Контрольно-обобщающая работа по истории для студентов СПО. начало XII в. — конец XVI в. 2 вариант

Вариант 2
1. Работа с хронологией.
№ п/п
Событие
Дата

1
Начало политической раздробленности на Руси


2

1223

3
Невская битва (год)


4
Междуусобная война в Московском княжестве


5

1478

6
Стояние на р. Угре


7

1521

8
Принятие судебника Ивана IV


9

1558-1583

10
Отмена кормлений и реформа местного самоуправления


11
Учреждение патриаршества в России


12

1591


2. Работа с терминами.
Дайте определение терминам.
Ордынский выход –
Тысяцкий –
Ярлык на великое княжение –
Боярская дума –
Местничество –
«Урочные лета» -
«Стоглав» -
Поместье -

3. Работа с историческим источником.
Из Летописной повести о побоище на Дону.
«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе... В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»... Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей»... И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вёл его...».

1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.
2. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно такого исхода битвы указывает автор? Назовите не менее двух причин.
3. Какие последствия имело описанное в тексте событие? Приведите не менее трех аргументов.



15