Презентация по русскому языку. «Текст. Способы связи предложений в тексте» 6 класс
Текст. Способы связи предложений в тексте Урок развития речиКолесникова Ольга Владимировна ЭПИГРАФ Разминка КЯЫЗЩИОБЕНЕЧЬЕРКТЕСТНЛВАИКГИСИТ ЯЗЫКОБЩЕНИЕРЕЧЬТЕКСТЛИНГВИСТИКА Вспомним определение текста Текст – от лат. textum, что значитТекст - это группа предложений, Предложения связаны между собойТекст создается для ткань, связь, соединение.объединенных в целое одной темой. по смыслу и грамматически. выражения мысли. БУРАТИНО Последовательная или цепная связь Последовательная или цепная связь: (1)Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. (2) На иллюстрации изображен Буратино. (3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. 1 2 3 Прочитайте тексты. Подчеркните сцепляющие слова. За окошком зимний сад. Там листочки в почках спят. И листочки те во сне Размечтались о весне. (И. Токмакова) Висит за окошком Кулёк ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Т. Белозеров) МЕСТОИМЕНИЯ-НАРЕЧИЯ Местоимения-наречия - слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. А. Да это белка!Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. В. Как она очутилась в городе? Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски. Параллельная связь Весна в лесу. (1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы. (3) Звенят под деревьями весенние ручейки. (4) Смолой пахнут набухшие почки. Параллельная связь: 1 2 3 4 Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните. Вставьте пропущенные буквы. Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев. Белые обл…чка бр…дили в голубом небе. Утро было свежее, чистое. А ласковое со…нце д…рило т…пло и наполняло сердце радостью. 1 0 ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Последовательная связь предложений: 1.…Н ↓ 2. Д…Н ↓ 3.Д…Н Параллельная связь предложений:2.Д…Н ↓ 3.Д…Н ↓ 4.Д…Н Тест «Текст. Способы связи предложений в тексте» 1. Определите текст, в котором предложения соединены последовательной связью. Обведите номер правильного ответа.1) 1. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. 2. Солнце сияло. 3. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. 4. Лошади были запряжены. (А.С. Пушкин) 2) 1. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. 2. На ней была надпись черной краской. (По К. Паустовскому) Тест «Текст. Способы связи предложений в тексте» 2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью. Обведите номер правильного ответа.1) 1. Вечером резко похолодало. 2. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю. 3. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. 4. Усиливающийся северный ветер навевал тоску. 2) 1. Музей, к сожалению, был закрыт. 2. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. 3. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые ступени. (По К. Паустовскому) 3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Обведи номер правильного ответа. А. Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями.Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми.В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега.Г. Белый цвет сливается с белым.Д. Самая притягательная берёза – весенняя.Е. Судите сами.Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках…З. Весёлая берёза. Варианты ответа:1) А Б В Г Д Е Ж З.2) А Б В Г Ж Е Д З.3) Д Е В Г А Б Ж З.4) Д Е А В Г Б Ж З. Подведем итоги Какую связь предложений в тексте отражают схемы: 1 2 3 1 2 3 4 Домашнее задание Словесная зарисовка на тему «Весна».1 вариант – последовательная (цепная) связь предложений.2 вариант – параллельная связь предложений. РЕФЛЕКСИЯ - Я вспомнил(а), что…- Я понял(а), что…- Было интересно…- Особенно понравилось…- Вызвало затруднение…- Было сложно…- Нужно выучить…Каким выражением можно оценить работу на уроке:- корень учения горек, да плод его сладок;- глаза боятся, а руки делают?