Отчет по теме самообразования Проблемный подход как средство активизации мыслительной деятельности на уроках математики
Проблемный подход как средство активизации мыслительной деятельности на уроках математики.
Обучение школьников ставить вопросы (проблемы) – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Задача учителя научить ребят не только запоминать, но и мыслить.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.Данный вид обучения:
направлен на самостоятельный поиск обучающимися новых понятий и способов действий;
предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем, разрешение которых (под руководством учителя) приводит к активному усвоению новых знаний;
обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует обучающихся на их поиск. Обучающиеся под руководством учителя находят закономерности, новые понятия, разбирают способы действий. В ходе поиска, наблюдений, анализа, активизируется мыслительная деятельность ребят, улучшается усвоение изучаемого материала.В своей работе я использую следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская работа. Проблемные ситуации можно создавать на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле изученных знаний. Для этого использую такие приемы:
Постановка проблемных задач.
Подводящий или побуждающий диалог.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Необходимыми составляющими проблемного обучения являются такие основные понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент». Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких-либо противоречий.
Признаком создания у обучающихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:
1. Постановка проблемы (возникновение проблемной ситуации).
2. Поиск решения (проходит выдвижение и проверка гипотез).
3. Выражение решения - формулировка нового знания научным языком.
Для того чтобы сконструировать урок с элементами проблемного обучения, я выполняю следующие последовательные действия.
Оцениваю, насколько позволяет данный учебный материал создать проблемную ситуацию и есть ли необходимость в ее создании, поскольку не всякий учебный материал может быть усвоен с помощью приемов проблемного обучения.
Разрабатываю план урокаДля этого:• готовлю вопросы для актуализации знаний учащихся (для подготовки учащихся к восприятию проблемы);• создаю проблемную ситуацию; • прогнозирую процесс решения проблемы: какие предложения могут быть выдвинуты учащимися для решения проблемы, как они должны обсуждаться (разрабатываю общий план, по которому будет обсуждаться каждое предложение);• готовлю заранее предполагаемые решения, которые возможно выскажут ребята. Разбираем каждое предложенное решение, находим плюсы и минусы, выбираем оптимальное и правильное. Заранее знаю, какой из возможных вариантов решения оптимален, какая точка зрения в дискуссии правильна и, главное какой учебный материал должен быть усвоен в результате решения проблемы. Для построения процесса проблемного обучения требуется преднамеренное и систематическое создание соответствующих проблемных ситуаций. Этап создания проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Поэтому наибольшее внимание я уделяю этому этапу. Чтобы обучающиеся приняли к решению учебную проблему, в своей работе я использую следующие способы создания проблемных ситуаций:
Сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, при изучении темы «Длина окружности», перед ребятами ставится задача измерить длину окружности пластинки. Как, каким инструментом можно это сделать? Учащиеся предлагают и применяют разные варианты, но в итоге приходят к необходимости выведения формулы.
Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, при изучении темы «Параллельные прямые в пространстве», необходимо представить скрещивающиеся прямые.
Объяснение фактов на основании известной теории. Например, при изучении темы «Квадрат», после введения определения, учитель задает вопрос: почему квадрат часто называют «тунеядцем»? Учащиеся на основании знаний о ранее изученных фигурах, отвечают на данный вопрос, называя свойства квадрата.
Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, учитель предлагает примеры на выполнение действий, в которых известны только несколько чисел, а остальные нужно восстановить, путем рассуждений и правил действий.
Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая работа, для решения которой недостаточно урока. Обучающимся дается возможность подумать дома. Например, подобрать фигуры, из окружающих нас предметов, которые имеют центр симметрии или ось симметрии, и сделать наглядное пособие.
Эффективное формирование личности будет проходить лишь в процессе разнообразной собственной (умственной и практической) деятельности учащихся. Важно, чтобы определяющим мотивом был внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием этой деятельности. Отсюда необходимо, чтобы деятельность учащихся носила характер самодеятельности. Именно в ней ученик должен находить удовлетворение своих наиболее глубоких познавательных потребностей, интересов и склонностей, потребности в личностном саморазвитии, и она (деятельность) должна приносить учащимся наибольшую радость и удовлетворение.
В целях активизации познавательной деятельности обучающихся использую такие приёмы:
формулирую цели деятельности обучающегося так, чтобы на первом плане была его личная заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке или, как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
добавляю в обычный классический урок (особенно если он не слишком интересен) игровой, соревновательный момент;
создаю необычную атмосферу во время деятельности, тем самым делаю урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение в парах, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).
В работе с детьми нужно опираться не на словесные формы образования, а на деятельностную сторону обучения и воспитания. Первостепенное значение в работе с детьми уделяется рефлексивной деятельности, как основы самоизменения личности, разновозрастной характер. Основным принципом организации всего содержания образования в проблемно-развивающем обучении является принцип единства обучения и воспитания. Главной задачей проблемно-развивающего обучения является формирование групп, в которых каждый педагог занимал бы особое место и в силу своего авторитета имел особые права, однако не ущемляющие разумных прав и инициатив учащихся.
«Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам. Дайте каждому ребенку сделать свое маленькое открытие» Э. И. Александрова