Сущность и компетенция Управляющего Совета в условиях внедрения ФГОС

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Структурное подразделение ____кафедра управления, экономики и
правового регулирования в образовании____




Сущность и компетенция Управляющего Совета
в условиях внедрения ФГОС

Итоговая работа

Срок обучения с «12» января 2015г. По «28» января 2015г.


Исполнитель:
Чахлова Галина Александровна,
директор МБОУ «Искитимская СОШ»
Юргинского района
Тел.: 8-923-494-7146, E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Консультант:
Чернова Ольга Васильевна,
заведующая кафедрой УЭПРО,
доцент, к.п.н.




Кемерово 2015
В демократическом обществе и правовом государстве право на участие в управлении общественными и государственными делами является основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами. Право человека на участие в принятии и осуществлении касающихся его решений по логике классических концепций прав человека обусловлено естественным равенством и прирождённой свободой людей. Оно гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую и общественную деятельность. Для участников образовательного процесса это право выступает, в частности, в виде права на участие в управлении образовательной организацией.
1. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 3 провозглашен один из принципов государственной политики в области образования – «демократический, государственно – общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией».
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. предусматривает развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой должно неуклонно расширяться участие общества в выработке, принятии и реализации управленческих решений; «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающий полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации».
« важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизма социального партнёрства».
« будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)».
Президент РФ Д.А. Медведев на заседании совета при президенте РФ по науке, технологии и образованию подчеркнул, что « Системные изменения в школе. Этот вопрос является одним из ключевых элементов национального развития»
« Семья, родители должны вносить свой вклад в работу школы и стать основой школьного самоуправления. Без достойного самоуправления школа не обретет новое лицо»
Произошли серьёзные и глубокие изменения в личности школьника, интересы и потребности которого сегодня уже не ограничиваются лишь получением глубоких и разносторонних знаний, которые он может черпать и из других информационных источников, прежде всего, с помощью всемирной сети Интернет. Семья и сам школьник всё настойчивее требуют внести необходимые изменения в работу школы с тем, чтобы помочь ее выпускнику приобрести умения, которые помогут ему адаптироваться в условиях формирующейся рыночной экономики, получить соответствующую его способностям профессию, найти достойную хорошо оплачиваемую работу, создать собственную счастливую семью и т.д. Изменению этой ситуации на уровне образовательных учреждений призвано внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).
2. Управляющий совет – принципиально новый орган государственно – общественного управления, это орган по преимуществу стратегического управления школы, определяющий основные перспективные ее развития. Управляющий совет образовательной организации – это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определённые Уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития организации. В Управляющий совет образовательной организации входят избираемые представители участников образовательного процесса (педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители), другие работники образовательной организации, представители общественности (научной, культурной, деловой и так далее), а так же представители профсоюзных организаций. В состав Управляющего совета входят по должности руководитель образовательной организации, а так же назначенный представитель учредителя.
Компетенции Управляющего совета:
В определении путей развития образовательной организации: согласовывает программу развития школы; согласовывает внесение изменений и дополнений в Устав школы.
В организации образовательного процесса совет согласовывает: школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (дополнительных) Минобрнауки Российской Федерации; принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.
В вопросах функционирования образовательной организации: устанавливает режим занятий обучающихся (продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий); осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений); координирует деятельность общественных, в том числе и детских и молодёжных организаций (объединений); ежегодно представляет Учредителю и общественности Публичный доклад о состоянии дел в школе.
В сфере финансово-хозяйственной деятельности: согласовывает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; согласовывает сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования.
В вопросах взаимоотношения участников образовательного процесса: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) и принимает по ним решения; дает рекомендации директору школы по вопросам заключения коллективного договора; ходатайствует при наличии оснований перед директором школы о расторжении трудового договора с работниками школы; ходатайствует при наличии оснований перед Учредителем школы о расторжении трудового договора с директором школы; вносит Учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.
В сфере разработки и принятия локальных актов совет утверждает: Положение «О порядке приёма обучающихся в школу»; Правила поведения обучающихся в школе; Положение «О летней трудовой практике учащихся»; Положение «О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся»; и т.п.
3. В условиях внедрения ФГОС расширяются компетенции Управляющего совета, а именно т.к. потребителями миссии выступают и дети, и педагоги, и родители, то в создании миссии ОО (формулирование личностного и социального контекстов миссии) необходимо участие всех участников образовательного процесса и согласования.
По мнению школьных управляющих «Управляющий совет – это трибуна, на которой могут быть озвучены проблемы детского коллектива, родительской общественности и педагогического коллектива. Управляющий совет – это место, где все участники образовательного процесса смогут «договориться» и принять активное участие в организации и управлении образовательным процессом школы, никого не оставляя в стороне».
Без участия общественности в управлении образованием решение одной из важнейших задач школы – формирование у обучающихся необходимой культуры для жизни в гражданском обществе – представляется невозможным.
Повестка дня образовательной политики
«Мест» для ГОУ

Новые стандарты образования
Формы индивидуализации образования
Поддержка талантов
Образовательная среда
Самостоятельность (новые организационно-правовые формы)
Новая модель финансирования (муниципальное задание)
Здоровье обучающихся
Межкультурная коммуникация
Коррупция и «поборы»

Разработка и утверждение программ развития
Согласование образовательных программ
Планирование и контроль бюджета организации
Участие и формирование муниципального задания
Регулирование сферы платных услуг (шире – договорных отношений)
Контроль качества условий обучения
Общественное наблюдение и экспертиза в сфере оценки качества образования
Поддержка и более полное использование образовательного потенциала семьи


Алгоритм действия по введению ФГОС в школе
Роль органов ГОУ в процессе внедрения ФГОС

Создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС
Определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС
Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы
Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
Реализация запланированных изменений в образовательной
системе образовательного
учреждения.

Оценка готовности ОУ к внедрению в ФГОС
Изучение и формирование социального заказа
Участие в обсуждении и разработке ОП ОУ, согласование ОП
Информационная поддержка формирования общественного мнения
Содействие развитию материально-технического оснащения
Внесение предложений по корректировке программы развития.



В работе Управляющих советов выделяется ряд проблем:
отсутствие обобщенного опыта самоуправления и совместного управления образовательными учреждениями на муниципальном и региональном уровнях;
участие общественности в управлении образованием ограничивается деятельностью совещательных коллегиальных органов при Управлении образования и образовательных учреждениях;
слаба инициатива субъектов образовательного процесса в совершенствовании и развитии муниципальной системы образования;
ряд руководителей общеобразовательных учреждений психологически не готовы делиться своими властными полномочиями с общественностью;
некоторыми членами Управляющих Советов не осознана важность деятельности, недостаточна их компетентность в вопросах образования;
недостаточна востребованность деятельности Управляющих Советов из-за непонимания их функций некоторыми родителями;
отсутствие механизма выявления эффективности деятельности Управляющих Советов;
Риски
Пути преодоления

Непринятие идеи педагогами
- проведение мероприятий по устранению отрицательной мотивации;
- убеждение словом, приведение убедительных аргументов в защиту идеи.
- организация работы через библиотеку и компьютерные программы.

Риск непринятия идеи родителями
- проведение собраний, семинаров-практикумов для родителей в удобное для них время;
- привлечение психологической службы.

Отсутствие системы непрерывного воспитательного процесса
проведение консультаций по организации воспитательной работы;
-привлечение специалистов к просветительской и практической работе с родителями, педагогами и учениками

риск формализма, «игры в общественное участие».
- внедрение механизмов публичной отчетности, общественной экспертизы и общественного аудита

Риск отсутствия положительной мотивации у педагогов

разработка системы мероприятий с целью
формирования положительной мотивации
(моральное и материальное стимулирование
педагогов);
- организация индивидуальной работы с педагогами.

Риск несоответствия ожидаемого результата и деятельности Совета родительской общественности

- распределение функциональных обязанностей между участниками Совета родительской общественности;
- составление перспективного плана работы;
- координация и контроль за исполнением работы со стороны председателя Совета и администрации школы.













Заключение
Управляющие советы, не вмешиваясь без необходимости в повседневную управленческую работу администрации, участвуют в выработке перспектив развития школы, главных правил образовательной организации, основных путей достижения избранных целей, даёт зелёную улицу важнейшим улучшениям жизни. В результате:
работа системы управления ОО станет более открытой;
усилится ориентация образования на интересы потребителей;
укрепится ресурсная база образовательной организации;
повысится прозрачность расходования средств;
уменьшится число конфликтов;
усилится влияние родителей на жизнь образовательной организации;
школа получит ресурс общественной поддержки;
образовательная организация поработает на развитие гражданского общества, институциональные изменения, ради которых все делается, произойдут;
школа станет открытой, прозрачной, ориентированной на потребителя.
С введением ФГОС родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно участвовать в управлении школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми родители, как участники УС, будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми – это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.
Литература
Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». (Электронный ресурс(. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. (Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р). (Электронный ресурс(. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральные государственные образовательные стандарты. (Электронный ресурс(. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Болотина, Т.В., (и др.( Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчетности. (Текст(: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьютеров. – М.: изд-во АПКиПРО, 2007. – 96с.
Моисеева, А.М. Комитеты и комиссии школьного Управляющего совета). (Текст(: учебно-методические материалы – М.: Вердана, 2007.-28с.














Приложение 1
Виды комиссий и их функции
Название комиссии Управляющего совета
Примерные функции комиссии

Финансово-экономическая комиссия
Совместно с администрацией рассматривает и выносит на утверждение совета ежегодную бюджетную заявку школы;
планирует расходы из внебюджетных средств в соответствии с намеченными школой (советом) целями и задачами;
осуществляет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, докладывает о результатах контроля совету один раз в учебное полугодие;
совместно с администрацией готовит предложения по схеме надбавок к зарплате, преимущественно из внебюджетных источников;
совместно с администрацией ведет поиск внебюджетных источников финансирования;
регулирует содержание и ценообразование дополнительных платных услуг;
готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Учебная (педагогическая) комиссия
готовит проект решения совета об утверждении годового календарного учебного графика;
совместно с администрацией школы разрабатывает содержание школьного компонента и вносит предложения по выбору профильных предметов;
организует работу по подготовке программы развития школы на очередной период;
совместно с администрацией прорабатывает вопросы расписания учебных занятий, начала занятий;
готовит проект решения совета о введении школьной формы, школьных правил, регулирующих поведение учащихся в учебное и вне учебное время;
организует наблюдение за состоянием библиотечного фонда и разрабатывает предложения по его пополнению;
осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе;
в случае необходимости инициирует проведение независимой экспертизы качества образовательных результатов;
проводят экспертизы качества условий организации учебного процесса;
раз в полгода совместно с администрацией готовит информацию для совета о результатах текущей и итоговой успеваемости учащихся;
готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Организационно-правовая комиссия
Осуществляет контроль за соблюдением прав всех участников образовательного процесса;
готовит проект решения совета по регулированию нормативно-правовой базы школы, изменений в уставе школы и при подготовке её локальных актов;
совместно с администрацией рассматривает исключительные случаи нарушений устава и правил школьной жизни учащимися, предложения об исключении учащихся из школы;
рассматривает жалобы учащихся, родителей, учителей на нарушения их прав;
участвует в работе экспертных комиссий по общественной аттестации школы;
привлекается для работы комиссии по лицензированию и аттестации школы;
готовит соответствующий раздел ежегодного отчёта управляющего совета пред родителями и общественностью.

Комиссия по работе с родителями и местным сообществом
Работает с родительским комитетом;
готовит ежегодный информационный доклад о результатах деятельности школы;
организует работу школы со средствами массовой информации, социокультурными организациями на территории микрорайона школы;
организует просвещенческую и образовательную деятельность, реализацию социальных проектов в микрорайоне школы;
привлекает бывших выпускников школы, ветеранов школы к реализации образовательных проектов школы;
совместно с администрацией организует работу с детьми из социально неблагополучных семей.


Приложение 2
План мероприятий
по расширению общественного участия на 2014-15 учебный год

№ п/п
Мероприятия
Срок исполнения
Ответственные исполнители

1
Привлечение членов Управляющего совета, родительского комитета к подготовке публичного отчета
сентябрь
Директор школы

2
Проведение общешкольного родительского собрания «Публичный отчет за 2013-14 учебный год» с приглашением главы сельского поселения, депутата собрания представителей муниципального района.
октябрь
Директор школы

3
Консультации для председателя Управляющего совета
в течение года
Директор школы

4
Привлечение общественности к организации рейдов в школьную столовую с целью контроля качества питания
в течение года
Директор школы
 
 

5
Привлечение членов Управляющего совета, родительского комитета к подготовке предметных олимпиад
ноябрь
 Директор школы

6
Привлечение членов Управляющего совета, родительского комитета к подготовке школы к лицензированию, аккредитации
второе полугодие
Директор школы

7
Привлечение общественности по осуществлению контроля за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.
декабрь
Директор школы

8
Участие председателя Управляющего совета в работе педагогического совета «Задачи последнего года  реализации программы  развития школы»
ноябрь
Директор школы

9
Формирование системы общественного наблюдения (участие управляющего совета  в процедуре итоговой аттестации, осуществление контроля введения ФГОС)
в течение года
Директор школы

10
Разработка планов по организации летнего отдыха детей, ремонта школы  и подготовке к новому учебному году.
апрель- май
Директор школы

11
Награждение  благодарственными письмами членов управляющего совета, родительского комитета за активную работу в течение уч. года












13PAGE \* MERGEFORMAT141715




15