Проект «Фелтинг-сумочка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты-Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углублённым изучением отдельных предметов
Творческий проект
Фелтинг-сумочка
Выполнила: Евсеева Алёна,
ученица 7б класса
Руководитель: Кучумова Васима Исламовна,
учитель технологии
Пыть-Ях2014
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
Обоснование актуальности проекта. Цель проекта. Задачи………………….3
План организации по изготовлению сумочки ………….…………………….4
Из истории ………………………………………………………………..5
Основная часть
Банк идей и предложений………………………………………………………6
Дизайн-анализ………………………………………………………………… 7
Материалы и инструменты…………………………………………………… 7
Требования к изделию………………………………………………………… 8
Санитарно-гигиенические правила и техника безопасности……………… 8
Технология валяния ………………………………………………………….. 9
Технология изготовления изделия……………………………………………10
Секреты мастерства …………………………. ……… 11
Эколого-экономическое обоснование ………………………………………11
Реклама …………………………………………………………………… 12
Заключение………………………………………………………………….. 13
Используемая литература…………………………………………………….14
Приложение …………………………………………………………………15
1.1 Фелтинг ………………………………………………….. 15
1.2. История, традиции …………………………………………………………. 15
1.3. Азбука войлока ……………………………………………………… 15 – 16
1.4. История 20 века и знаменитые дизайнеры по войлоку……………………. 17
1.5. Методы валяния ……………………………………………………… 18 - 19
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
г. Пыть-ЯхМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов,
Евсеева Алёна, 7б класс
Краткая аннотация
В своем проекте я хочу показать, что фелтинг - увлекательное хобби, освоить которое может каждый, этот процесс ручного творчества доставляет огромное удовольствие.
Валяние… Для большинства из нас, россиян, войлок, это, прежде всего, теплая и трогательная ассоциация с детством – дорога в детский сад ранним зимним утром, в кромешной тьме, держась за мамину руку или на санках… и, конечно же, детские валеночки… у кого-то с галошами, у кого-то на резиновом ходу… Вспомнили?.. Наверняка вспомнили! Такие моменты детства память хранит особенно бережно и глубоко.
Попробуйте этот вид рукоделия, если даже вы никогда не мечтали об этом. Ведь научиться этому, совсем не сложно. Шаг за шагом вы освоите работу с войлоком, вы научитесь построению выкройки, расчёту коэффициента усадки, технологии валяния объёмных бесшовных форм в смешанной технике, одним словом вы научитесь мастерить, творить чудо своими руками. Перед вами откроется добрый мир понимания творчества и красоты. А вы, как добрые волшебники, сможете открыть мир своим друзьям, близким и знакомым.
Презентационный лист проекта
Проблема проекта: Я творческий человек и очень люблю фантазировать, люблю придумывать что-то новое, необычное и просто творить. Сейчас очень ценятся дизайнерские авторские работы. Среди моих подружек ещё никто не занималась этим видом рукоделия. Когда мой учитель по технологии предложил творческую тему для выполнения проекта, я очень долго думала, что бы сделать такого необычного. Перебрала массу вариантов. И все-таки остановилась на фелтинге.
Я решила, что лучше всего войлок - это роскошно, нетрудно и не дорого, да и работать с шерстью очень увлекательно и приятно - это мягкий, теплый и живой материал! И если это творческий проект, то значит что-то оригинальное, неповторяющееся, необычное. И я хочу, чтобы как можно больше красивых лиц и светлых улыбок объединило доброе волшебство войлока!
Актуальность моего проекта в том, что в последние годы во всем мире наблюдается настоящий бум интереса к валянию. Причем интерес этот именно дизайнерский, остроактуальный и поистине массовый. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько различных идей приходит людям в голову?.. Сколько разнообразных вещей они постоянно изобретают и придумывают… как легко человечество увлекается… и как легко эти изобретения и увлечения сменяются новыми.
Надеюсь, мой проект поможет новичкам сделать свою первую работу фелтингом.
Цель проекта: Закрепить навыки и изготовление декоративной сумки и косметички из шерсти в стиле фелтинг.
Задачи проекта:
- знакомство с дизайном аксессуаров;
- изучение свойств материалов имеющихся в наличии;
- оценить собственные возможности в области валяния из шерсти;
- выбрать эскиз для будущей работы;
- изготовить сумку и косметичку и оценить проделанную работу.
Планируемые мероприятия:
поиск информации в сети Интернет;
изучение литературы в библиотеке;
выбрать эскиз;
изготовить сумочку и косметичку.
Гипотеза проекта:
если соблюсти основные требования данной технологии, то можно получить интересную работу.
Результат проекта: освоить новую для меня технологию и сделать сумочку и косметичку.
Продукт проекта: Сумочка с косметичкой.
I. Введение
Обоснование актуальности проекта
Творческий труд, даёт пищу уму и дело для рук,
отвечает самым заветным нашим устремлениям.
Заповедь творческой личности.
Валяние – ( Фелтинг… Фильц) увлекательное хобби, освоить которое может каждый, этот процесс ручного творчества доставляет огромное удовольствие.
Валяние … Для большинства из нас, россиян, войлок, это, прежде всего, теплая и трогательная ассоциация с детством – дорога в детский сад ранним зимним утром, в кромешной тьме, держась за мамину руку или на санках… и, конечно же, детские валеночки… у кого-то с галошами, у кого-то на резиновом ходу… Вспомнили?.. Наверняка вспомнили! Такие моменты детства память хранит особенно бережно и глубоко.
На первый взгляд кажется невероятным, что такое личное воспоминание о смешных и трогательных детских валеночках имеет самую прямую и непосредственную связь с тысячелетней историей человечества. Но это именно так! Ведь войлок дошел до нас из невообразимой древности, из самой колыбели человечества. По-видимому, именно войлок был первым материалом, который человек создал своими руками – до него использовалось лишь то, что предоставляла человеку сама природа – шкуры животных, кора и листья растений.
Между тем, в последние годы во всем мире наблюдается настоящий бум интереса к валянию. Причем интерес этот именно дизайнерский, остроактуальный и поистине массовый. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько различных идей приходит людям в голову?.. сколько разнообразных вещей они постоянно изобретают и придумывают… как легко человечество увлекается… и как легко эти изобретения и увлечения сменяются новыми.
Надеюсь, мой проект поможет новичкам сделать свою первую работу фелтингом.
Цель проекта: Закрепить навыки и изготовление декоративной сумки и косметички из шерсти в стиле филтинг.
Задачи проекта:
- знакомство с дизайном аксессуаров;
- изучение свойств материалов имеющихся в наличии;
- оценить собственные возможности в области валяния из шерсти;
- выбрать эскиз для будущей работы;
- изготовить сумку и косметичку и оценить проделанную работу.
1.2. План организации работы по изготовлению фелтинг - сумочки
История, традиции
Материалы, инструменты
Дизайн-анализ
Валяние из шерсти
Охрана труда
Реклама
Технология изготовления
Из истории
Ученые считают, что войлоку приблизительно восемь тысяч лет. Существует трогательная легенда, что когда воды Всемирного потопа отступили, люди, выпуская из Ноева ковчега на сушу спасенных животных, обнаружили под копытами овец удивительный материал. Все долгое время скитания ковчега по волнам шерсть с овец падала им под ноги и намокала, и овцы, топчась на ней в тесном загончике, сваляли ее. Так сама природа обучила человека валянию.
В этой легенде, как и во всякой легенде, есть доля истины – войлок действительно создается путем механического сваливания, т.е. сцепления, соединения с помощью трения отдельных волокон шерсти в цельное полотно. Это происходит благодаря особой структуре шерсти – поверхность шерстинок покрыта микроскопическими чешуйками, которые, за счет определенного коэффициента трения, прочно сцепляются друг с другом.
Войлоком человечество обязано древним кочевникам-скотоводам. Именно они довели его технологию до совершенства, поскольку их бесчисленные стада поставляли в достаточном количестве овечью шерсть, сырье, необходимое для изготовления войлока. А древние скотоводческие народы, в свою очередь, обязаны войлоку буквально всем своим существованием. Само жилище кочевника, которое не только надежно и комфортно укрывало его от пронизывающих степных ветров, летней жары и страшной зимней стужи, но и одновременно служило сакральной моделью мира, было сделано из войлочных полотнищ. Его можно было очень быстро разобрать, компактно сложить и легко перевезти на любое расстояние, а главное, очень легко и быстро собрать на новом месте. Все внутреннее убранство дома кочевника, его одежда, обувь, головные уборы, детали конской упряжи – все это было из войлока.
Древнейшие из дошедших до нас образцов войлока были найдены археологами в Пазырыкском кургане на Алтае и датируются 5 в. По имени этого богатого захоронения со множеством прекрасно сохранившихся предметов ученые дали название одной из древних культур, которую сейчас во всем мире называют так и называют – Пазырыкской культурой.
К началу ХХ века валяные материалы заняли определенные специфические позиции. Тонкое сукно использовалось для шитья верхней одежды, а из более грубого шились солдатские шинели.
II. Основная часть
2.1. Банк идей и предложений
Яркая сумка всегда приковывает к себе внимание. Большинство из нас хочет, чтобы сумка была с характером, чтобы отражала наше настроение и даже взгляды.
Войлочная сумка – хорошая альтернатива сумкам из натуральной кожи: животные живы, а по прочности сваляная сумочка ничем не уступает кожаной. Экспериментировать с декором таких сумок можно бесконечно
Создание сумки в смешанной технике длительный, трудоёмкий, но не сложный процесс. Вы сваляете плотную войлочную сумку с цельноваляными или пришивными ручками. Возможно изготовление сумки под рамочный, ридикюльный и магнитный замки.
Плотная войлочная сумка , эффектно декорированная с одной стороны красными цветочками, с другой - фруктами. Вы научитесь принципу создания нуновойлока.
2.2. Дизайн-анализ
Исследовав, четыре варианта идей, я пришла к выводу, что вариант № 1 достаточно не плохой, у этого варианта очень приятный цвет и практичная форма. Но меня – не устроил тот факт, что эта сумка такая не вместительная. Поэтому, я решила не останавливаться на этом варианте.
Вариант № 2 хоть и очень прост по замыслу, имеет удобную форму, и практичную застежку, я боюсь, что он будет не приемлемо смотреться в школе, даже просто из-за своего ярко – красного цвета. Не хочу себе такую сумку.
Вариант, предложенный под № 3 имеет удобные ручки, приятную, симпатичную обработку, мне очень понравилась идея, но, на мой взгляд – на ней чего-то не хватает, несмотря на такое большое количество украшений в левой части сумки. И этот вариант, к сожалению меня не устраивает.
Сумка под № 4 мне очень понравилась, как своей удобной формой, так и расцветкой. Она подойдет и на лето, и зимой будет согревать меня своими приятными цветами, напоминая о лучших временах года. Так же, в ней есть подкладка, которая влияет на практичность сумки, думаю, она прослужит мне долгие годы. Я решила выбрать именно эту сумку, стильную, красивую, удобную, которая будет неповторимым аксессуаром моего гардероба. Большинство из нас хочет, чтобы сумка была с характером, чтобы отражала наше настроение и даже взгляды. Сумка способна оживить даже самую простую одежду. Для девушки сумка – это не только необходимая вещь для того, чтобы все необходимые в течение дня вещи были на месте, но и стильный аксессуар.
2.3. Материалы и инструменты
Иголка для сухого валяния.
шерсть для валяния;
шелковая ткань;
пупырчатая пленка, москитная сетка;
ножницы;
мыльная вода;
прочная лента, тесьма;
мыло, вода, ножницы, полотенце.
2.4. Требования к изделию
Название изделия Сумка в стиле фелтингФункциональное назначение Сумка для прогулки
Пользователь Учителя и учащиеся школы
Единичное или массовое производство Единичное производство
Требования к материалам Прочность, экологичностьМетод изготовления Ручной
Требования с точки зрения безопасности использования Изделие не должно иметь элементов, которыми можно пораниться
Экологические требования Войлок, как материал для искусства и самовыражения, стал так популярен именно потому, что идеально отвечал насущной потребности человечества.
2.5. Санитарно-гигиенические правила и техника безопасности
На рабочем столе должен быть порядок.
Работать при хорошем освещении. При тусклом свете быстро устают глаза и сложно следить за рисунком.
Расстояние от глаз до работы должно быть 35 – 40 см., чтобы не развивалась близорукость и по возможности меньше засорялись глаза от шерсти.
Острие иглы для фелтинга имеет несколько специальных зазубрин, которые необходимы для закрепления шерсти в ткани (войлоке). Будьте осторожны при работе, сама игла и зазубрины очень острые.
Подложите пенный блок под рабочую поверхность изделия.
Возьмите небольшое количество шерсти для валяния (около 2,5 см в диаметре) и положите на место предполагаемого рисунка (узора).
Придерживая одной рукой шерсть на мете нанесения узора, другой рукой (иголку для фелтинга держать строго вертикально), протыкайте ткань (или войлок), захватывая волокна шерсти для валяния. Маленькие зазубрины игле хорошо закрепляют шерсть в украшаемой поверхности. Места протыкания поверхности располагайте близко друг к другу. Продолжайте до тех пор, пока вся шерсть будет закреплена и желаемый рисунок достигнут.
По окончании аккуратно отделите ткань (войлок) от пенного блока. Не волнуйтесь, закрепленная шерсть в ткани (войлоке) не отделится.
2.6. Технология валяния
Основных техник валяния две – сухое и мокрое валяние. Сухое валяние с помощью специальной иглы с зазубринами, применяется, в основном, для создания небольших объемных изделий – украшений, кукол, игрушек… Сегодняшнее мокрое валяние с применением мыльного раствора практически полностью воспроизводит самый древний, традиционный метод валяния, таким образом изготавливаются изделия достаточно большой площади и, преимущественно, плоские – панно, шарфы и палантины, предметы одежды и пр.
Большой популярностью пользуется в последнее время нунофелтинг- или нанофелтинг. Но к вездесущим нанотехнологиям это не имеет никакого отношения! Нунофелтиг или, в некоторых транскрипциях, нанофелтинг, это одна из разновидностей мокрого валяния на ткани – главным образом, на шелке. Иногда для нунофелтинга используются и другие ткани – шифон, кружево… Это позволяет создавать вещи с богатейшей изысканной фактурой и тонким колоритом.
2.7. Технология изготовления изделия
Валяние сумки – вид декоративно-прикладного искусства и метод изготовления уникального изделия из непряденой шерсти. Процесс валяния сумки трудоёмкий, он требует затраты сил, времени, а также определенных навыков. Непряденая шерсть сваливается, когда ее обрабатывают руками, с горячей водой и мылом.
Итак, нам понадобится: непряденая мериносовая шерсть синего цвета, красной, розовой, немного зеленой, белой, желтой и чёрной шерсти, пупырчатая пленка, синтетическая сетка, бамбуковый коврик, горячий мыльный раствор, игла для валяния №38, автомобильная губка. Сначала нам надо сделать выкройку для будущей фелтинг сумки, для этого используем плотную полиэтиленовую пленку. Чтобы правильно создать выкройку, все параметры будущей сумки умножаем на 35%, ведь шерсть имеет свойство сбываться. Сделав расчет, чертим на пленке прямоугольник по параметрам.
Расстилаем полиэтилен, создавая рабочее место. Далее кладем нашу выкройку и начинаем раскладывать шерсть.
Берем шерсть в левую руку и аккуратно правой вытягиваем прядь (не отрываем). Итак, начнем процесс валяния сумки. Выкладываем 4 слоя шерсти синего цвета, чтобы сумка получилась прочной и держала форму, потом выкладываем рисунок. Смачиваем мыльной водой нашу заготовку, полностью пропитывая водой все слои. Затем сверху накрываем шерсть москитной сеткой и валяем. Сначала валяем шерсть наизнанку. Под края выкладываем шерсть для того, чтобы спрятать края.
Руки по заготовке проходят без нажима, поглаживающими движениями, чтобы шерсть никуда не сместилась. Можно также катать шерсть с помощью скалки. Поправляем краешки. Тем же способом обрабатываем другую половину сумочки – заднюю стенку. На всех частях сумки, оставляем по краям шерсть и подворачиваем их на другую сторону. Когда волокна начинают достаточно сцепляться, то нужно снять сумку с шаблона и валять ее руками, скрутить в пупырчатой пленке и катать по прямой поверхности.
Детали подкладки скалываем друг с другом лицевыми сторонами внутрь и прострачиваем по периметру. Уголки на подкладке тоже надо прострочить так, чтобы сформировать дно подкладки. Боковые срезы основной детали сумки соединены двойным швом, верхний срез обработан краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Детали ручек обработаны накладным швом с двумя закрытыми срезами. Для образования дна и боковых стенок застрочены углы. PRIVATE "TYPE=PICT;ALT=null"
Подкладку вставить в сумку и приколоть по периметру, подгибая припуски в 1 см и пришить к верхним срезам сумки мелкими стежками.
Последние шаги: пришиваем молнию и ремешок.
Вот такая стильная и оригинальная фелтинг сумочка у нас получилась, а главное, с натурального материала. Уверена, что после освоения процесса создания сумки фелтингом, вам непременно захочется развивать эту технику.
2.8. Секреты мастерства
Самый важный этап - разложить на пленке шерсть, намочить и по-быстрому пройтись машинкой (если есть) по всему полотну. Полотно свалянным не будет, только что прицепится. Потом работу свернуть в рулон и положить где-то горизонтально, чтобы вода вся не вытекла
Свалять качественно уже по кусочкам, разворачивая и сворачивая рулон. По мере необходимости (слишком высохло) нужно смачивать изделие.
Учитывайте, что если высохнет несвалянное полотно, то потом его от пленки отодрать без нарушения рисунка скорее всего не удастся.
За основу обычно берут шелк, реже марлю.
Раскладывать воланы не перпендикулярно, а под углом примено 20-30 градусов, чтобы можно было растягивать.
Валять в один слой можно паутинки. На разложенные нитки (только 100% шерсть) накладывается слой шерсти, тогда и проплешины уместны. Если нитку берете не 100% шерсть, то раскладывается слой шерсти - нитка-слой шерсти. На шелке, сетке или шифоне при нанесении рисунка шерсть раскладка в один слой часто применяется.
Ровный край можно получить несколькими способами: если есть помощник, то после раскладки и легкой привалки, вдоль края шарфа (отступив 1-2 см) из конца в конец натягивается нитка. Помощник держит натянутую нитку, а вы по ней подгибаете край, чуть приваливаете вместе с ниткой, потом ее выдергиваете. Нитка желательно синтетическая (полиамид, мононить, леска), чтобы легче вытягивалась.
2.9. Эколого-экономическое обоснование
Войлок, как материал для искусства и самовыражения, стал так популярен именно потому, что идеально отвечал насущной потребности человечества. Экология – горячая тема современности. Этника – горячая страсть современности. Человек западной культуры, десятки лет успешно строивший свои каменные джунгли, свой пластиковый, электронный, штампованный и одноразовый мир, наконец построив его, ощутил тоску и одиночество. Оказалось, что все блага цивилизации не приносят счастья и покоя в душе, если прерывается связь времен – связь со своими корнями… с природой… с живыми теплыми материалами. Оказалось, что мудрость тысячелетий и связь с природой нам совершенно необходимы!
2.10. Реклама
Эта сумка – не просто сумка,
Это ваш чудесный аксессуар!
Это – прелестная задумка,
Для всех милых и модных дам!
Приятный цвет, отличная форма,
Каждая девушка захочет такую сумку,
И это абсолютно обычная норма,
Какая же шикарная задумка!
Чудесные цветы весенняя , зимняя,
Прекрасная, удобная, такая как незабудка!
И даже летняя, местами осенняя,
Практичная, красивая сумка!
III. Заключение
Когда говорится про валяние, обычно вспоминаются валенки. Но, оказывается, валянием можно сделать и одежду, и обложки, и бусы, и мягкие игрушки, даже цветы. Изделия получаются прочные, приятные на ощупь, мягкие и долговечные.
Процесс валяния, по сути не изменившийся за тысячи лет, удивительно напоминает совершение древнего магического ритуала. Валяный объект, рождающийся в результате соединения сил природы, тепла и труда человеческих рук, несет в себе мощный положительный заряд, который легко считывается эмоционально, даже не будучи осознанным.
Если вы пока не слишком хорошо представляете себе выразительные возможности валяния, а войлок ассоциируется у вас, главным образом, с теми самыми незатейливыми детскими валеночками, начните знакомство с сухого валяния. Это очень увлекательно!
Валяние из шерсти сумок достаточно кропотливое, но очень увлекательное занятие. И удовольствие от подобной творческой работы получаешь вдвойне - ведь в завершении получаешь уникальную сумочку ручной работы!
Используемая литература
Анна Пипер Модные шарфы Ниола-Пресс Серия: Дизайн и мода 2008
Генриетте Катарина Фольденауер, Карина Кастль-Брайтнер Войлочные шляпы и шапки Арт-Родник 2007
Жаннетт Кнаке Картины из фетра Практическое руководство Ниола-Пресс 2008г.
Ия Кокарева Живописный войлок АСТ-Пресс Книга 2009
Лариса Люцкевич Игрушки в технике фильц Эксмо 2008
Семпелс Е.Б. Энциклопедия войлока Мода и Рукоделие 2008
Шинковская К. А. Вещицы из войлока АСТ-Пресс 2008
Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния АСТ-Пресс Книга Серия: Золотая библиотека увлечений 2011
Приложение
1. Исследовательский раздел
ФелтингВаляние из шерсти -- это особый процесс, в результате которого из шерсти создаются объемные игрушки, одежда (жилеты, туники, валенки, тапочки), аксессуары (палантины, шарфы, шляпки, бижутерия).История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Никакой другой материал к этому не способен. Это происходит из-за того, что шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой. Чешуйки волокна шерсти под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом. Однако, шерсть дикой овцы почти не валяется, так как у нее нет чешуйчатого слоя.
1.2 История, традиции
Ученые говорят о том, что валяние из шерсти - самая древняя техника создания текстиля. А как же человек догадался, что шерсть можно свалять? История валяния связана также с легендой о Великом потопе. В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.
Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти дома, одежду (стельки, бурки и мужские головные уборы), предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение (детали седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят.
Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал их от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода. Они использовали свалянную шерсть даже в кузнечном деле и медицине (при лечении переломов костей) и др.
На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. Гораздо позже, около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти валенки. Но кроме валенок на Руси изготавливалось также сукно, которое было достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки.
Мастерство валяния из шерсти передавалось из поколения в поколение. В технике валяния попрошествии многих лет практически ничего не изменилось. Однако в наше время выводят новые породы овец - мериносовые. Они славятся более тонкой и мягкой шерстью, из которой можно получить исключительно нежные изделия.
Сегодня войлоковаляние превратилось в интересную форму художественного самовыражения. Художники по войлоку умудряются даже изобретать новые приемы валяния шерсти. Уже давно в моде войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки. Неожиданными становятся сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом.
1.3. Азбука войлока
Альпака, или лама — животное семейства верблюжьих. Альпака, по размерам меньше ламы. Ее шерсть длинная и отличается удивительной мягкостью. К шерсти альпаки в большой степени применимы те качества, которые имеются и у верблюжьей шерсти. Шерсть альпаки считается такой же мягкой как кашемир, она легче овечьей шерсти, тонкая и прочная. Самый нежный пух собирается со спины и боков альпака. Шерсть альпаки чаще всего используют в смеси с обычной шерстью , так как длинные волокна шерсти альпака препятствуют сваливанию изделий.
Ангора– Это пух ангорских кроликов. Ангорские кролики самые очаровательные из кроликов, напоминающие ожившую мягкую игрушку. Ангорская шерсть исключительно мягкая, очень тёплая и пушистая, с характерным нежным ворсом.
Ангора – шерсть коз ангорской породы. (см. Мохер)
Аппликатор – держатель для нескольких игл для сухого валяния, существенно ускоряющий процесс уваливания
Бамбуковое волокно - растительная вискоза, отлично подходит для нуно-фелтинга и декорирования изделий в мокрой технике валяния.
Банановые волокна - полученное из ложного стебля текстильного банана лёгкое и прочное волокно, известное как манильская пенька отлично подходит для нуно-фелтинга и декорирования изделий в мокрой технике валяния. Банановые волокна изготавливаются из мякоти дерева банана. Срезается ствол, очищается зелено-коричневая кора, мякоть высушивается, затем расщепляются волокна и завязваются в узелки. На ощупь банановые нити как шелк, мягкие, гладкие и с блестящим отливом.
Войлок – (от тюркского ajlyk – покров, покрывало) вид непряденого текстиля из натуральной шерсти Валеночная шерсть – неоднородная (полугрубая, грубая), состоящая из волокон разных типов шерсть, с большим количеством остевых волокон, как правило неокрашенная
Верблюжья шерсть– это пуховой подшерсток нерабочего двугорбого верблюда (Бактриана), обитающего в Центральной и Восточной Азии. Шерстяной покров верблюда состоит из наружного грубого волоса (25-100мкм) и внутреннего нежного пуха (17-21мкм), составляющего 80-85% объема. Именно его называют «верблюжья шерсть». Один раз в год его собирают или вычёсывают. Верблюжья шерсть лёгкая (в два раза легче овечьей), мягкая и шелковистая, но в то же время, самая прочная и эластичная. Верблюжий пух не поддаётся и не подвергается обработке химическими веществами, в том числе отбеливателями и красителями. Верблюжий пух валяется только в смеси с овечьей шерстью.
Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Выпускается разных цветов.
«Звездочка» или звездчатая игла – игла со звездчатым сечением. Применяется для финальной обработки изделия, а также валяния плоских и мелких деталей, рельефов.
Иглы для валяния/для фильцевания – иглы из закаленной стали со специальными насечками. Иглы для валяния имеют номера в соответствии с диаметром иглы. Иглы различаются по форме сечения рабочей поверхности.
Кардочесанная шерсть – шерсть, все волокна которой изогнуты и направлены в разные стороны. Выпускается разных цветов
Кашемир - это тончайший пух (подшерсток) высокогорной козы кашемировой породы, обитающей в районе Тибета и в провинции Кашмир между Индией и Пакистаном. Кашемировое сырье состоит из нитей, толщиной всего 13-19мкм (человеческий волос – 50мкм), поэтому прикосновение к кашемиру создаёт ощущение великолепия. Кашемир настолько нежен, что любой оттенок, в который он краситься, смотрится как бы сквозь легкую дымку, очень приятную глазу.
Лен - волокнистое растение, из которого выделывают нитки и ткут полотна. В мокром валянии чаще исользуют гребенную ленту, волокна льна (отбеленные и неотбеленные). В сухом валянии используют полотно в качестве основы, на которую с помощью специальных игл наносят рисунок из шерсти.
Мохер – шерсть ангорских коз - роскошное естественное волокно. Это один из самых теплых и прочных натуральных материалов, при этом исключительно легкий и шелковистый. Его природный блеск устойчив и долговечен, он не исчезает после окрашивания. Ни одна шерсть не обладает таким великолепным длинным ворсом с устойчивым и долговечным природным блеском. При валянии используется для достижения дополнительных декоративных эффектов.
Меринос, мериносовая шерсть – шерсть мериносных пород овец, тонкая, нежная, наиболее дорогая. Мериносы отличаются от остальных пород овец высоким качеством камвольной шерсти, состоящей из тонких (15-25 мк) мягких пуховых волокон.
1.4. История 20 века и знаменитые дизайнеры по войлоку.
Трагическая история ХХ века дважды одела в солдатское сукно весь земной шар. И неслучайно – ведь именно сукно было тем идеальным материалом, который защищал солдата и помогал ему выжить в страшных военных условиях. Нет другого материала, который так же, как шерстяное сукно, держит температуру, защищая от холода, зноя и ветра… почти не намокает и почти не горит… может укрыть человека и послужить ему настоящим убежищем, почти как юрта древних кочевников.
Фетр, валявшийся из пуха, а не из шерсти, использовался – и продолжает использоваться – для производства мужских и женских шляп. О валенках мы уже вспоминали. Еще был такой забытый ныне вид обуви, как бурки – их делали из фетра, непременно белого, с кожаной союзкой и кожаной отделкой по швам. Войлочные стельки использовались в обуви из любых материалов. Осталось упомянуть обширное техническое использование войлока в тех случаях, когда требуется шлифование, изоляция, утепление – и список применений валяных материалов в первой половине XX века будет практически полным.
Как видите, список не слишком длинный. А главное, ни одна из этих позиций явно не выглядит остроактуальной с точки зрения дизайна. Что же случилось? Чем обусловлен этот новый поворот в тысячелетней истории войлока?
Однажды, зимой 1943 года, тысячелетняя история войлока пересеклась с личной историей одного человека. Звали его Йозеф Бойс. Он планировал стать врачом… но ХХ век отменил и сломал многие личные планы! В 1943 году, когда самолет немца Йозефа Бойса, летчика Люфтваффе, был сбит над Крымом, ему было 22 года.
Его искалеченное, обмороженное, бесчувственное тело подобрали местные жители – крымские татары. Они и выходили его древними народными методами. Одним из основных элементов этого лечения было укутывание предварительно растертого бараньим салом больного в войлочные кошмы. Смысл этого действия заключался не только и не столько в согревании! Все народы всегда приписывали войлоку исцеляющие свойства, верили в его способность сберечь и укрепить слабый огонек жизни. Вот и в русских деревнях в старину, если хотели выходить недоношенного младенца, держали его… в валенке!
Бойс пробыл в коме 20 дней. После чего сознание к нему вернулось, и сам он вернулся к жизни. Вернулся совершенно другим человеком, с полностью изменившимся взглядом на мир. С четким пониманием, что жизнь, такая хрупкая, является главной, высшей и непреходящей ценностью нашего мира. Духовный опыт, приобретенный его душой во время пребывания между жизнью и смертью, помог ему совершенно по-новому увидеть окружавшие его простые вещи. Он глубоко прочувствовал целительную силу войлочного кокона, который не дал угаснуть слабенькой искре жизни, едва теплившейся в его искалеченном теле, и был навсегда очарован этим удивительным материалом.
Его испытания на этом не закончились, впереди были еще годы советского плена, но, вопреки всему, он вернулся, в конце концов, на родину. И стал ярким художником и авторитетнейшим деятелем постмодернизма. Все его творчество, все многочисленные акции и перформансы были пронизаны одной главной идеей – идеей сохранения Жизни. А в качестве одного из главных материалов для своего творчества он использовал именно войлок, как символ сохранения жизненного тепла, как базовый сакральный элемент своей личной мифологии.
Таким образом, войлок, дотоле воспринимавшийся западной культурой чисто утилитарно, был включен в эстетический и символический аппарат самой передовой художественной мысли. Благодаря невероятному, почти мистическому стечению обстоятельств, в одной точке пересеклись судьба древнего материала, судьба Йозефа Бойса и трагическая история ХХ века. А результатом этого стал совершенно новый этап во взаимоотношениях человечества и войлока, интерес к которому, вспыхнувший благодаря творчеству Бойса, не угасает уже более полувека. Наоборот, этот интерес, как круги по воде, расходится все шире и шире, с каждым годом увеличивая количество любителей валяния, фелтинга, фильца во всем мире.
Роль Бойса в возникновении всеобщего интереса к войлоку очень велика, но это лишь внешний сюжет истории. Никакая идея никогда не приживется и не станет популярной, никакая идея не может быть навязана насильно, если она не будет отвечать какой-то глубокой внутренней потребности, созревшей в обществе.
Не остались в стороне от всеобщего интереса к войлоку и самые авторитетные современные дизайнеры. Вячеслав Зайцев, который известен своей приверженностью русским традициям, вывел войлок на подиум высокой моды – и мы, конечно же, без труда узнаем те самые наши непритязательные валенки, преображенные творческим вдохновением мастера.
1.5 Методы валяния.
Для сухого валяния применяют:
а) фетровые (фильцевальные) иглы с засечками. Для основы изделия игла должна быть толстой и длинной, для предварительной обработки понадобится игла большой длины и средней толщины, для разглаживания на заключительном этапе обработки — тонкая и короткая игла. Если вы новичок в фелтинге, рекомендуем приобрести для начала 1 толстую, 2 средних и 1–2 тонких иголки (они имеют свойство ломаться);
б) губки из поролона не менее 3 см толщиной, чтобы не уколоться, не оцарапать поверхность стола, на котором разложено изделие;
в) иглы со звездчатым сечением нужны для окончательной обработки поверхности, а также нанесения рисунка при декорировании картин;
г) обратные иглы — понадобятся, если вы желаете изготовить пушистую игрушку.
Засечки у них имеют другое направление, шерсть таким образом выдергивается, а поверхность распушается.
д) аппликатор для валяния. Он поможет ускорить срок обработки деталей;
е) сливер (расчесанная шерсть овец) — для основы.
Верблюжья шерсть — основа и наполнитель для игрушек, для них вам также понадобятся материалы для создания глаз, носиков и т. д.
В продаже есть и электрические машинки для валяния, цена на них — от 200 долларов.
Для мокрого валяния вам понадобится шерсть мериноса. Она бывает разных видов:
а) гребенная лента. Такая шерсть грубая, ее добавляют для плотности, валять ее тяжело;
б) полутонкая шерсть — пригодится для изготовления сумки или шапки;
в) тонкая шерсть — обычно используется для шарфов.
Шерсть для мокрого валяния отличается от применяемой при сухом валянии. К примеру, грубая шерсть овец подойдет для плоских изделий в этностиле или объемных вещей, выбеленка (выбеленная шерсть) — для того, чтобы изменить цвет вещи.
Для мокрого валяния также потребуются:
пульверизатор;
мыльный раствор. Чтобы его приготовить, натрите брусок мыла на терке и залейте 2 литрами горячей воды. Когда мыло полностью растворится, и жидкость загустеет, ее можно использовать. Альтернативой такому раствору могут послужить обычный шампунь или жидкое мыло;
скатерть из бамбука или резиновый коврик. Их можно заменить воздушно-пузырчатой пленкой; деревянная скалка; скотч; перчатки из целлофана; полотенце;
формочки для валяния (можно использовать формочки для печенья);
противомоскитная сетка (не очень жесткая) или тюль.
Для набивки пригодятся синтепон или вата, для декорирования – органза, тонкая шерсть, шелк, декоративное волокно и др.
Метод сухого валяния Возьмите шерсть, придайте ей форму изготавливаемой модели. Заготовку положите на кусок поролона и начинайте аккуратно протыкать комочек шерсти иглой, понемногу её поворачивая. Делайте проколы перпендикулярно плоскости. Будьте осторожны, чтобы не травмироваться (иголки очень острые). Не колите с размаха и не держите изделие на весу. Начинайте процесс с игл больших размеров, заменяя их более тонкими по мере уплотнения изделия. Если поделка будет состоять из нескольких элементов, то фильцуется каждый элемент в отдельности, а затем они приваливаются друг к другу небольшим клоком шерсти. Если нужна повышенная прочность, то детали лучше все же сшить, нитки можно спрятать, приваляв их шерстью. Если образовалась неровность при валянии, аккуратно приваляйте её небольшим количеством шерсти сверху. Допустив ошибку, изделие не придется переделывать, ведь ее можно исправить без особых усилий, добавив немного шерсти. Начинайте занятия сухим валянием с бусин, переходя к другим поделкам. Делая объемные игрушки, можно валять основу из синтепона, оболочку изделий – из шерсти. Помните, что при фильцевании шерсть дает усадку на 1/3 от исходного объёма, потому покупайте ее с запасом.
Метод мокрого валяния Техника валяния примитивна: шерсть определенным образом раскладывают, сбрызгивают мыльным раствором, и трут полотно в разных направлениях. Для лучшего скольжения по поверхности шерсти помогут перчатки из целлофана. Если вы делаете вещь крупного размера, прокатывайте ее в рулоне, накручивая коврик с заготовкой на скалку и обмотав скотчем. Затем катайте с легким нажимом от 100 до 1000 раз. Для придания прочности нужно развернуть изделие и несколько раз кинуть его о край ванны. Изделие после изготовления можно ополоснуть теплой водой, затем развесить, не отжимая (сушить лучше на решетке в разложенном виде). При необходимости нужно пропарить и прогладить изделие. Для валяния можно использовать виброшлифовальную машинку. На ее платформу натяните плотную полиэтиленовую пленку, которую следует закрепить в местах крепления наждачной бумаги. При движении платформы создаются вибрации, что может заменить первоначальное ручное сваливание. Окончательную обработку следует производить руками! Можно накрыть изделие сеткой, сбрызнуть мыльным раствором и тереть руками, время от времени поднимая сетку, чтоб шерсть к ней не приваливалась. В мокром валянии существует простое правило: прогладив каждый участок сотню раз, вы обязательно сваляете шерсть. Для проверки готовности изделия можно слегка подтянуть вверх шерсть. С готового свалянного изделия отделяются только отдельные шерстинки, а не пряди.
Рецензия
на творческий проект «Фелтинг - сумочка» ученицы 7б класса
МБОУ СОШ №1
с углублённым изучением отдельных предметов
Евсеевой Алёны
Проект выполнен в соответствии с замыслом и с учетом характера и настроения девочки.
Аккуратно и ярко оформлена пояснительная записка, просто и доступно изложен материал проекта, даны исчерпывающие сведения по изготовлению изделия, просматривается огромный интерес автора проекта к своей работе. Каждый этап тщательно отработан, что дало отличный окончательный результат в работе над проектом. Представленные материалы подтверждают проведение исследования по истории фелтинга, о знаменитых дизайнерах по войлоку, и о различных методах валяния. Соблюдена техника безопасности, сделана экономическая и экологическая оценка, есть рекламный проспект.
Из заключения видно, что проделанная работа принесла ученице радость и удовлетворение за достигнутый результат.
Оценка: 5 (отлично)
Руководитель проекта: /В.И. Кучумова/