Конспект НОД Игра-викторина Распускаются цветы небывалой красоты


Игра-викторина «Распускаются цветы небывалой красоты»
Автор: Вайлерт Инна Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ № 31 г. Санкт-Петербург
Описание материала: Конспект НОД «Распускаются цветы небывалой красоты» с элементами викторины подготовлен и проведен с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-викторина будет полезна воспитателям, логопедам и учителям начальной школы при рассмотрении темы «Цветы», так как охватывает широкий объем знаний воспитанников о цветах (луговые, садовые, комнатные).
Цель: Расширить и обобщить представления о мире цветов.
Задачи:- Пополнить знания воспитанников новыми сведениями о цветах, окружающих нас (комнатные, садовые, полевые). - Воспитывать интерес к разнообразию цветов, желание охранять их. - Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, стремление замечать прекрасное в окружающей нас природе.Предварительная работа:
- Наблюдения за цветущими растениями в помещении, на клумбах, на лугу;
-Посев семян однолетних цветов (космея, календула), наблюдения и уход за ними;
- Уход за комнатными растениями;
-Отгадывание загадок о цветах, чтение интересных сведений о цветах.
Материалы и оборудование:
- Комнатные цветы в горшках, 2 вазы с букетами полевых и садовых цветов, искусственные цветы, бумажные салфетки с изображением цветов (нарциссы, тюльпаны, подснежники);
- Конфеты «ромашки» и «ирисы»;
- Открытки и картинки с изображением цветов;
- Материал для оформления букетов.
Ход занятия
I Организационный моментДети входят в помещение, по предложению воспитателя садятся на стулья, которые стоят вокруг стола. На столе стоят 2 горшка с красиво цветущими комнатными растениями (герань и бальзамин) и 2 вазы: в одной букет полевых цветов, в другой – садовых.
Кроме того, на столе лежат открытки, картинки, бумажные салфетки с изображением цветов, а также искусственные цветы.
Воспитатель: Мы с вами собрались, чтобы поиграть. Наша игра-викторина называется «Распускаются цветы небывалой красоты». Из названия игры вы поняли, что говорить мы будем о цветах. Но у нас не просто игра, а игра-викторина. Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Это значит, что я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. За правильные ответы в конце игры вас ждет сюрприз.II Основная часть
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки про цветы, а вы попытаетесь их отгадать: Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик) Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый; Только жаль, что не душистый. (Василек) Выросли звоночки в ряд, Жалко только – не звенят. Синие бутончики – это …(колокольчики)

Мы сплетем веночки летом Пробивается росток,Для Оксаны, Маши, Светы, Удивительный цветок.Для Аленки, двух Наташек, Из-под снега вырастает.Все веночки из…(ромашек). Солнце глянет – расцветает (подснежник)
Ежик в рощице у кочек Тот, кому уже семь лет, говорит Мишутке: Скажет: «Школа, здравствуй!»«Видишь синие цветочки?» У меня в руках букет - Это…(незабудки) Праздничные…(астры)
Справка: Астра, по преданию, выросла из пылинки, упавшей со звезды. Греческое слово «астра» означает «звезда». Словно тонкие лучи, расходятся ее лепестки во все стороны. Астры бывают голубые, розовые, темно-красные.Посмотрите картинки с изображением этих замечательных цветов. А теперь найдите астры среди живых цветов. Какого они цвета?
(белые, синие).

Воспитатель: Хорошо. Продолжим отгадывать загадки про цветы. Посмотрите – у ограды Вот колючие кусты, Расцвела царица сада. Лучше их не трогай ты. Не тюльпан и не мимоза, Родственник красотки розы, А в шипах красотка …(роза) Затаил в шипах угрозу. Хоть не кактус, не терновник, Но колюч в саду…(шиповник) Он чуть-чуть похож на розу, Разукрашиваем летом Но не занозишь занозу. Клумбы, парки, цветники Распустился летом он. Мы своим морковным цветом, Что за куст такой?...(пион) А зовемся…(ноготки)
Воспитатель: А как еще по-другому называют ноготки? (календула).Правильно. Эти цветы мы с вами посеяли на клумбе, ухаживаем за ними и, надеюсь, скоро увидим их цветущими.
Воспитатель: Все цветы по месту произрастания можно разделить на 3 большие группы: комнатные, садовые и полевые. Посмотрите внимательно на цветы, которые стоят на столе и скажите, какие из них можно назвать комнатными? (герань, бальзамин)
Воспитатель: Правильно, эти цветы выращивают в комнате (в помещении). Как вы думаете, почему их выращивают только в помещении? (потому что зимой на улице они замерзнут, погибнут).Воспитатель: Верно. А какие цветы называют садовыми?(цветы, которые люди выращивают в саду, на клумбах).
Воспитатель: Посмотрите на картинки, назовите знакомые вам садовые цветы (тюльпаны, петуньи, розы, астры, календула, бархатцы, флоксы, георгины). Воспитатель: Хорошо. А полевые цветы, почему так называются? (потому что они растут в поле).Да, они растут в поле. Какие полевые цветы вы знаете? (варианты ответов). Назовите, опираясь на картинки (ромашки, васильки, одуванчики, незабудки, подснежники, ландыши).

Выполним гимнастику для глаз.
Не поворачивая головы, только глазами находите те, цветы, которые я назову.
Влево смотрим – незабудки,
Вправо – ландыши в цвету.
Вниз – ромашки, розы, астры.
Вверх – календулу найду.
Воспитатель: Итак, повторим еще раз: по месту произрастания цветы бывают … (комнатные, садовые, полевые).

Воспитатель: Перед вами на столе в двух вазах стоят цветы. Скажите, как называются срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу, обычно для того, чтобы подарить кому-нибудь или поставить в вазу?(букет).
Воспитатель: Правильно. А теперь внимательно посмотрите на 2 букета, подумайте и скажите, какой из них состоит только из полевых цветов, а какой – из садовых? (дети рассматривают и называют).
Воспитатель: Обратите внимание: и в том, и в другом букете есть одинаковые цветы – ромашки. Почему, как вы думаете?
(Потому, что ромашки бывают садовые и полевые).
Воспитатель: Да, верно. Садовые ромашки крупнее, а полевые более мелкие. Давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем
Пальчиковую гимнастику «Цветы»
Цветы
Действия пальчиками
Наши красные цветки согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком
Распускают лепестки. пальцы расставляем в стороны
Ветерок чуть дышит, шевелим пальчиками
Лепестки колышет. Наши красные цветки снова соединяем пальчики в «бутон»
Закрывают лепестки. Головками качают, качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук
И тихо засыпают. соединенные кисти рук подкладываем под голову
Воспитатель: Вот, руки разогрелись и готовы к работе. А сейчас вы сами попробуете составить букеты. Подбирать цветы для букета можно по разным признакам: по размеру цветков, по сочетанию цвета, например, белый и красный цвет, синий и желтый, или можно в букет собрать одинаковые цветы, например, только ромашки или только одуванчики. Главное, чтобы ваш букет вам нравился, чтобы вам приятно было на него смотреть. И пусть ваши букетики будут небольшие, чтобы всем хватило цветов. Цветы для своих букетов берите из тех, что стоят на столе.
Практическая работа
Дети составляют букеты. Воспитатель наблюдает за работой, дает положительную оценку, находя что-то хорошее в каждом букете, помогает оформлять букеты.
Воспитатель: Все хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие чудесные букеты получились, у всех разные. Вам нравятся наши букеты? (нравятся, очень нравятся). Воспитатель: Теперь послушайте последнюю загадку. Наверное, она для вас трудная, но интересная. Если не сможете отгадать, я вам помогу. Я травянистое растение, С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

Воспитатель: Это цветок ирис и конфета ирис. В словаре русского языка, который объясняет значение слов, написано: «Ирис – многолетнее травянистое растение с крупными яркими цветками. Ирис – сорт конфет в виде вязких кубиков шоколадного цвета». Ирис – это весенний цветок, он уже отцвел, поэтому я могу показать вам его только на картинке. А конфеты ирис выглядят вот так: (показ конфет в прозрачной упаковке).Воспитатель: Сейчас устроим короткий «мозговой штурм». Соберитесь, слушайте внимательно:
- Какому цветку все народы во все времена отдавали свое предпочтение? (Розе). - Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (Астра). - Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, василек, лилия, маргаритка, иван-да-марья).
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!
В некоторых странах определенные цветы стали национальным символом. В Голландии – это тюльпан, в Японии – хризантема. А какой цветок – символ нашей страны России? (Ромашка). Воспитатель: 8 июля, в нашей стране отмечался замечательный праздник: День семьи, любви и верности. В этот день люди дарят друг другу ромашки как символ семьи, любви и верности, поэтому ромашка стала национальным цветком нашей страны.
III Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша викторина. О чем мы с вами сегодня говорили? (о цветах, разгадывали загадки про цветы).
Воспитатель: Что нового вы узнали?
(что цветы бывают комнатные, садовые, полевые; у некоторых цветов человеческие имена; астра – это «звезда»…(и другие ответы).Воспитатель: Наша игра называлась «викторина». А кто запомнил, что такое викторина? (варианты ответов). Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Наша викторина была на тему: «Распускаются цветы небывалой красоты» и говорили мы о цветах.
- Сейчас я вам дам последнее маленькое задание: выкладываю перед вами салфетки. Посмотрите, какие рисунки изображены на салфетках? (цветы нарциссы, тюльпаны, подснежники).

Воспитатель: Правильно. Это первые весенние цветы. А теперь на салфетки я кладу конфеты. Вспомните, как называются эти конфеты без фантиков? (ирисы). А что изображено на фантиках других конфет? (ромашки).
- Верно, ромашки. А ромашки являются символом чего?(любви, верности, нашей страны). Вам понравилась игра-викторина?
- Конфеты и салфетки оставьте себе: это вам вознаграждение за игру, а букеты вы подарите своим мамам. Спасибо вам за активное участие в игре.