Технологическая карта урока по обществознанию Человек и его деятельность 6 класс


Технологическая карта урока «Человек и его деятельность».
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 13 г.о. Чапаевск
Козлова Елена Анатольевна
Тема урока ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дата урока 02.10.2015
УМК Программа: Боголюбов, Л.Н. и др. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011
Учебник: Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В. – М.: Просвещение, 2015
Тип урока Ознакомление с новым материалом
Цель урока Способствовать формированию представлений о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях
Образовательные ресурсы  Презентация «Виды деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://multiurok.ru/kozlova-15/files/priezientatsiia-k-uroku-chieloviek-i-iegho-dieiatiel-nost.html
План урока 1. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».
2. «Пчела мала, да и та работает».
3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)
Личностно значимая проблема Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности
методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия Человек, деятельность, творчество, потребность, труд, знания, поведение, поступки
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: формировать представление о деятельности человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Продолжение табл.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
1 2 3 4 5 6 7 8
I. Мотивация
к учеб-ной деятельности 2 Эмоциональная, психоло-
гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Фронтальная
работа Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированына участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения II. Акту-ализация знаний 7 Беседа «Что такое труд?» Организует беседу по вопросам:
– Что такое труд?
– Чем труд человека отличается от труда пчел или муравьев?
– Как в труде проявляются способности чело-века? Аргументированно отвечают на вопросы,
высказывают собственные выводы Фронтальная работа Познавательные:
осуществляют поиск нужной информации.
Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Устные ответы
III. Изучение нового материала 17 1. Презентация «Человек и его деятельность»
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное. 1. Индивидуальная работа.
Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
2. Работа с учебником, рубрика «Обсудим вместе».
3. Работа с поэтическим произведением (Приложение 1).
4.Задание в рабочей тетради, № 1, с. 12.
5. Работа с дополнительным материалом рубрики «Путешествие в прошлое»
(Приложение 2).
2. Организуетобсуждение рубрики:
– Почему плоды ассоциируют с результатом человеческого труда?
3. Знакомит с отрывком из стихотворения Г. Акулова и стихотворением «Труд», создает условия для их обсуждения:
– Что хотел сказать автор этими стихотворениями?
– Какова основная идея стихов?
– какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к труду?
4. Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся.
5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:
– Благодаря чему эти люди стали известными?
– Каким образом каждый из них смог преодолеть свои возможности?
2. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.
3. Высказывают собственное мнение по прослушанному отрывку и стихотворению из учебника, сравнивают основную мысль обоих поэтических произведений, делают выводы.
4. Выполняют задание в рабочих тетрадях.
5. Знакомятся с дополнитель-ной информа-цией, анализи-руют ее; принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную 2. Фронтальная работа.
3. Фронтальная работа.
4. Индивидуальная работа.
5. Фронтальная работа.
промежуточные цели урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно
предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
Коммуникативные:читают вслух и про себя тексты учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план 2. Уст-ные ответы.
3. Уст-ные ответы.
4. Проверка рабочих тетрадей.
5. Уст-ные ответы.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея», с. 30.
7. Работа с учебником, «Учимся правильно организовы-вать свои занятия», с. 54 6. Предлагает рассмотреть картину В. Г. Перова «Тройка» (1866) и ответить на вопросы:
– Что можно сказать о занятии этих детей?
– Каково ваше мнение: своим ли делом они заняты?
– Какие чувства вызвала эта картина у вас и почему?
7. Организует самостоятельную работу учащихся с материалами учебника точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу.
6. Рассматривают картину, отвечают на вопросы.
7. Самостоятель-но знакомятся с материалами, анализируют их, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы 6. Фронтальная работа.
7. Индивидуальная и фронтальная работа 6. Уст-ные ответы.
7. Уст-ное задание
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного7 Задания в рабочей тетради, № 3, 6–8, с. 15–17 Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль Выполнение заданий в рабочей тетради Индивидуальная работа Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетрадиПроверка выполнения заданий в рабочей тетради
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7 8
V. Итоги урока. Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений Проводит беседу по вопросам:
– Как вы понимаете значение слова «деятельность»?
– Почему считают, что только человек занимается деятельностью?
– Какие виды деятельности называют основными? Почему? Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание2 § 3. задания рубрики «В классе и дома», с. 31–32 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа Приложение 1
Стихотворения разных поэтов о труде
Гласит нам заповедь Христова…
Гласит нам заповедь ХристоваТруд на земле всему основа,
«Трудись не покладая рук»,Жизнь на земле венчает труд.
Генрих Акулов
Труд
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, –
Золотых, стальных, алмазных, –
Нет священней слова: «труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повёл к просекам,
Начиная круг труда.
Всё, что пьём мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лёт бесследный, –
Всё – наследие трудов! Все искусства, знанья, книги –
Воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!
Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, –
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Валерий Брюсов
Приложение 2
Путешествие в прошлое(тексты для обсуждения)
Знаменитый оратор Древней Греции Демосфен был от природы косноязычен. Это мешало его желанию стать оратором. Он стал произносить речи с камешками во рту под шум морских волн. Ему было нелегко, но он добился успеха.
***
Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливанию своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошел путь от солдата до генералиссимуса.
***
Герой Великой Отечественной войны Алексей Маресьев в воздушном бою получил тяжелое ранение, оказался на территории противника. Одиннадцать дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения (у него были раздроблены ноги). Врачи ампутировали ему ноги, тем не менее он вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолетах.