методическая разработка Вышивка шёлковыми лентами


Муниципальное образовательное учреждение
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
центр развития творчества детей и юношества
ворошиловского района.








«Вышивка шёлковыми лентами»

Методическое пособие.

















Разработал:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Елизарова Любовь Петровна













Волгоград
2013


шёлковыми лентами


Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить окружающий нас мир.
Ленты «оживляют» причёску, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья, приобретают так называемую изюминку. А кто не замирал от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевом, лентами и рюшами!
Красные банты и ленты стали символом Рождественских праздников на западе. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами.
История техники вышивки шелковыми лентами восходит к древним англосаксонским традициям. С давних времен узкие полоски ткани применяли в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей.
С помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов гардероба.
Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить как одежду, так и мелочи для интерьера: красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков, коробочки для драгоценностей, ростомеры и множество других милых вещей.
Изучив пошаговое описание различных видов швов можно повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи, предать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсить платье или шляпу.
Вышивка шелковой лентой -увлекательное и интересное занятие. Традиционные цветочные орнаменты, причудливые и изысканные рисунки, объемные изображения и надписи- все это и многое другое можно сделать, затратив совсем немного времени.









Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Вышивка шёлковыми лентами» предназначена для изучения учащимися 7-8 классов, разработана как интегрированный курс и рассчитана на 12 часов по 2 часа в неделю. При изучении элективного курса реализуются межпредметные связи, развиваются профильные умения и навыки, создаются условия для активации познавательного интереса учащихся, профильного самоопределения.
Цель программы:

- сформировать и развить познавательный интерес учащихся к изучению художественной вышивки шёлковыми лентами;

- обучить выполнению задания по образцу;

- показать открывающиеся возможности использования вышивки шёлковыми лентами для украшения одежды и предметов интерьера;

- научить самостоятельной оценке результатов работы;

-оказать помощь в выборе профессии.

Программа элективного курса позволяет развивать коммуникативные навыки, способствующие развитию умений работать в группе, воплощать свои идеи и замыслы в реальные конкретные изделия. Поддержание интереса к изучению различных приёмов и навыков постоянно подкрепляется практикой-созданием не сложных изделий.
Основные задачи элективного курса:
-приобщать учащихся к миру прекрасного;

-изучать традиции народов мира;

-воспитывать любовь к искусству;

-расширять кругозор детей, рассказывая о новинках в мире моды;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Большая часть занятий по программе отводится практике, когда шитьё своими руками превращается в творческий процесс и учащиеся могут самостоятельно, по выбору воплощать свои идеи и замыслы в реальные, конкретные изделия.
Программа курса предполагает вариативность её применения, допускает корректировку содержания с учётом возрастных особенностей учащихся, а также их базовых навыков

Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации – на чём-то задержались, потому что тема вызвала особый интерес или при её беглом изучении возникли трудности.
Элективные курсы имеют ещё одну важную особенность – они дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении нормативных предметов. Эта причина – требование обязательной успеваемости, т.е. того, чтобы разные дети, с разными возможностями заодно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. Учащиеся могут усваивать умения, которые формируются на материале элективных курсов, разными темпами.

Учебно-тематический план.


Наименование тем
Всего часов
В том числе
Формы контроля




Теоретическая часть
Практическая часть


1
Введение
2
1
1

Опрос в конце занятия

2
Швы для выполнения вышивки
4
1
3
Выполнение образцов. Заполнение книжки творческой активности.

3
Вышивка по сетке
2
1
1
Выполнение образцов. Заполнение К. Т. А.

4
Объёмная ленточная аппликация
2
1
1
Выполнение образцов. Заполнение К. Т. А.

5
Заключительное занятие
2

2
Выставка работ. Подведение итогов конкурса на лучшую работу.









Содержание программы.

Введение. (2 часа).
Правила техники безопасности при работе.
Краткий исторический очерк.
Техника вышивания шёлковой лентой –общие положения.
С чего начинать.. Перевод рисунка на ткань.
Тема 1. Швы, для выполнения вышивки. (4 часа)
Тамбурный шов, шов «Узелки», шов «Вытянутые стежки».
Практическое использование этих швов для создания закладки для книг и оформление подушечки для игл в виде сердечка, прямоугольника, квадрата.
Тема 2. Вышивка по сетке. (2 часа)
Технология вышивки по сетке, использование швов: «Стебельчатый», «Сетка», «Петелька с глазком» для создания панно «Цветущий сад».
Тема 3. Объемная ленточная аппликация. (2 часа)
Техника изготовления цветов из ленточек. Узор «Бантик», «Анютины глазки», «Розы», «Свернутый листик». Оформление альбома или рамочки для фотографий.
Тема 4. Заключительное занятие. (2 часа)
Выставка работ.
Подведение итогов конкурса на лучшую работу.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятия.


Учитывая краткосрочность элективного курса, при проведении вводного занятия, учащиеся знакомятся с историческими особенностями художественной вышивки, традиционными цветочными орнаментами, причудливыми изысканными рисунками, объёмными изображениями и надписями на примере образцов художественной вышивки старинных изделий и современного декора.
Подробнейшие инструкции призваны поэтапно научить целому ряду стежков, принятых в вышивании, технике аппликации, созданию
объёмных изображений с помощью шёлковой ленты.
При организации занятий создаются условия для выполнения как индивидуальной, так и коллективной работы, которую учащиеся могут выполнить по желанию.
С первого же занятия продумываются критерии оценки работ вместе с учащимися. Основной задачей ЭК является развитие творческого потенциала учащихся, их интеллектуальной, культурологической, организаторской активности. В связи с этим наиболее перспективной оказывается накопительная оценка достижений, типа книжки творческой активности, которая выставляется в завершении каждой темы.

Список рекомендуемой литературы:

Шёлковая лента /Перевод с анг. Н Рейн. – М.; Изд - во ЭКСМО – Пресс, 2000.
Боэренс П. Вышивка крестиком. Школа изящных рукоделий. «ЭКСМО- ПРЕСС». 2000.
Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить М.; «Просвещение» 1987.
Гузаирова К.Н. Школа белошвейки. М.; 1998.
. Климова Н.Т., Федосова О.Г., Наумова О.Н., Ривнина В.В. Ручная и машинная вышивка. М.; «Лёгкая индустрия» 1980 г.
Мелиса Уильямс Шёлковая лента. Школа изящных рукоделий.
«ЭКСМО-ПРЕСС» . 2008.