Социально-гуманитарные технологии организации учебно — исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка
Чеснова Наталья Александровна
учитель английского языка
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области ,445560 Самарская область с. Приволжье ул. Парковая 16, Тел. 89277040982, chesnova_natasha@mail.ru
Социально-гуманитарные технологии организации учебно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языкаИспользование социально-гуманитарных технологий организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка позволяет реализовывать современную концепцию модернизации российского образования. В этой концепции определены цели общего образования, отмечается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных потребностей и способностей.
Современное образование решает задачу не только вооружать знаниями, умениями и навыками, которые понадобятся человеку в будущем, но и знаниями, умениями и навыками, которые позволят уже сегодня помочь обучающимся в решении насущных жизненных проблем. Решение этой задачи происходит успешно, в частности, в учебно-исследовательской деятельности обучающихся, которая, по мнению учёных, во-первых, учит видеть и наблюдать явления окружающей действительности, события и факты; во-вторых, позволяет анализировать явления, события и факты, и выделять имеющиеся в них проблемы; в-третьих, находить пути решения проблем и объяснять причины их возникновения на основе использования полученных исследовательских данных [1].Опираясь на исследования, проводимые в лаборатории «Субъектная самореализация и инновационные технологии» ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (С.Х.Кадырова, Е.Л.Миронова, Е.И. Тихомирова, С.Е.Шабалкина и др.), мы констатируем, что использование социально-гуманитарных технологий организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка в современной школе обеспечивает: обучение пониманию окружающего мира и проживания в нём («рефлексия социума»); подготовку к взаимодействию с другими людьми («конструирование коммуникативного пространства»); способность самостоятельно приобретать необходимые знания и умения («развитие личностного потенциала») [ 2; 3].
Сегодняшний ученик – это завтрашний студент, профессионал, поэтому знания и умения, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности. Проводимое нами включенное наблюдение показывает, что современные школьники имеют иной, чем у взрослых, набор ценностей. В частности, проведенные нами наблюдения показывают, что школьники, более эгоцентричны, требуют уважения своих интересов и, практически, не задумываются о том, что в век информационных технологий, не используя умение наблюдать, анализировать и самостоятельно познавать, они теряют одну из главнейших составляющих жизни человека – это желание и умение размышлять, потребность анализировать, умение иметь и доказывать свою точку зрения. Обучающие практически не владеют словом как инструментом познания и коммуникации, исследования и анализа.
Проблема состоит в том, что кругозор обучающихся школьников развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, а сейчас их кругозор в основном ограничен тем, что предлагает им мобильный телефон и компьютер: общение в социальных сетях, компьютерные игры, видеоряд, а также обилие разнообразной информации. Анализируя данное явление, мы определили свою профессиональную задачу: использовать социально-гуманитарные технологии организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка в целях личностного развития.Мы учим обучающихся на уроках английского языка: наблюдать и рассуждать; рассуждать и анализировать; анализировать и делать выводы; делать выводы и планировать инновации в познании, общении, деятельности; аргументировать свои рассуждения, высказывая и доказывая свою точку зрения. В нашем опыте учебно-исследовательская деятельность обучающихся организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская, когда обучающимся в качестве домашних заданий предлагается: подготовить сообщение, найти ответы на вопросы (почему?, кто?, для чего? И др.), написать реферат, составить кроссворд и вопросов для одноклассников, и младших школьников, создать презентацию на исследуемую тему. Одним из примеров урочной учебно-исследовательской деятельности является создание урочных проектов (внутришкольная деятельность), сопровождающих изучаемые темы. Работа ведётся с обучающимися 3-11 классов. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность является логическим продолжением урочной деятельности, заключается в написании рефератов, проектной деятельности по интересам, в написании научно-исследовательских работ по английскому языку, учебно-исследовательских работ, участие в конкурсах и конференциях (3-11 классы).
В современном обществе стало очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Необходимо готовить учащихся к тому, что знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, практически их использовать. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, а именно: работать с информацией, с текстом, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации; анализировать материал, делать обобщения, выводы, опираясь на свой жизненный учебный опыт, эрудицию и творчество; умение работать с разнообразным справочным материалом; умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны; умение прогнозировать последствия того или иного решения; умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично (в том числе и средствами иностранного языка) излагать свою мысль, выразить свое отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.
Научно доказано, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования (Д.И. Фельдштейн). Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, в которых особая роль отводится учебно-исследовательской деятельности обучающихся в школе. Учебно- исследовательская деятельность обучающихся – это форма учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников. Результат ее, как правило, известен учителю заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую они совершают свое собственное открытие. Исследовательская работа подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленного материала, анализ данных и вытекающих из них выводов.
Использование социально-гуманитарных технологий организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского решает следующие задачи: знакомит с методами творческой и научной работы; развивает познавательный интерес, любознательность, развивает первичные научно – исследовательские знания и умения обучающихся, знакомит с методами системного анализа, обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации, развивает умение вычленять наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий, учит общению со сверстниками, решает коммуникативную проблему, решает психологическую проблему – преодолевает неуверенность, стеснительность.
Целью обучения английскому языку на современном этапе является не просто получение знаний и умений, а определенных качеств личности, когда учащиеся сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него, когда они самостоятельно могу добывать знания из дополнительных источников, Интернета. В настоящее время, когда возрастает потребность в использовании иностранного языка, его образовательная и самообразовательная функции как иностранного языка, а также его профессиональная значимость в школе, ВУЗе, на рынке труда, преподавание иностранного языка направлено на развитие личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания мы ставим обучающегося, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Это предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество. В частности, происходит изменение всей коммуникативной схемы: обучающийся выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей.
В этом контексте задача учителя – формирование и развитие способностей учащихся, общекультурное и личностное совершенствование, побуждение к самовоспитанию, самообразованию, осознанию профессиональных склонностей. Методы и приемы обучения направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых знаний на практике, развитие культуры общения, которое возможно лишь при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку.
Высокие требования к уровню знаний учащихся, умению работать самостоятельно, позволяют рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Актуальность проблемы состоит в том, что именно самостоятельная учебно- исследовательская деятельность школьников рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения, способствует ускорению перехода к личностно-ориентированной парадигме образования через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах своих одноклассников и учителей.
Анализ научно-практических работ показывает, что в исследовательской деятельности обучающиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, развивают самоорганизацию; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написание текста, произнесение монолога, ведение беседы, дискуссии, интервьюирование и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Учебно-исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. В концепции профильного обучения предполагается включить в учебный план старших классов исследовательскую и проектную деятельность школьников как обязательную, несмотря на мнение, что нет необходимости обучать исследовательской деятельности всех без исключения школьников.
Важно подчеркнуть, что среди методов научного познания, наиболее часто используемых в учебно-исследовательской деятельности методы получения нового знания и методы его организации. При этом изменение деятельности педагога заключается во включении в учебный план исследовательской и проектной деятельности школьников (через факультативы, элективные курсы и др.). Опираясь на социально-гуманитарные технологии организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка обеспечивается высокая информативная ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включаются внутрипредметные и междисциплинарные связи. В исследованиях и проектировании старшеклассники изучают предметный материал избирательно и осмысленно, активны в постановке и достижении целей. Деятельность ученика заключается в реализации научного способа познания на предметном материале различных областей знаний.
От обучающихся как исследователей требуется знания и выполнение некоторых умений, характерных для процесса получения нового знания, а именно: деятельность обучающихся - школьников:
• Распознавание и четкое формулирование проблемы.
• Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками.
• Намечает план действий.
• Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.
• Проверка гипотезы.
• оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.
Педагог: управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения; управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников; обучает приемам подготовки презентации различных типов; координирует и вдохновляет обучающихся в их поисковой деятельности. Реализация этих умений требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником. В этом случае учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определённую ситуацию, объяснять, почему ученик действует так, а не иначе. Объектом деятельности учителя становится поисковая деятельность учащихся.
В научных работах представлен общий алгоритм исследовательской деятельности, в частности: определение проблемы (или выделение основополагающего вопроса), формулирование темы, изучение теории вопроса, связанного с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, требующей доказательства, подбор методик исследования, практическое овладение ими, сбор эмпирического материала, его систематизация, анализ и синтез, формулирование собственных выводов, осуществление рефлексии достижений, определение перспектив дальнейших исследований (Е.И.Тихомирова).Таким образом, учебно-исследовательская деятельность обучающихся направлена на решение творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для проведения исследования.Литература.
1.Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2009г./ Под. Ред. Е.И.Тихомировой. – Самара: ООО «Издательство АсГард», 2009. – 528 с.
2.Тихомирова Е. И. Солнечное ожерелье: учеб.-метод. пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей детских и молодежных объединений. Изд. 5-е, перераб. и доп. Самара: Изд-во ПГСГА, 2013. 206 с.
3.Тихомирова Е.И. Субъектная самореализация личности как стратегия современного инновационного образовательного процесса //Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем: Материалы международной научно-практической конференции: Курск, Курский государственный университет, 10 -11 апреля 2014 года / Под ред. А.В. Репринцева: В 2-х тт. – Т. 1. – Курск: ООО «Мечта», 2014. – С. 55-59.