Информация для классного руководителя.Основные технологии социальной работы с детьми девиантного (отклоняющегося) поведения


Основные технологии социальной работы с детьми девиантного (отклоняющегося) поведения
Под отклоняющимся (девиантным) поведением у детей и подростков стоит понимать систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в современном обществе правовым и нравственным нормам (именно в современном обществе, потому что нравственные и правовые ценности со временем имеют свойство, пересматриваться и меняться).
Девиантное поведение определяется как: поступок, действие человека; как социальное явление.
Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части населения утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации потребительского характера. Наблюдается возрастание масштабов детского алкоголизма и наркомании, сексуальной распущенности, рост подростковой преступности. Проблема девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества,
Отклоняющееся поведение у детей чаще всего возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, и др.
Каковы же основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм?
Таковыми причинами являются:
1) социальное неравенство.
2) морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;
3) окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Основные формы девиантного поведения:
- преступность;
- наркомания;
- алкоголизм;
- проституция;
- суицид.
Дадим более полную характеристику каждой форме.
Преступность.  Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними: потребность в престиже, в самоуважении; потребность в риске; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка.- лекции прокуратуры, ОПДН
Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века.
Профилактические действия Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему.приглашение ОПДН, врача-нарколога
Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы.
Профилактические действия: запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках; проведение групповой антиалкогольной терапии; постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха. приглашение ОПДН. Социальных работников, работников библиотеки
Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности
Суицид. От латинского «убивать себя» - это умышленное лишение себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют - собственно-суицидальные действия - мысли, намерения, чувства, высказывания.
Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Индивидуальные и групповые беседы, в которых говорилось о смысле жизни, мечтах о прекрасном, только о позитивном. О суициде не говорили. Напиши 2 столбика -хороший-плохой, оторви плохое, стремись к хорошему.
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и должна включать методы работы уместные именно на сегодняшнем этапе развития общества и подрастающего поколения в России.
В первую очередь это касается проблемы употребления наркотиков, которая восполняет ребенку нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений. К сожалению употребление наркотиков на сегодняшний день можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий.
Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. По данным Национального научного центра наркологии МЗ РФ, употребление психоактивных веществ (ПАВ) подростками растет, и уже превратилось из феномена в эпидемию. зарегистрированными в России числятся 1,5 млн. человек. По неофициальным данным, число наркоманов в России перевалило за 5 млн., а по всем республикам СНГ - за 8 млн. человек. Количество же тех, кто только начинает приобщаться к наркотикам, учету не поддается. Некоторые пробуют наркотики – отказываются, другие начинают употреблять и распространять их. Много зависит от окружения ребенка. СПАЙС (брошу курить)
Одна из причин подталкивающих ребенка к наркомании, алкоголизму, это семейные ценности.
- Родители, употребляя социально приемлемые наркотики - сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как “нормального” общепринятого поведения.
- Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам.
- В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которая до последнего времени пребывают как бы в статусе “ничьих”. Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка.
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики отклоненного поведения несовершеннолетних?
Среди технологий воздействия можно выделить прежде всего
- информационный метод. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Поэтому : информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.
- Широко используются беседы, семинары, консультации в школах с учениками.
- Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы выпуски рекламных роликов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.
- Создаются системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры ) Чаще всего работа с учащимися девиантного поведения ведется индивидуально.
Когда в поведении школьника появляются качества, отрицательно влияющие на его отношения с окружающими людьми, учитель, социальный педагог стараются скорректировать его поведение.
Первая задача – преодолеть сопротивление школьника воспитанию,
вторая – искоренить негативные качества личности, препятствующие нормальному развитию ребёнка,
третья – включить его в общий учебно-воспитательный процесс в школе.
Решая первую задачу, стараюсь изменить отношение ребенка к школе, к окружающим людям, и к себе. Такие ребята, как правило, считают окружающих фальшивыми, злыми, а себя – либо героями, либо безнадежно, фатально несчастными, бесполезными, никому не нужными. Это не случайно, поскольку отрицательное отношение к людям порождает их ответную реакцию, которая в свою очередь вызывает негативную реакцию у “трудного” ребёнка. Если не разорвать этот замкнутый круг, то дальнейшее полноценное развитие ребенка невозможно.
Стараюсь избавить школьника от тех психологических установок, которые определяют его поведение и не дают ему поступать и даже рассуждать правильно. Задача в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть свой эгоизм, научить его правильно воспринимать окружающих и сотрудничать с ними. Кроме того, необходимо изменить его ценностные ориентиры, мировоззрение.
Самое надежное средство в корректировке девиантного поведения это включение воспитанника в увлекательные дела. Такие дела должны быть скорее практического свойства, максимально соответствовать потребностям и интересам школьника, не требовать длительной предварительной подготовки, так как необходимо быстро достичь запланированного результата. Прекрасно, когда учителя привлекают учащихся для участия в конкурсах, что помогает занять свободное время ребенка, отвлечь от негатива. Михалевский. Мой кружок.
В общении с такими ребятами надо избегать авторитарного стиля. Повышение голоса, окрик, приказной тон и давление педагога только усиливают сопротивление воспитанника. Ребёнок должен чувствовать: наша требовательность к нему ни в коей мере не сопряжена с унижением его достоинства, — напротив, мы всячески за то, чтобы он стал лучше, чтобы жизнь его состоялась. К счастью, есть надёжный способ реакции на насилие в общении, уменьшающий разрушительную силу —ясное выражение положительных чувств. Однако для этого нужны искреннее желание добра другому и себе, вера в лучшее. Всё это и создает условия для конструктивного общения.
Выражение того, что я чувствую: “Я чувствую...”, “Мне стало...”
Высказывание о том, что я вижу (слышу) такое, с чем связаны мои чувства: “Когда я вижу...”, “Когда я слышу...”
Высказывание о том, с какими моими потребностями связаны испытываемые мной чувства: “Я бы предпочитал (надеялся, думал, рассчитывал, мне казалось)...”
Желаемые действия, которые бы повысили душевную комфортность моей жизни: “Я бы хотел...”
Приведём примеры я-сообщений, которые построены на основе этого алгоритма:
“Я чувствую разочарование, когда вижу, когда ты опаздываешь на занятия”.
“Мне всегда обидно, когда я узнаю, что ты получил двойку”.
Эмпатическое понимание:
Восприятие чувств партнёра: “Я чувствую, что...”
Восприятие потребностей партнёра, с которыми связаны его чувства: “думаю, что вы бы предпочли...”
Важно научить ребенка осознавать свои состояния, переживания, настроения очень сложно, так как дети их не замечают. Педагогу необходимо проговаривать переживания ребенка вслух: «Тебе обидно? Ты расстроился? Тебе приятно, что дети с тобой играют? Тебе приятно, что тебя похвалили?
Подростки редко рассказывают взрослым о своих проблемах.
Для ребят, которые, считают себя уже взрослыми и знающими жизнь, делиться своими проблемами, значит расписаться в своей слабости.
Надо помочь детям понять: общение — огромная нравственная ценность. Развивая коммуникативные умения, способствуем нравственному становлению ребенка, способности помогать друг другу в решении трудных жизненных задач не только в школе, но и во взрослой жизни.
Основные направления психолого - педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.
Выделяют следующие направления:
1. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей:
• Подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей;
• Предупреждение ошибок в семейном воспитании;
• Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
• Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать нравственно-волевые качества;
• Недопущение насилие над ребенком, подавляющего волю;
• Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
• Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.
2. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы
3. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.
4. Приобщение детей и подростков к участию в позитивной деятельности (спортивной, культурно-досуговой, туристской, театральной и др.).
Таким образом, работу с детьми, с отклонениями в поведении необходимо вести во взаимодействии участников образовательного процесса: детей, педагогов, социальных педагогов, медиков, психологов и родителей
Гораздо сложнее преодолеть влияние неблагополучных семейных отношений.
Семья – это самостоятельный социальный организм, и порой трудно педагогу изменить её жизнь, но можно оказать содействие и помощь семье в воспитании детей. Свою деятельность я начинаю с диагностики семьи, цель которой: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка и установление источников влияния на детей, и возможных путей их преодоления. Изучение семьи с разных сторон помогает выявить причину проблемы и наметить пути её преодоления, выбора формы работы с семьёй. Ребенок говорил о суициде - не нужен маме. Вина пред бабушкой, бабушка напоминает об увечье. В материалах для собрания – путешествие Пети
В работе с агрессивными детьми полезны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации.
Существует несколько видов психокоррекции:
Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Дети активно выражают себя в музыке. Музыкотерапия может быть:
- индивидуальной (вокалотерапия)
- групповой (вокальный ансамбль, хор)
- в форме игры на музыкальных инструментах. Слушаем музыку, подпеваем, смотрим музыкальные клипы
Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.
Задачи психогимнастических занятий:
- уменьшение напряжения участников группы;
- снятие страхов и запретов;
- развитие внимания;
- развитие чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей;
- сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.
Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами, с нарушениями характера и другими нервно-психическими расстройствами. Проводят психологи
Сказкатерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром.
Основные приемы работы со сказкой:
- Анализ сказок, т.е. интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией .- Рассказывание сказок ребенком или группой от 1-го и 3-го лица для развития воображения.
- Переписывание сказок, т.е. ребенку предлагается переписать и изменить конец.
- Разыгрывание сказок с помощью кукол.
- Сочинение сказок.
В сказках главный герой переживает изменения в личности, преодолевает препятствия и борется со страхами и поэтому они дают возможность человеку эмоционально подготовиться к кризисным ситуациям. Прослушивая страшные сказки, ребенок разряжает свои страхи и его эмоциональный мир становится более гибким. Притчи
Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.
Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма. Используются для профилактики девиантного поведения.
Работа с куклой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и проявлять те эмоции, которые, по каким-то причинам, ребенок проявить не может. Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:
- Изготовление.
- Использование кукол для отреагирования эмоций.
Благодаря куклотерапии:
- развивается речь детей,
- развивается моторная и эмоциональная адекватность,
- развиваются коммуникативные навыки,
- укрепляется союз с родителями.
Арт-терапия – это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности. Ее цели:
- Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям.
- Облегчить процесс лечения.
- Наладить отношения между психологом и ребенком.
- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
- Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка.
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми девиантного поведения, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Использование арт-терапевтических технологий позволяет педагогу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Ребенок охотнее включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
.Для решения этой задачи подходят такие технологии, как лепка из глины, соленого теста, пластилина; рисование «Волшебными красками»; «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик, аппликаций и др. Важно еще и то, что на занятиях ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения.
При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы важно подчеркивать успешность каждого ребенка, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т. д.
Творческий, креативный процесс - это настоящее чудо. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Кружок, сядь нарисуй, оставь только то, что хотел бы видеть
Таким образом, креативные технологии с детьми девиантного поведения направлены на коррекцию девиантного поведения, так же позволяют развить фантазию, воображение,. положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей в поведении.
Заключение
Взаимодействие социального педагога, учителя, родителей важный рычаг в воспитании девиантного ребенка. Коррекция представляет немалые трудности для социальных педагогов и родителей. Поэтому лучше принять все меры, чтобы не допустить формирования у ребёнка исковерканного характера. Если родители и педагоги не учитывают возрастные закономерности развития и индивидуальные особенности детей, если мешают удовлетворению их нормальных потребностей, если подавляют их желания и навязывают собственные, если не помогают преодолеть вредные влияния и не создают условий для развития детей, то им закономерно придется иметь дело с учащимися отклоняющегося поведения.
Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), в следствии чего маленький взрослеющий в этом обществе , подражающий этому обществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Никто не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. - М.: Просвещение, 2001 - 124 с.
2. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2006. - 147 с.
3. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Социальное здоровье России, 2009. - 183 с.
4. Леонова И.В. Роль СМИ в предупреждении девиантности подрастающего поколения // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - №2 - Педагогика. Психология.
5. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 2008.
6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. - 7-е изд., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 476 с.
7. Соловьянюк-Кротова В.Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - №2 - Педагогика. Психология.
8. 10 лет на службе детям… Из опыта работы социальной медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. - Владимир, 2007. - 21 с.
9. Общие аспекты профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде [Электронный ресурс] URL: www.obrazovanie.lobnya.com/Mer/VR/stat22062010.pdf. (дата обращения: 10.12.2010).
10. Трошина Н.Н. Международная заочная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: «проблемы и решения» [Электронный ресурс] URL: http://www.deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=104 (дата обращения 10.12.2010).
Размещено на Allbest.ruПРИЛОЖЕНИЕ
Тренинг «Петя»
- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.
- Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...
- Оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и Пинки.