Разработка урока русского языка в 9 классе Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему


Разработка открытого урока по теме
«Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему»
Дзюба Галина Анатольевна,
Учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
МБОУ СОШ №78
Данный урок проводится с целью подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе, по программе общеобразовательной школы. Это первый урок из двух: подготовка к написанию сочинения, второй урок – написание сочинения.
Цели урока.
Формирование умений и навыков использования правильной литературной речи при создании текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Развитие образного и логического мышления.
Углубление навыка анализа текста с точки зрения использования языковых средств.
Формирование школьника как личности, развитие нравственных качеств учащихся.
Цели урока для учащихся.
Повторить особенности построения сочинения – рассуждения и его типологию.
Углубить знания о средствах выразительности речи
Проанализировать предложенный текст и отобрать материал для создания сочинения-рассуждения по высказыванию К.Г.Паустовского.
ХОД УРОКА:1. Организационный момент. СЛАЙД 1.- Посмотрите на доску и сформулируйте тему нашего урока. (на доске)- Чему мы сегодня должны научиться? Поставьте себе задачи. Слайд 2 (на доске)
2. Актуализация опорных знаний.
Что такое лингвистика? Слайд 3
Какие лингвистические средства выразительности языка вы знаете?
Назовите наиболее часто используемые лексические средства выразительности.
Назовите наиболее часто используемые грамматические средства выразительности.
Назовите наиболее часто используемые синтаксические средства выразительности.
Какие разновидности сочинения – рассуждения нам известны? Слайд 4 – 6
Какова структура сочинения – рассуждения? Слайд 7.
Закон солнца слайд 8.
3. Новый материал.
- Итак, дорогие друзья, нам предстоит подготовиться к написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.
Давайте познакомимся с предложенным высказыванием К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать при помощи русского слова» (на доске) Слайд 9.
- Скажите, с чего мы начинаем сочинение? - со вступления.
- Посмотрите в памятку, как можно написать вступление? Правильно, это может быть обобщение, можно написать в форме вопроса. А можно процитировать. Выберите такое, с которым вы справитесь и сформулируйте вступление к сочинению.

Вариант:
К.Г.Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Как я понимаю высказывание писателя? Слайд 9
- Скажите, пожалуйста, можно ли сразу после вступления подбирать аргументы?
Совершенно верно. Сначала необходимо пояснить цитату.
- О каких лингвистических явлениях говорит писатель.
Верно, он не называет конкретных языковых явлений, а обращает наше внимание на богатство, выразительность русской речи.
- А как мы называем выразительные средства языка?
Тропы речи.
- Сформулируйте комментарий к высказыванию. С какого слова желательно начать комментарий?
По – моему, как мне кажется, мне кажется….
Вариант:
Мне кажется, что автор высказывания говорит о богатстве русской речи, о её красоте и способности при помощи слова передать любые мысли и чувства. Особенно украшают нашу речь тропы речи. Попробую доказать свою мысль.
4. Работа с текстом.
- Мы практически создали вступление и комментарий к цитате, но еще не знаем текста. Он у вас лежит на столах. Я прочитаю текст, а вы попробуйте определить тему и основную мысль.
О доброте. 1. Доброта - свойство человеческое. 2. Ведь не может быть животное добрым или злым, неведомо это ему. 3.Добрым может быть только человек. 4.Или не может? 5. И дело даже не в том, чтобы это добро нести куда-то или дарить кому-то, и уж точно не всем, поскольку всем, это значит - никому.6. Это значит для себя. 7.А доброта, на мой взгляд, - это не отвечать на зло им же. 8.Это способность этому злу не столько противостоять, сколько, даже находясь в нём, оставаться самим собой. 9.Человеком. 10.Это ужасно трудно. 11.Порой практически невыносимо проглатывать злые пощёчины судьбы, либо окружающих тебя людей и не отвечать тем же. 12.Давясь, проглатывать эту мерзость, переваривать её в себе и не отравиться. 13.Иногда интоксикация всё-таки случается. 14.Ты чувствуешь, как на тебя накатывают злые мысли, они топят тебя, погружают в себя, дёргают где-то глубоко в тебе сидящего чёртика, будят его, выгоняют наружу, побуждающего тебя говорить и делать то, что ты не хочешь. 15.Порой думаешь. 16.Ведь ты же прав! 17.Чего ты ТАК переживаешь? 18.А ты простить себе не можешь эту липкую слабость, того, что поддался соблазну эмоций и позволил вытечь из тебя этой честной разумной гадости. 19.Зачем? 20.Кому это надо? 21.Легче стало? 22.Не стало. 23.Человечность - это фильтр, который не позволяет распространяться злу среди людей. 24.Злым помыслам, словам, эмоциям, поступкам. 25.Он задерживает их в себе, копит и растворяет, не позволяя распространяться вирусной злой инфекцией. 26.Вот такое рассуждение. 27.Теперь осталось определиться, что такое добро и зло. М. Горький5.Беседа.- О чем этот текст? - А что такое доброта?- Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.- Работа со словарем.- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "доброта" определяется как "Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро".
- Определите, пожалуйста, основную мысль. Найдите предложения, в которых автор высказал основную мысль? №23 – 25.
- Скажите, а каким по настроению вам показался этот текст.
Верно, тревожным, взволнованным, эмоциональным.
- Давайте попробуем найти средства изобразительности, которые помогают автору передать свои мысли и чувства.
1- 2 группа - тропы: метафоры, эпитеты и др.
3 – 4 группа – синтаксические средства. Какие это могут быть средства? – риторические вопросы, риторические восклицания. Слайды 12-15.
- Назовите примеры. Вариант ответа: метафора предложение №11, 14 – «пощечины судьбы», «накатывают злые мысли».
- эпитеты - №14, 18 - «злые мысли», «липкая слабость», «честная, разумная гадость»
- Скажите, с какой целью использует их автор.
Вариант. М. Горький считает, что важнее всего не поддаться злу и сохранить в себе человека, поэтому он использует такие яркие, эмоционально окрашенные метафоры и эпитеты: «злые мысли», «липкая слабость», «честная, разумная гадость»
- Приведите примеры синтаксических средств. Вариант ответа. Предложение № 20, 21. – риторические вопросы.
Предложение № 23-25 – парцелляция. Это новое для вас понятие. Для чего оно служит? Слайд №16
- как можно сформулировать 2 аргумент.
Вариант. Чтобы четко выразить свою позицию, убедить в своей правоте читателя, автор использует в предложениях № 23-25 парцелляцию.
- Мы подобрали аргументацию к высказыванию К.Г. Паустовского. Как можно закончить сочинение? Посмотрите в памятку.
Варианты.
Все выше сказанное является доказательством того, что при помощи слова можно выразить любую мысль, рассказать о любых чувствах.
Мы убедились в том, что «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Слайд №17

6. Подведение итогов урока.
Чему учились на уроке?
Что нового узнали о выразительных средствах языка?
Кто сможет написать сочинение по данному тексту?
Достигли мы целей урока? Слайд №18
7. Оценки будут после проверки написанного сочинения. Друзья мы очень хорошо поработали. Я всех вас благодарю за урок. Я хочу предложить тем, кто хочет испытать свои знания и умения в написании сочинения, написать сочинение по другому высказыванию и тексту. Можете взять текст варианта №6 сборника под редакцией Сениной. А теперь попробуем написать сочинение – рассуждение, к которому мы готовились. Удачи! Слайд №19.