6 класс по теме Человек и его деятельность
Уроки 5–6
Тема урока
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дата урока
Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель урока
Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях
Образовательные ресурсы
· Презентация «Человек и его деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/galstonok/file/651848/
План урока
1. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».
2. «Пчела мала, да и та работает».
3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)
Личностно значимая проблема
Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности
методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: формировать представление о деятельности человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Продолжение табл.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время (мин)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Универсальные учебные действия(УУД)
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Мотивация
к учеб-ной деятельности
2
Эмоциональная, психоло-
гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная
работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II. Акту-ализация знаний
7
Беседа «Что такое труд?»
Организует беседу по вопросам:
– Что такое труд?
– Чем труд человека отличается от труда пчел или муравьев?
– Как в труде проявляются способности чело-века?
Аргументированно отвечают на вопросы,
высказывают собственные выводы
Фронтальная работа
Познавательные:
осуществляют поиск нужной информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Устные ответы
III. Изучение нового материала
17
1. Презентация «Человек и его деятельность».
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.
1. Индивидуальная работа.
Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно опреде-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
2. Работа с учебником, рубрика «Обсудим вместе».
3. Работа с поэтическим произведением (Приложение 1).
4. Задание в рабочей тетради, № 1, с. 12.
5. Работа с дополнительным материалом рубрики «Путешествие в прошлое»
(Приложение 2).
2. Организует обсуждение рубрики:
– Почему плоды ассоциируют с результатом человеческого труда?
3. Знакомит с отрывком из стихотворения Г. Акулова и стихотворением «Труд», создает условия для их обсуждения:
– Что хотел сказать автор этими стихотворениями?
– Какова основная идея стихов?
– какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к труду?
4. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся.
5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:
– Благодаря чему эти люди стали известными?
– Каким образом каждый из них смог преодолеть свои возможности?
2. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.
3. Высказывают собственное мнение по прослушанному отрывку и стихотворению из учебника, сравнивают основную мысль обоих поэтических произведений, делают выводы.
4. Выполняют задание в рабочих тетрадях.
5. Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют ее; принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собствен-
2. Фронтальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Фронтальная работа.
ляют промежуточные цели урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
· о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно
предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план
2. Уст-ные ответы.
3. Уст-ные ответы.
4. Проверка рабочих тетрадей.
5. Уст-ные ответы.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея», с. 30.
7. Работа с учебником, «Учимся правильно организовывать свои занятия», с. 54
6. Предлагает рассмотреть картину В. Г. Перова «Тройка» (1866) и ответить на вопросы:
– Что можно сказать о занятии этих детей?
– Каково ваше мнение: своим ли делом они заняты?
– Какие чувства вызвала эта картина у вас и почему?
7. Организует самостоятельную работу учащихся с материалами учебника
ную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу.
6. Рассматривают картину, отвечают на вопросы.
7. Самостоятельно знакомятся с материалами, анализируют их, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы
6. Фронтальная работа.
7. Индивидуальная и фронтальная работа
6. Уст-ные ответы.
7. Уст-ное задание
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
7
Задания в рабочей тетради, № 3, 6–8, с. 15–17
Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль
Выполнение заданий в рабочей тетради
Индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
V. Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
– Как вы понимаете значение слова «деятельность»?
– Почему считают, что только человек занимается деятельностью?
– Какие виды деятельности называют основными? Почему?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состо-яние на уроке
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание
2
§ 3. задания рубрики «В классе и дома», с. 31–32
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
Приложение 1
Стихотворения разных поэтов о труде
Гласит нам заповедь Христова
Гласит нам заповедь Христова Труд на земле всему основа,
«Трудись не покладая рук», Жизнь на земле венчает труд.
Генрих Акулов
Труд
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, –
Золотых, стальных, алмазных, –
Нет священней слова: «труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повёл к просекам,
Начиная круг труда.
Всё, что пьём мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лёт бесследный, –
Всё – наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги –
Воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!
Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, –
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Валерий Брюсов
Приложение 2
Путешествие в прошлое(тексты для обсуждения)
Знаменитый оратор Древней Греции Демосфен был от природы косноязычен. Это мешало его желанию стать оратором. Он стал произносить речи с камешками во рту под шум морских волн. Ему было нелегко, но он добился успеха.
***
Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливанию своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошел путь от солдата до генералиссимуса.
***
Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжелое ранение, оказался на территории противника. Одиннадцать дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги, тем не менее он вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолетах.
15