Выступление на городской научно-практической конференции Литература.Кино.Эпоха


СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Творчески работающий учитель гуманитарного цикла и требовательный  к себе учитель не мыслит своей деятельности без использования межпредметных связей: живописи, музыки, театра, кинематографа. Именно они в совокупности с литературой создают целостную картину мира,  жизни человека, его стремлений  и надежд. «Литература способствует возвышению души», - сказал однажды Д.С.Лихачев. А с духовностью, с нравственностью у нас, как известно, далеко не всё благополучно. Вот почему при современном развитии технологий урок не может быть не насыщен имеющимися возможностями, не может быть серым, скучным, неубедительным. Использование современных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Это позволяет увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
Видеоматериалы прочно вошли в практику моей работы. Вопрос сегодня состоит не столько в том, где найти необходимые материалы, сколько в эффективности их использования. Видео - один из самых распространенных источников медиаобразовательной информации. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов. 
В моём кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. На мой взгляд, использование видеоматериалов возможно на любом этапе изучения темы и урока. Важно, чтобы просмотр видеоматериала не стал самоцелью, чтобы он не подменил собой урок литературы. Поэтому, приступая к изучению темы, обязательно продумываю систему привлечения того или иного видеофрагмента, решая для себя вопросы: «Что необходимо просмотреть? На каком этапе занятия? Каков объем видеоматериала? Какова цель его использования?» Если учитель не определил это точно, то все превратится в очередной просмотр телевизора, которого в нашей жизни и так слишком много.
Обращение к кинофильму при изучении произведения часто объясняется тем, что школьники любят кино и охотно смотрят фильмы-экранизации. Конечно, эту любовь к кинематографу можно и нужно использовать. Однако кино может быть или нашим союзником и помощником, или нашим врагом. Кино нам не помогает, если чтение художественного произведения заменяется просмотром кинофильма и если ставится знак равенства между произведением литературы и его экранным воплощением. Известно, что экранизация — это не пересказ, не иллюстрация, а прочтение книги, ее истолкование, сделанное, большим творческим коллективом. У кинофильмов своя специфика, своя образная структура. Кино — наш союзник и помощник, если при изучении произведения оно привлекается не для того, чтобы заменить чтение художественного текста, а для того, чтобы еще раз подумать о содержании произведения, углубить понимание его художественного смысла, ярче представить себе героев, в сопоставлении двух видов искусств увидеть и оценить своеобразие писательского мастерства. Обращение к кинофильму при изучении произведения закономерно, так как оба вида искусства — литература и кино — взаимосвязаны и влияют друг на друга, и связь эта не только внешняя (в основе каждого фильма лежит литературный источник), но и внутренняя, которая проявляется в специфике обоих искусств, в том, что многим писателям, по словам М. Ромма, присуще «кинематографическое видение».Изобразительная сторона литературных описаний очень близка природе кинематографа, эта внутренняя связь обоих искусств — основа экранизации. Однако режиссер воспроизводит на экране свое видение литературного произведения, рассказывает о событиях и людях языком кино. Поэтому в процессе экранизации всегда рождается новое произведение, не иллюстрация, а кинематографический эквивалент литературного источника.
При работе с элементами кино очень важно не забывать о главном методическом приеме. Отрывок из фильма надо как бы ввести в содержание своей работы, объяснить детям, с какой целью Вы собираетесь показать эпизод, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. После окончания демонстрации следует узнать, как класс воспринял содержание отрывка (о чем она и как она связана с вашим заданием?), т.е. достигнута ли цель показа. А далее нужно обязательно связать содержание видеозаписи с той последующей работой, которую Вы организуете в классе. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированным моментом урока (показ ради показа). Ее содержание должно работать на Вашу методическую цель.
Итак, видеозаписи дети не просто смотрят, они их должны анализировать. Одна из задач учителя - научить детей аналитической работе с видеоматериалом. Задания к демонстрируемым на уроках материалам могут быть самыми разнообразными. Обучение с использованием видео-материала значительно перестраивает осмысление. Напоминаю, что перед просмотром видеоматериала учителю очень важно создать установку на его восприятие.
Ученик, читая произведение, по-своему представляет себе персонажей. Это свое видение школьники пытаются отстаивать, сравнивая его с кинофильмом. Обращение к экранизации после чтения художественного текста может эстетически обогащать учащихся, в условиях школы можно решать интересную методическую проблему — сопоставление произведения с его экранным воплощением.
 Использование видеоматериалов на разных этапах уроков
как форма проверки домашнего задания;
как способ создания проблемной ситуации;
как способ объяснения нового материала;
как форма изучения биографии писателя;
как форма закрепления изученного;
как способ проверки знаний в процессе урока.
Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, звуковое сопровождение проблемных вопросов и задач позволяют ученику расширить кругозор и углубить свои знания.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала способствует творческому осмыслению содержания урока и повышает мотивацию учения.
Уроки с использованием видеоматериалов - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия. Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект.
Из опыта работы пот использованию видеоматериалов
Очень часто видеоматериал можно использовать в качестве рекламы к большому сложному по восприятию произведению. Так, например, после просмотра такой «рекламы» к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» у ребят возникает огромное желание взять в руки книгу и прочитать. Например, можно показать отрывок из фильма режиссера В.Бортко «Мастер и Маргарита» 2005 года, или заинтриговать учащихся отрывком из фильма «Герой нашего времени» 1966 года режиссера Сергея Ростоцкого в главной роли с Владимиром Ивашевым, а лучше показать молодежи отрывок из фильма 2006 года с участие в главной роли Игоря Петренко.
Можно показать ребятам уже на первом уроке эпизод «Чичиков у Манилова» из фильма « Мертвые души» 1984 года в главной роли с Андреем Калягиным, который непременно вызовет неподдельный и искренний интерес у ребят: учащиеся увлекаются действием, игрой актеров и тоже появляется интерес к чтению и изучению этой поэмы. Да и сама композиция поэмы «Мертвые души» очень сложна для понимания учащимися и здесь тоже доступно просто наглядно может помочь обучающий видеоматериал.
Отрывки из фильма могут использоваться как способ создания проблемной ситуации. Так на уроке литературы в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» на тему «Преступление или урок милосердия и доброты?» я, прежде чем поставить перед учащимися главный вопрос урока, предлагаю посмотреть фрагмент кинофильма «Уроки французского». Показываю фрагмент, когда Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги и заходит директор. А затем обращаюсь к учащимся с вопросом:
- Итак, Василий Андреевич назвал поведение Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
- Верно. Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны или урок милосердия или доброты?» Кроме того, мы должны поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку.
Очень важна визуализация при изучении героев. Так, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в 8-м классе очень важно понять ключевой образ – образ Пугачева «как лицо, в котором воплотились черты народные, общественные, исторические». Данный персонаж тяжело понять школьнику 21 века. Поэтому уместным будет показать данный образ, используя отрывки из фильма «Русский бунт» 2000 года с Владимиром Машковым в главной роли. В этом фильме максимально правдоподобно передается дух времени, ощущения героев, эмоции, реалистичность сцены бунта.
Или возьмем замечательный фильм 1999 года «Тарас Бульба» с Богданом Ступкой в главной роли. Детям очень нравятся главные герои данного произведения. Они, просматривая сцены битвы, сцены казни, понимают, какова роль главных героев для анализа всего произведения в целом.
Для изучения эпохи также очень уместно включать эпизоды из фильмов. Например, детям очень нравится фильм «Шинель» 1959 года с Роланом Быковым, где очень ярко очерчен образ Петербурга, или тот же фильм «Тарас Бульба» с показом Запорожской Сечи. Оень интересно рассмотреть уездный город и чиновничество XIX века в одноименном фильме-спектакле «Ревизор» в постановке режиссера В.Петрова (1952 года). Так как данное произведение не раз экранизировалось, то я иногда представляю отрывки из спектакля в постановке Малого театра или в постановке Театра Сатиры. Ребятам очень интересно сравнивать разное видение режиссеров. Вот тогда возникает настоящий спор: кто лучше, кто интереснее, кто правдоподобнее представил героев комедии.
Большое место я всегда отвожу анализу эпизода художественного произведения, его роли в самом контексте книги. И здесь тоже приходит на помощь видеоматериал.
Сцена дуэли Печорина и Грушницкого является ключевой в романе. Именно она раскрывает всю сущность натуры этих героев и дает ответы на многие сложные вопросы психологического романа Лермонтова. А наглядно представленный эпизод и помогает ребятам определиться в их отношении к главному герою. Игра актеров, драматизм происходящего никого не оставляет равнодушным.
Иногда после просмотра фильма предлагаю написать рецензию. Напоминаю об особенностях этой работы:
После просмотра фильма  предлагается написать рецензию. Следует напомнить  учащимся об особенностях этой письменной работы:         
После просмотра фильма  предлагается написать рецензию. Следует напомнить  учащимся об особенностях этой письменной работы:         
• в основе рецензии, в отличие от отзыва, лежат не столько впечатления от произведения, сколько его анализ;
в рецензии должна быть отражена авторская позиция;
• в рецензии необходимо не только высказывать свое мнение, но и аргументировать его;
• рецензия может быть написана и в форме эссе, полемической, публицистической или научной статьи.
Примерный план рецензии на экранизацию или театральную постановку художественного произведения:
1. Название рецензируемого фильма или спектакля, его режиссер, автор сценария, исполнители ролей.
2. Что послужило поводом для написания рецензии и почему автор считает ее написание необходимым?
3. Как в постановке воплотилось идейно-художественное своеобразие литературного произведения:
сюжет и композиция;
тема и идея;
конфликт и его развитие;
• бытовой и исторический колорит и оформление постановки (декорации, свет, музыка, особенности съемки и т.д.);
• характеры героев и игра актеров. Кого из персонажей автор рецензии представлял себе именно  так, а чей образ стал для него неожиданностью?
4. Особенности трактовки произведения сценаристом и режиссером. (Интерпретировано ли произведение и как создатели фильма/спектакля старались следовать писательскому замыслу?)
5. Какие сцены фильма/спектакля произвели на автора рецензии наибольшее впечатление и почему?
6. Общее впечатление от постановки. Что порадовало, а что, может быть, огорчило?
7. Вывод о художественных достоинствах и культурной ценности постановки. Возможно, вопросы, которые автор рецензии хотел бы обсудить с другими зрителями. Рекомендации автора тем, кто еще не видел постановку.
Невозможно охватить всю область применения видеоматериалов на уроках литературы. Я рассказала лишь о малой части используемого материала на уроках. Но могу с уверенностью сказать, что урок ярким, запоминающимся, эмоциональным, продуктивным, интересным может сделать только ИКТ-технология (использование видеоматериалов).
Таким образом, использование на уроках литературы фрагментов из художественных фильмов помогает реализовать следующие задачи:
-Смотивировать учащихся на изучение определенной темы или на выполнение конкретной работы.
-Развить определенные умения, навыки и компетенции учащихся.
-Привлечь внимание детей к той или иной теме или проблеме.
-Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса.
-Расширение кругозора и познавательной активности учащихся