Урок окружающего мира на тему: Весна в природе. Апрель – водолей 1 класс
Урок окружающего мира. 1 класс.
Перминова О.А.
учитель начальных классов МОУ СОШ № 14.
Тема: Весна в природе. Апрель – водолей.
Задачи:
- продолжить ознакомление учащихся с весенними изменениями в природе,
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
-расширять представление детей об охране природы;
- развивать познавательную активность учащихся, учить наблюдать, сравнивать и анализировать увиденное, пробуждать интерес к предмету через моделирование, логические задания;
- способствовать формированию речевых умений:
строить диалогическую речь (внимательно слушать речь другого человека, обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы),
строить монологическую речь (строить описание, рассуждение);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Магнитная доска, картинки с изображением объектов живой и неживой природы,
картинки для моделирования, картинки первоцветов.
Методы обучения:
• словесный (беседа, рассказ, объяснение);
• наглядный;
• практический (моделирование);
• частично-поисковый;
Формы работы:
• фронтальная;
• парная
Ход фрагмента урока.
1.Организационный момент.
Кто любит ходить в гости? Сегодня мы отправляемся в гости, а куда отгадайте.
2. Введение в тему урока. Создание эмоционального настроения.
- Послушайте загадку, о каком времени года говорится?
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла … (Весна).
- Как вы догадались, что в загадке говорится о весне?
- Перечислите признаки весны (Прилетели птицы, снег тает).
- Перечислите название весенних месяцев. (Вывешиваю таблички)
- О каком весеннем месяце идет речь? Послушаете загадку.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел? (апрель)
Сегодня мы поговорим о сезонных изменениях в разгар весны.
Тема нашего урока: Весна в природе. Апрель – водолей.
Актуализация знаний. Работа в парах.
( на магнитной доске, на партах у детей картинки: трактор, птицы, деревья, горы, солнце, бабочки)
- Посмотрите внимательно на картинки. Назовите предметы.
- Что лишнее? (трактор)
- Почему?
- Все остальные предметы разделите на две группы: живую и неживую природу. Работа в парах. Два ученика у доски.
- Что ещё относится к неживой природе? (таблички: солнце, небо, водоёмы, почва)
- Что относится к живой природе? (Таблички: растения, животные, грибы, человек)
Перечислите признаки живой природы. ( Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть).
У нас получился план, по которому мы с вами будем работать.
План.
Неживая природа Живая природа
солнце деревья
небо кустарники
осадки травы
почва животные
водоёмы
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Изменения в неживой природе.
- Представьте что доска – это наш альбомный лист, на котором мы изобразим, как меняется природа в апреле.
Начнем с неживой природы. Давайте подумаем, что поместим на нашу картину.
(На доске вывешены картинки с объектами неживой природы разных времён года: весны и зимы).
Дети выбирают картинки. Вот такая картина у нас получится. (Вывешиваю)
а). Поработаем по картине.
Небо.
- Какое оно весной? (голубое, высокое, светлое, плывут легкие облака, вывешиваю небо) Какое сегодня небо?
б) Солнце.
- Какое оно весной? (яркое, греет сильнее, выше поднимается, прибавляется день)
- Одинаково ли солнышко греет весной во все весенние месяцы?
- Какое солнце сегодня?
в). Какие осадки выпадают весной? (в марте - снег, а апреле – снег и дождь, в мае - дожди, прикрепляю снежинки и капельки дождя)
В народе апрель называют – «обманщик», «капризник».
- Как вы думаете, почему? (За непостоянство погоды, ее изменчивый характер)
Недаром говорят: Весна не осень, на дню погод восемь.
г). А что происходит со снегом весной? (солнце греет сильнее, и снег тает, появляются первые проталины)
Проталины ещё называют апрельские веснушки. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
А снег в лесу тает или нет?
Наши предки называли апрель «снегогоном», «водолеем», «солнечником». Почему?
д). Что происходит с водоемами? (лед темнеет, покрывается трещинами, тает, начинается ледоход)
Как вы думаете, можно ли находиться в это время на водоёме?
( В это время очень опасно находится на льду. Он может надломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода).
- На наших водоёмах уже тронулся лед?
Информация по водоёмам дают дети:
Январёвский пруд
река Какша
река Самариха
(Выбор картинки)
Мы показали, какие изменения происходят в неживой природе в апреле.
Можно сказать, что весна в этом году поздняя.
4.Оздоровительная минутка «Солнышко»
- Потянитесь. Вытяните руки, закройте глаза. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхаю. Вдохните, выдохните. Откройте глаза, повернитесь друг к другу, подарите друг другу улыбку.
5. Продолжаем работу дальше. Поговорим о живой природе.
а) Скажите ребята, что происходит с деревьями и кустарниками весной? Информацию даёт ученик:
(набухают почки, появляются сережки, листочки)
Вывешиваю картинки деревьев: берёзы – серёжки, вербы – серёжки (соцветия)
б). Что происходит с травянистыми растениями? (появляется молодая травка, растения начинают цвести)
- Обычно раннецветущие растения называют подснежниками. Почему?
- В народе подснежники называют “снежные цветы”, зацветает он с первыми теплыми весенними лучами, когда чуть подтает снег.
- К раннецветущим растения относят: мать-и-мачеха, медуница, гусиный лук, сон-трава, хохлатка, голубая пролеска, чистяк, ветреница. (Картинки на стенде)
Можно ли рвать цветы? (Нет)
- Они занесены в “Красную книгу”, цветами можно только любоваться, сорванный цветок быстро погибает. (Показываю Красную книгу)
Ведь недаром говорится:
“Поймали мы бабочку - она погибла, сорвали мы цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим природу!”
6. Рефлексия и итог.
- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Мы отобразили все признаки весны.
О каком месяце мы говорили? (об апреле)
Что нового вы узнали на уроке?
Вывод:
Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Солнце греет землю сильнее, поэтому снег и лёд тает. На реках ледоход. В апреле идет то снег, то дождь. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки. Зацветают первоцветы.
Апрель - месяц последнего снега и первых цветов.
А вам хочется приблизить наступление весны?
Чего не хватает на нашей картине? (Подснежников)
Давайте прикрепим эти подснежники на картину.
На следующем уроке мы поговорим об изменениях, которые произошли в апреле в жизни животных.
Оцените свою работу. (Цветочки)
- Спасибо вам за урок.