Презентация к уроку русского языка на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Тема урока: « Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.» урок развития речи в 9»А» классе МБОУ СОШ №78
Повторить особенности построения сочинения-рассуждения и его типологию.Углубить знания о средствах выразительности речиПроанализировать предложенный текст и отобрать материал для создания сочинения-рассуждения по высказыванию К.Г.Паустовского.Цели урока.
Какие лингвистические средства выразительности языка вы знаете?Назовите наиболее часто используемые лексические средства выразительности.Назовите наиболее часто используемые грамматические средства выразительности.Назовите наиболее часто используемые синтаксические средства выразительности.Что такое лингвистика?
Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;Союзы: так что, поскольку, так как, если;Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить. Разновидности сочинения-рассуждения
имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:Слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;Вводные слова: например, таким образом.Рассуждение - объяснение
включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.Рассуждение - размышление
1. Тезис. 2. 1 доказательство 3. 2 доказательство 4. Вывод.Структура сочинения - рассуждения
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».Лингвистическое высказывание
Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.К.Г.Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Как я понимаю высказывание писателя?Вступление к сочинению
Мне кажется, что автор высказывания говорит о богатстве русской речи, о её красоте и способности при помощи слова передать любые мысли и чувства. Особенно украшают нашу речь тропы речи. Попробую доказать свою мысль.Пояснение к цитате, её понимание, комментарий.
от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение» — троп, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, служит для создания образности речи, делает высказывание ярче и эмоциональнее.Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней…(М.Горький)Барка жизни встала На большой мели (А.Блок)…пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо (А.БлокМ е т а ́ф о р а
от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное» — образное определение предмета, явления. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), Железная воля, золотой характер, горячая кровь, мотыльковая красота, цветастая радость, Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо (С.Есенин)Эпитет
Риторический вопросэто вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.Ломоносов)Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков)Помогает выразить авторскую позицию, придает речи эмоциональность, живость, призывает читателя к размышлению
приём передачи кульминации чувств. передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. Какое лето, что за лето!Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)О времена, о нравы! (латинское изречение)Придает речи эмоциональность, выразительность, помогает ярче выразить авторскую позициюРиторическое восклицание
Парцелляция – от лат. Particula – частица.Членение предложения на несколько смысловых частей.Используется как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. Флеров все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький) У Елены беда тут стряслась. Большая. (М. Парфёнов)Парцелляция
Все выше сказанное является доказательством того, что при помощи слова можно выразить любую мысль, рассказать о любых чувствах.Мы убедились в том, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».Вывод
Повторить особенности построения сочинения-рассуждения и его типологию.Углубить знания о средствах выразительности речиПроанализировать предложенный текст и отобрать материал для создания сочинения-рассуждения по высказыванию К.Г.Паустовского.Цели урока.
УДАЧИ ВАМ! СЧАСТЬЯ, МИРА, ДОБРА.