Выступление на педагогической конференции на тему: «Формирование учебной мотивации на уроках искусства»
АМОУ ООШ д.Сергеево Парфинского района Новгородской области
Выступление на педагогической конференции
Тема: «Формирование учебной мотивации на уроках искусства»
Тихонова Ольга Валерьевна,
учитель музыки
АМОУ ООШ д. Сергеево Парфинского района
2014г.
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я наткнулась на одном портале на статью про удивительную девушку, Соню Шаталову. Возможно, многие из присутствующих здесь знают о Соне, но тем не менее мне все же хочется начать свое выступление со слов об этой девушке, так как её история запала мне глубоко в душу и заслуживает внимания.Соне Шаталовой сейчас 20 лет, она живет в Москве. У Сони тяжелая форма аутизма. Она — немая. В четыре года врачи поставили ей диагноз: глубокая умственная отсталость. Диагноз этот отменили в Сонины четырнадцать. Когда училась в школе, известный профессор, преподаватель Лондонского университета Борис Галицкий, решал с ней сложные логические задачи и был ошеломлен: она за одну минуту справляется с тем, что его английские студенты и за час не могут осилить. А вот, что говорит об этой девушке её учитель, руководитель литературной студии «Родник», Виктор Кротов : «Соня — удивительная девочка, из тех, кого называют особыми детьми, имея в виду то испытание болезнью, которое дано им с первого дня жизни. Но такие дети часто становятся особыми и в другом смысле — в духовном. Соня не может говорить. Даже писать она может только тогда, когда её руку поддерживают. У неё множество проблем с теми простейшими житейскими обстоятельствами, которые обычный человек даже не замечает и не ценит по достоинству. И вместе с тем Соня — личность. Это глубокий человек, обладающий незаурядным умом, острым восприятием жизни и даром слова…» Да, Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире.Некоторые врачи очень долго не могли в это поверить. Сложно увидеть в ребёнке, который может издавать только невнятные звуки, часами кричит и даже не может самостоятельно ложку донести до рта что-то разумное.Однако, прочитав то, что пишет Соня, понимаешь, что вряд ли мы вообще что-то знаем о разуме. А пишет она много: стихи и афоризмы, эссе, рисует картины. Вот стихотворение, которое Соня написала в восемь лет:
Костер горел, и пламя пелоО Солнце и о гордости людей.И голова моя горелаОт горечи прожитых дней.Мне скоро девять. Это вечностьВ сравнении со временем костра.Но он согрел людей.А я?...
А я немая, неумелая, от мира за стеной.
Зовется аутизмом недуг проклятый мой.
Не уж- то одиночествосудьбой мне до конца?
И в пепел превращусь я не согрев сердца? Костер заплакал, догорая.С поленьев капает смола.И плачу я. Ведь дорогаяЦена безмолвья. Боже, дай слова!
Эта история лишний раз убеждает нас в том, что общаясь с детьми, работая с ними мы должны увидеть в каждом ребенке личность, должны помочь ребенку открыться окружающему миру в своих способностях, должны создать условия для того, чтобы ребенок смог увидеть эти свои способности и захотел развивать их, захотел учиться. В свое время В.А. Сухомлинский писал, что «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.»
Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Особое место в современных процессах образования, школьного преподавания, в развитии устойчивого интереса к учению занимает комплексное овладение предметами гуманитарно-художественной направленности, преподавание и изучение искусства. Известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активизации своей учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности.
В педагогической литературе констатируется, что непосредственные занятия учащихся, например, музыкально-художественной деятельностью, эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но формированию также и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. На всех возрастных этапах искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в процессе которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение личности. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.
Вопросы психологии искусства рассматриваются в работах Л.С.Выготского, Е.В.Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б. М. Теплова, Д.Б.Эльконина и др. В них авторы отмечают, что активизировать деятельность художественного сознания школьников можно путем стимулирования педагогического процесса. Основной мыслью в работах педагогов, музыковедов и искусствоведов является мысль о воспитании духовности и нравственности ребенка при помощи различных видов и средств искусства как в индивидуальном, так и в коллективном (групповом), а также комплексном обучении .Многими учёными и специалистами уделялось значительное внимание вопросам мотивации учения школьников, придавалась особая значимость интегрированным и комплексным формам обучения, выделялось и подчеркивалось важное значение искусства в процессе воспитания и образования. Искусство обращается к уму, воле и чувствам каждого отдельно взятого человека. Оно действует на человека путем создания определенных образов, характеристик, путем изображения конфликтов.
Повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Каковы же педагогические условия и методические средства, способствующих активизации познавательной деятельности школьников, формированию и повышению положительной мотивации учения у них на уроках искусства?
В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:
Опора на субъективный опыт учащихся, который используется как один из источников обучения.
Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний.
Организация совместной работы учителя и учащихся.
Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.
По возможности каждый педагог может диагностировать уровень учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает ученика учиться.
Необходимо создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика:
Разнообразие форм организации учебного процесса;
Создание комфортного рабочего места ученика;
Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;
Использование проектной деятельности;
Внеклассная работа по предмету.
Необходимо учитывать факторы, способствующие развитию учебной мотивации:
Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.).
Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя.
Привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Разнообразие форм уроков (урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка).
Разнообразные формы внеклассной работы (кружки, факультативы, КВН, концентры, и т.д.).
Формирование учебной мотивации на уроках искусства происходит через различные виды деятельности. В частности на уроках музыки я использую такие виды деятельности:
Слушание музыки (осознанное её восприятие);
хоровое, ансамблевое, сольное пение;
музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование;
дирижирование;
импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);
игра на элементарных детских музыкальных инструментах;
инсценировка песен;
музыкальные игры;
исполнение тем из прослушиваемых произведений (помогает лучше почувствовать и запомнить музыку).
Все эти виды деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку. Включенные в урок они способствуют развитию познавательного интереса у школьников. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Проявление творческого начала осуществляется и в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших литературных сочинениях о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах, выполнение рефератов, творческих проектов, выполнение различных творческих заданий: создание ребусов, кроссвордов, сочинение мелодий на заданный текст стихотворений.
Формированию учебной мотивации на уроках искусства способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Игра – один из результативнейших путей развития всех способностей через такую форму эстетического переживания, как побуждения к творчеству. Игра на уроках музыки может быть двух типов: сюжетно-ролевой и дидактической. В сюжетно-ролевой игре эстетический результат достигается путем “вживания” ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация. Подготовка к роли идет через анализ произведений музыки, литературы, живописи, что дает возможность обучающимся самостоятельно воплотиться в жизнь художественного образа и по-своему пережить его в игре. Для успешного проведения игры создается воображаемая ситуация, находятся музыкальные интонации, слова, яркие краски для воплощения, например, образов цветка, дерева, доброго и злого, веселого и грустного человека.
Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Музыкально-дидактические игры помогают ребятам разбираться в особенностях музыки как вида искусства, учат сознательно акцентировать свое внимание на средствах музыкальной выразительности (мелодия, темп, тембр, динамика, лад, регистр, ритм и др.) и различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Музыкально-дидактические игры, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Ребятам очень нравятся такие игры, как «Песня, танец, марш» (игра на развитие представления об основных жанрах музыки), «Узнай сказку» ( на развитие умения различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа), «Подбери картинку» ( на развитие умения различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности), «кого встретил колобок» (на развитие представления о регистрах) и др. В более старшем возрасте пользуются популярностью такие игры, как «Логические цепочки» (на развитие музыкального воображения, памяти, формирование интереса к музыке), «Узнай и спой песню по рисунку» (на развитие творческого и музыкального воображения, памяти, слуха, ритма), «Спой песню по цепочке» по фразам, по 1 слову, друг за другом или в случайном порядке ( на развитие чистоты интонации, внимания), «Узнай песню по ритмическому рисунку» ( на развитие чувства, ритма, внимания, памяти) и др.
Используя занимательные задания, игры в обучении, педагог должен помнить некоторые правила:
Интерес к играм, решению задач, требующий напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры необходимо постепенно, не оказывая давления. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения, навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь учителю надо проявлять величайший такт и осторожность.
В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревновании возрастает активность учащихся, их воля к победе.
Обычно, когда дети решают головоломку, они прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли. Поэтому в этот период необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда может быть полезна даже подсказка, помогающая найти правильное решение.
Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получении информации об успехах те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, наоборот, склонны переоценивать свои успехи.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Закончить хочу опять словами Сони Шаталовой: «Говорят, что все люди рождаются талантливыми. Да, это так. Господь никого не выпускает в мир без дара таланта, в том числе и тех, про кого говорят «человек с ограниченными возможностями». Просто таланты бывают очень разные, не только интеллектуальные или художественные, но и эмоциональные, душевные, телесные, да всякие. Но большинство талантов остаются нераскрытыми, и не по вине человека. Он и сам не знает, что талантлив. Человек с рождения должен попадать в такую умную и любящую среду, чтобы у него могли проявиться все его таланты, он бы их смог осознать и дальше развивать.»