Тема урока: Роман Чингиза Айтматова Плаха


Тема урока: Чингиз Айтматов. Роман «Плаха» (Заключительный урок) 8 – класс. Цель:Образовательная: завершение работы над романом Чингиза Айтматова «Плаха», формирование прочных знаний о произведениях писателя, образная характеристика героев;Развивающая: комментированное чтение, вопросно-ответная беседа, развитие устной связной речи, составление ассоциаций на образе, решение кроссворда, эссе;Воспитательная: развитие у учащихся чувства ответственности перед природой,роль природы в жизни и развитии человека, бережное отношение к ней, развитие нравственных качеств.Наглядность: кроссворд, карточки для индивидуального опроса, выставки книг Ч. Айтматова.Тип урока: обобщение знаний, урок беседа. Чингиз Турекулович Айтматов Вопрос: 1. Где, в какой семье родился Ч. Айтматов: во сколько лет он начал трудовую деятельность? Ответ: Чингиз Айтматов, народный писатель Киргизии, родился в 1928 году в кишлаке Шекер, в семье партийного работника, впоследствии репрессированного. После окончания шести классов работал секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял т другие работы. Окончил Жамбылский зоответеринарный техникум и Киргизкий сельскохозяйственный институт. Впоследствии, в 60 – годы учился на Высщих Литературных курсах в Москве. Вопрос: Назовите произведения писателя? Ответ:Опубликованная им в 1958 году повесть «Джамиля» принесла молодому писателю мировую известность. Во всем мире читают его произведения: повести «Прощай, Гульсары» (1965), «После сказки (Белый пароход)»(1970), «Ранние журавли» (1975), «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), романы «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») (1980), «Плаха» (1986), «Тавро Кассандры» (1994) и другие произведения. В соавторстве с К. Мухамеджановым он написал пьесу «Восхождение на Фудзияму» (1973), в Соавторстве с М. Шахановым – «Ночь воспоминании о Сократе, или суд на шкуре туполобого» (1998) и другие произведения. Вопрос:3.Какие проблемы поднимает писатель в своих произведениях? Ответ:В своих произведениях Чингиз Айтматов раскрывает животрепещие вопросы современности: высокие идеалы добра и социальной справедливости, утрата веры в человека, распространение пьянства и наркомании, судьбы «братьев наших меньших» и судьба всей природы. Вопрос: 5.Кто благословил Ч.Айтматова в начале его творчества? Ответ:Через всю свою жизнь Ч.Айтматов понес глубокое уважение и любовь к М.О.Ауезову, который благословил его в самом начале творческого пути. Бостон Асылгуль Кенджеш Г е р о и Акбара Гулюмхан ЗаботливыйДобрыйБОСТОНСмелыйРешительный НЕСЧАСТНЫ НежнаяСмелаяАКБАРАжестокая Вопрос:Что вы заметили в их судьбе? Что объединяет человека. Бостона с волчицей Акбара?Ответ: Они оба несчастны без своих детейВопрос: Кто виноват в из судьбе?Ответ: Жестокость человека в отношении к природе, к окружающим нас животным А Й О Т А М Т В Б К А А Р У А Л Ж А А К О Ш Ь Т А С П Р В Е С О В И Л Д Ь Т Р А Я И Д Е Г А Д П Р И Р Ч Е Л О К Е 1.Имя волчицы? (Акбара )2. Куда собираются переезжать люди? (Жайлау)3. Где происходит действие? (Кошта)4. Почему волчица не убила сына Бостона? (Мать)5. Что хотел восстановить Бостон? (Справедливость)6. Чем заканчивается борьба? (Трагедия)7-8. Между чем и кем решаются взаимоотношения? (Природа, человек) Нравственные Экологические П Р О Б Л Е М Ы Социальные ІІІ. Задание на дом:Написать ЭССЕ на тему: «Я и природа»