Курсовая работа на тему: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы


ВВЕДЕНИЕ
Причиной выбора именно данной темы послужило то, что предупреждение девиантного поведения младших школьников играет немаловажную роль в становлении личности ребенка и общества. Изменения в различных сферах жизни, занятость родителей и усиление социального воздействия приводят к отклонениям в поведении младших школьников. Значимость этой проблемы выделяли великие педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский. А в настоящее время вопросами профилактики девиантного поведения младших школьников занимаются такие выдающиеся ученые, как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова. Актуальность темы заключается в том, что все больше из года в год увеличивается число детей с девиантным поведением, отмечается рост различных видов детской зависимости и преступности. Поэтому необходима помощь школы и классного руководителя по профилактике и предотвращению девиантного поведения у младших школьников.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс.
Предметом исследования является профилактика девиантного поведения.
Цель – исследовать психолого-педагогические условия, необходимые для предупреждения девиантного поведения младших школьников.
Гипотеза: профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы будет проходить эффективней, если педагог:
знает существенные особенности девиантного поведения, причины формы, проявления девиантного поведения;
владеет техниками, приемами и методами профилактики девиантного поведения;
систематически проводит работу по профилактике девиантного поведения.
Цель и гипотеза помогли нам сформулировать следующие задачи:
изучить сущность понятий «девиантное поведение», «социальная норма»;
рассмотреть причины и формы девиантного поведения;
изучить и раскрыть методы, формы и средства профилактики девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы, через рассмотрение опыта педагогов – практиков;
подобрать диагностический инструментарий.
В нашей работе мы используем следующие методы:
изучение и анализ научной литературы;
изучение и обобщение опыта педагогов – практиков;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сущность понятий «девиантное поведение», «социальная норма»
Проблема отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста вызывает особый интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания об отклоняющемся поведении личности позволяют утверждать, что общественность имеет дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности.
В начале нашего исследования нам необходимо раскрыть сущность базовых понятий: «девиантное поведение» и «социальная норма».
Г.А. Аванесов писал: «Под девиантным поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам». [1, c.257]
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение» Я.И. Гилинский. По его мнению, девиантое поведение – это поведение, когда поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. [Я.И. Гилинский, с. 75]
Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. [8, с. 12] Автор отмечает, что «девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией». [8, с. 15]На социальном уровне девиантное (отклоняющееся) поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. [8, с. 15]
На личностном уровне девиантное (отклоняющееся) поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. [8, с. 15]
По мнению Л.И. Кравченко, девиантное поведение – это отклонение от общепринятых норм, подразумевающее любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. [Кравченко, с. 196]
В.А. Никитин [12, c. 134] девиантное поведение понимает как систему поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Так же автор добавляет, что «чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам».
Автор психологического словаря Р. С. Немов дает следующую трактовку понятию: «девиантное поведение - социальное поведение человека, существенно отклоняющееся от принятых в обществе социальных, моральных или этических норм, явно нарушающее их. Такое поведение, однако, не является подсудным, т.е. таким, которое нарушает правовые нормы и может быть осуждено по закону». [11, с. 289]
В своей работе В.Д. Пурин дает следующее определение: «девиантное поведение — поведение человека, в частности ребенка, подростка, носящее характер выраженных отклонений от привычных, общепринятых норм поведения». [15, с.13]
Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально – нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. [4, с. 7]
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. [4, с. 7]
В психологической литературе В. В. Ковалев девиантное поведение называет отклоняющееся от социально – психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. [4, с. 7]
Несмотря на некоторые отличия, все авторы главным критерием девиантного поведения считают нарушение норм, заданных в обществе. И поскольку, по определению, девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то понятие «социальная норма» требует отдельного рассмотрения.
Как считает А. Н. Горанский, «социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений». [5, с. 29]
По мнению В.Н. Иванова, социальная норма находит свое воплощение во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения. [Иванов, с. 47]
Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова в своей работе утверждают, что социальная норма это исторически сложившейся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. «Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного (мифологизированного) отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Они находят воплощение в юридических законах, морали, этикете и пр.». [Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, с. 32-33]
М.И. Рожков считает, что «социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций ». [4, с. 7]
Таким образом, изучив понятия «девиантное поведение» и «социальная норма» мы увидели, как тонки те границы, которые отделяют нормальное поведение от ненормального. И пришли к выводу, что для профилактики девиантного поведения младших школьников нам нужно знать не только сущность понятий, но и причины данного поведения.
В связи с возникновением интереса, в следующем параграфе нашей главы мы рассмотрим факторы проявления и формы девиантного поведения.
Факторы проявления и формы девиантного поведения
Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста нам необходимо уточнить, что представляет собой данная категория учащихся, каковы основные факторы и формы проявления девиантного поведения.
Рассмотрим факторы проявления девиантного поведения.
В.А. Никитин в своей работе [12] отмечает группы факторов и их составляющие девиантного поведения:
1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии;
2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка.
3. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития ребенка.
4. Негативные факторы среды формирования личности (проблемы семьи, безнравственная обстановка в семье);
5. Недостатки в воспитании ребенка (ошибки семейного воспитания, отстранение ребенка от сложных жизненных проблем, приобщение ребенка к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм, курению);
6. Негативная личностная позиция самого ребенка (отклонения в самооценке ребенка, отклонения в личностных притязаниях школьника, безразличие к нравственному самосовершенствованию).
В.Д. Пурин выделяет следующие формы девиантного поведения детей младшего школьного возраста: [15]
- детский негативизм;
- агрессивность;
- упрямство и капризность;
- взрослое упрямство;
- детская отчужденность.
Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста нам нужно рассмотреть каждую из форм более подробно.
Детский негативизм
Негативизм детский (от лат. negatio – отрицание ) – носящее форму протеста отрицание ребенком позитивного характера взаимоотношений с другими людьми, желание сотрудничества с ними. [15, с. 28]
Детский негативизм бывает пассивным, активным и парадоксальным.
Пассивный – характеризуется сопротивлением попытке врача изменить положение тела больного, накормить его и прочее. Активный – вызывает противодействие со стороны больного на какие - либо просьбы собеседника (например, врача) и при обращении к нему он сжимает губы, закрывает голову одеялом и прочее. Парадоксальный – заключается в действиях больного, противоположных какой - либо инструкции (в ответ на просьбу подойти поближе он выходит из кабинета врача и прочее). Первые проявления негативизма могут обнаружиться у ребенка уже в 2- летнем возрасте, когда в его развитии может наступить ультрапарадоксальная фаза. Она характерна тем, что вместо радости у него возникает беспокойство, гнев заменяют слезы, новое пугает, а печаль возбуждает. Данный феномен называют периодом «упрямства», поскольку ребенок выполняет требования взрослых наоборот: вместо того, чтобы поднять – бросает и т.д. [15]
У детского негативизма существуют основные формы проявления: повышенная грубость, агрессивность, упрямство, замкнутость и отчужденность.
Если первоначально понятие «детский негативизм» употреблялось в отношении патологических явлений, то сейчас оно употребляется для обозначения сопротивления чужому влиянию.
Агрессивность
Негативизм может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся норм и правил. В этом случае детский негативизм становится формой агрессивной реакции на что-либо. В детском возрасте отмечается вербальная и физическая агрессия.
В.Д. Пурин выделяет, [15] что вербальная агрессия основана на морально - словесных факторах – агрессивных фантазиях, обвинениях, угрозах, оскорблениях и т.д. Физическая агрессия предполагает, нанесение физического ущерба противоположной стороне: запугивание, нанесение вреда здоровью.
Так же, данные виды агрессии подразделяются на прямые и косвенные.
Прямая агрессивность направлена на непосредственно на кого-нибудь или что-нибудь, а косвенная воздействует без непосредственного контакта (физического или словесного).
В своей работе В.Д. Пурин отмечает, что повышенным негативизмом, в том числе грубостью, резкостью, агрессивностью и даже цинизмом (как это ни парадоксально!) отличаются дети и подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачей, учителей, инженеров). [15] Упрямство и капризность
Автор отмечает, что «упрямство – форма антисоциального поведения, выражающаяся как неповиновение, неприятие общеизвестных требований, правил и норм. Как правило, основной мотив упрямства – самоутверждение личности, удовлетворение каких-либо потребностей, иногда неоправданно завышенных либо заведомо невыполнимых. Одна из разновидностей детского упрямства – капризы». [15]
В.Д. Пурин в своей работе [15] отмечает, что капризы детей – это такая форма поведения, которая вызвана неправильной организацией взаимоотношений ребенка со взрослыми и сопровождается его открытым сопротивлением их требованиям, уговорам и просьбам.
Замечены ситуации, когда взрослый в отношении капризничающего ребенка может применять жесткие меры (шлепки), либо обман.
Существует немало причин детских капризов, а именно:
- когда начинает заболевать;
- требование повышенного внимания к себе и не находя его;
- переутомление;
- перевозбуждение нервной системы под воздействием каких-либо впечатлений.
В электронных ресурсах удаленного доступа есть немало советов по предупреждению и преодолению у ребенка капризов, но не нужно принимать данные советы как универсальное средство, потому что каждый случай уникален.
Взрослое упрямство
Главным составляющим формирования личности ребенка является не ее состав семьи, а взаимоотношения в ней.
Автор выделяет, что «семья, в этой связи, представляет собой своеобразное отражение модели педагогической запущенности. Поэтому можно и нужно рассуждать об упрямстве взрослых (в первую очередь, родителей) как компоненте педагогической запущенности. Упрямым может быть не только сын или дочь, бывают упрямыми мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тети». [15, с. 32]
Обычно родители замечают неестественность своего отношения к детям, но самостоятельно без внешней помощи и руководства не могут изменить ситуацию.
Детская отчужденность
В.Д. Пурин дает определение детской отчужденности следующим образом – «это ненормально развитие отношений между ребенком и другими людьми, когда ребенок противопоставляет себя остальным, не идентифицируя себя ни с кем и ни с чем». [15, с. 33]
Как считает В.Д. Пурин: «отчуждение может сопровождаться следующими симптомами: чувством бессилия, чувством бессмысленности существования, утратой системы ценностей, норм и представлений, чувством одиночества, утратой индивидуальности и т.п. Наиболее типичные проявления отчужденности в детском возрасте таковы: аутизм, депрессия, избегание контактов с людьми, убегание из дома (детское бродяжничество), склонность к мистицизму, попытки суицида. Очень часто причинами детской отчужденности являются: личные или семейные драмы и трагедии (например, потеря дорогого сердцу предмета, семейные скандалы, смерть близких людей или домашних животных, развод родителей, инцест, отправление родителя на скамью подсудимых, появление нового члена семьи); стихийные явления (например, наводнение, пожар, землетрясение, ураган, гроза); война или межнациональные, межконфессиональные конфликты; крупные политические события и общественные потрясения (например, революция, репрессии).» [15, с. 33-34]
Таким образом, изучив и рассмотрев факторы проявления и формы девиантного поведения детей младшего школьного возраста, мы выяснили, что сложные явления, порождаемые взрослыми, могут выплеснуться в отрицательном отношении ко всему и всем – сознательная порча имущества, удары руками и ногами.
Вывод:
Итак, в процессе исследовательской деятельности мы изучили понятия «девиантное поведение», «социальная норма» и выяснили, что данное поведение возникает вследствие окружающего влияния на младшего школьника, а также ошибками, которые допускают родители и педагоги при работе с младшими школьниками. Мы также изучили факторы и формы девиантного поведения и выяснили, что они многообразны.
В следующей главе мы будем подбирать диагностический инструментарий по теме наше исследования, который поможет учителю при работе с детьми и будем проводить изучение и анализ опыта педагогов – практиков по проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностический инструментарий по теме исследования
Школа является важным этапом социализации ребенка. От степени психологической готовности младшеклассника к задачам и ритму школьной жизни зависит успешность освоения этого этапа. [15, с. 89]
Для профилактики девиантного поведения младших школьников нам необходимо подобрать и рассмотреть диагностический инструментарий, который поможет прояснить картину внутреннего мира ученика, а так же поможет нам в работе по выявлению детей с девиантным поведением.
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у школьников, важное место занимает своевременное выявление детей «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
М.С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка. [13, с. 45]
Для исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, а так же другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми. В основе метода лежит наблюдение за нерегламентированным поведением детей. Предполагается, что достаточный опыт взаимодействия с ними позволит эксперту достаточно объективно классифицировать и оценить отдельные проявления поведения.
Одним из вариантов конкретных методик изучения экспертных оценок может быть опросник Ахенбаха. Данный Опросник позволяет выявить особенности отклоняющегося поведения детей по 2 группам шкал.
Первичные шкалы:
Замкнутость;
Соматические проблемы;
Тревожность;
Нарушения социализации;
Проблемы мышления;
Проблемы с вниманием;
Делинквентное поведение;
Агрессия.
Производные шкалы:
Показатель внутренних проблем;
Показатель внешних проблем.
В инструкции представлен список утверждений (Приложение 1), описывающих поведение детей. Если данный пункт соответствует поведению ученика в настоящее время полностью, то нужно обвести в графе ответов цифру 2. Если данным пункт описывает поведение только в некоторой степени или только иногда, то обводится цифра 1. И если данное утверждение вообще не соответствует поведению ребенка, нужно обвести цифру 0.
0 – вообще не соответствует (насколько мне известно)
1 – в некоторой степени (иногда) соответствует
2 – полностью (всегда) соответствует
После прохождения опросника предлагается еще раз проверить его, на все ли вопросы даны ответы, а так же нужно подчеркнуть те вопросы (утверждения), которые не понятны, вызвали сомнения или раздражение.
Для каждой шкалы перечислены номера пунктов опросника, баллы по которым суммируются. (Приложение 2)
Для того чтобы получить общий показатель проблем нужно суммировать баллы с 1-го по 112-й пункты.
Данный опросник могут заполнять как родители, так и учитель. В случае, если опросник заполняется двумя и более взрослыми (учителя, родители), подсчитываются средние баллы по первичным данным каждого эксперта. [3]
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках.
Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. И для того, чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. [3, с. 8]
Процедура тестирования должна соответствовать приведенным рекомендациям, иначе интерпретация результатов может быть иной. Это относится не только к инструкции, даваемой обследуемому ученику, но и к используемым материалам, например, многие особенности рисунков, выполненных ручкой, следует интерпретировать иначе, чем особенности рисунков, сделанных карандашом. Интерпретации на основе предлагаемых критериев подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые.
Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4, но допустим и меньший формат. Удобно использовать простой карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует.
Автор отмечает, что «инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от первоначальной инструкции, последующая, беседа не должна быть формализованной, ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и введение дополнительных.
Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные». [3, с. 10]
В протоколе отмечают:
темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;
последовательность, в которой делались разные части изображения;
вопросы и высказывания обследуемого;
краткое содержание последующей беседы.
Графическая методика «Кактус»
Автор методики – М.А. Панфилова.
М.А. Панфилова в своей работе [18] отмечает, что целью данной методики является выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Графическая методика выполняется на листах формата А4. Кактус изображается таким, каким ты себе его представляешь. Не допускаются вопросы и дополнительные объяснения. Ребенку нужно дать столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится? [18]
После того, как ребенок полностью завершил рисование можно начинать обработку рисунка. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам. (Приложение 3)
Проективная методика «Несуществующее животное»
Автор методики – М.З. Дукаревич.
Цель данной методики – диагностика личностных особенностей.
Методика позволяет выявить:
склонность к агрессии;
уровень агрессии;
признаки возможной психической патологии;
При проведении тестирования нужно положить лист бумаги передобследуемым горизонтально и сказать: «Я хочу посмотреть как ты умеешь фантазировать и воображать. Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». [3, с. 12]
Если обследуемый говорит, что не знает как рисовать и не может ничего придумать, то нужно ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, поэтому совершенно не важно каким оно получится.
Когда ребенок заканчивает рисовать, его нужно попросить придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает затруднение, то эту часть опускают.
Если вместо несуществующего животного изображают обычное, то нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляют собой изображение реального животного, то эту работу прекращают.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ ребенка записывают, по возможности, дословно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
Чем оно питается?
Где живет?
Чем обычно занимается?
Что любит делать больше всего?
А чего больше всего не любит?
Оно живет одно или с кем-нибудь?
Есть у него друзья? Кто они?
А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
Чего оно боится, или оно ничего не боится?
Какого оно размера?
Все ответы на вопросы записываются в протоколе. Для более детального анализа рисунка можно интерпретировать каждую часть несуществующего животного. (Приложение 4)
Таким образом, подобрав диагностический инструментарий, мы сможем обеспечить профилактику социально – эмоциональных проблем у школьников выявить детей с негативными факторами развития. Мы пришли к выводу, что для профилактики девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы мы должны изучить и проанализировать опыт педагогов – практиков по данной проблеме.
В связи с возникновением интереса, в следующем параграфе нашей главы мы изучим и проанализируем опыт – педагогов практиков по проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников.
2.2. Изучение и анализ опыта педагогов – практиков по проблеме профилактики девиантного поведения младших школьников
В ходе работы над проблемой профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста нами изучен опыт педагогов – практиков. Мы познакомились с работой учителя начальных классов Кирдяшкиной Н.Ф, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» города Саранска.
Она считает, что большинство детей пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления, неуверенность, тревожность, агрессивность. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.
Автор отмечает, что «хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учебе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов (5-15 минут) работы и «отдыха – непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим – 40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников. Приступая к работе с «девиантами», учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании – это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте». [10]
Н.Ф. Кирдяшкина в своей работе выделяет причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста:
1. Семья. Большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды;
2. Академическая неуспеваемость. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности;
3. Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором;
4. Наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;
5. Одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.
Автор отмечает, что «каждому педагогу целесообразно овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая включает несколько этапов:
1-й этап – контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты бы хотел на каникулах поехать в лагерь?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.
2-й этап – диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.
3-й этап – коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.
4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.» [10]
Н.Ф. Кирдяшкина с целью профилактики применяет различные формы работы с учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению:
1. Индивидуальные личностно – ориентированные тренинги и беседы;
2. Вовлечение во внеклассные мероприятия;
3. Вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);
Автор отмечает, что при взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
Использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов;
Необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
Учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.
Н.Ф. Кирдяшкина в своей работе [10] предлагает прочесть притчу о перевернутом камне (Приложение 5) [2]. И на основе данной притчи делает вывод, что зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих.
Таким образом, рассмотрев данный опыт, мы выяснили, что главное
условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, вера в силы учащегося, постоянная поддержка и стимулирование.
В нашей работе мы изучили опыт социального педагога Трифоновой Нины Александровны, МОУ СОШ № 10 города Россоши.
Н.А. Трифонова в своей работе [16] приводит примеры девиантного поведения детей, с которыми она столкнулась на практике:
1. Дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
2. Ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
3. Нарушения физического или психического здоровья.
Автор отмечает, что «манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивность, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться. Существо поведения ребенка – это эмоционально - нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому работу нужно начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений». [16]
Нина Александровна предлагает подразделить семьи на четыре типа:
1. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь, наркотики. Для отцов и матерей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача педагога – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, обиду, стыд за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;
2. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания. Задача педагога – сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;
3. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами. И родители эти качества поощряют. Задача педагога – изменить ориентацию родителей. Хорошо помогает «дипломатический» подход, при встречах с родителями нужно использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, приводя примеры их жизни других семей, доброту, благородство;
4. Семьи, в которых родители предъявляют завышенные требования, граничащие с жестокостью. Задача педагога – доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в воспитании.Н.А. Трифонова в своей работе [16] предлагает рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
1. Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;
2. Определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни несовершеннолетнего;
3. Необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
4. Признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
5. Владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми.
Таким образом, рассмотрев данный опыт, мы выяснили, что развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Многие социальные отклонения, присущие детям, вырастают из семьи. Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.
Также в нашей работе мы рассмотрели опыт педагога – психолога Гуреевой Ирины Ватальевны, МБОУ «СОШ №4», города Мегион.
Она считает, что «коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных школьников к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности». [7]
Ирина Витальевна выделяет причины отклоняющегося поведения:
Безнадзорность учащихся.
Обычно школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.
Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома. Причины побегов из дома:
Азартные игры. Это реакция на неуспех в учебной и общественно
полезной деятельности, это способ самоутвердиться.
Сквернословие.
Курение, алкогольная зависимость.
Отклонения в сексуальном развитии ребенка.
Ложь.
Неврозы.
И.В. Гуреева в своей работе [7] предлагает пять правил, как воспитать положительную привычку у учащихся:
Первое правило – для того чтобы воспитать в человеке положительную привычку, необходимо научить его осознавать, что жизнь без нее превращается в катастрофу. Если ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, отрицательным учебным результатам и т.д.
Второе правило – человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в проявлении той или иной привычки. Можно тысячу раз повторить ребенку, что у него есть плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и жесткость.
Третье правило – необходимо учить человека использовать любую возможность для проявления положительной привычки. Тренировка положительных привычек приводит к их закреплению и становится «второй натурой».
Четвертое правило – нельзя бесконечно говорить ученику, что он – обладатель плохих привычек. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить свои привычки.
Пятое правило – для проявления положительных привычек воспитатель, классный руководитель должен создавать условия. Если воспитатель, классный руководитель знает, что большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми, преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы и т.д. Но для того чтобы подобным образом построить работу с детьми, надо знать, какие вредные привычки стали частью образа жизни ваших учеников.
Таким образом, проанализировав опыт, мы пришли к выводу что решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально – психологическую помощь.
Изучив педагогический опыт педагогов – практиков, мы сможем сделать вывод о том, что реализовать результаты можно с помощью глубокой работы, которая является постоянным длительным процессом.
Вывод
Итак, процессе рассмотрения педагогических условий профилактики девиантного поведения младших школьников, мы подобрали диагностический инструментарий и выяснили, что профилактика девиантного поведения без данного вида работы с детьми, не будет эффективной. Мы также изучили опыты педагогов – практиков по нашей проблеме и выяснили, что на практике возможно реализовать поставленные цели и задачи, но при помощи различных подходов, работ с учащимися и их родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день проблема трудных детей младшего школьного возраста вызывает глубокое беспокойство педагогов и родителей, поэтому мы свою работу посвятили вопросам профилактики девиантного поведения младших школьников. Темой нашего исследования является: «Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы». Цель нашего исследования: исследовать психолого-педагогические условия, необходимые для предупреждения девиантного поведения младших школьников. Для достижения поставленной цели в нашем исследовании были поставлены и решены несколько задач.
Решая первую задачу, мы изучили несколько определений ключевых понятий нашего исследования и пришли к выводу, что в своих работах ученые рассматривают базовый термин нашего исследования «девиантное поведение» как отклонение от принятых в обществе норм.
Для решения второй задачи мы рассмотрели причины и формы девиантного поведения и выяснили, что данное поведение может возникать вследствие воздействия окружающего влияния на младшего школьника и ошибок, которые допускают родители и педагоги при работе с младшими школьниками.
Решая третью задачу, мы подобрали диагностический инструментарий и пришли к выводу, что это неотъемлемая часть работы с детьми по профилактике и выявлению девиантного поведения младших школьников.
Для решения четвертой задачи мы обратились к опытам педагогов-практиков и сделали вывод, что на практике можно реализовать поставленные задачи с помощью постоянной и глубокой работы.
В ходе нашей исследовательской работы поставленные задачи были решены, поэтому мы считаем, цель достигнута.
Результаты нашей исследовательской работы частично подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
В дальнейшем мы планируем реализовать теоретический материал в организации практической деятельности, направленной на профилактику девиантного поведения младших школьников в учебном процессе и на преддипломной педагогической практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика [Текст] / Г.А. Аванесов. - М.: Акад. МВД СССР 1980. - 526 с.
Брауэр, С.П. «Трудные дети» – дети, которым трудно [Текст] С.П. Брауэр// Детский дом. 2011. № 39. - 21 с.
Вернер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] А.Л. Вернер. - М.: Владос-Пресс 2010. - 159 с. (Серия «Психология для всех»).
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод. пособие [Текст] / М. И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова [и др.]. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2006. - 239с.
Гаранский, А. Н. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости [Текст] / под ред. А. Н. Гаранского. - М.: Лаборатория Базовых Знаний; СПб.: Нев. Диалект, 2000. - 382 с.
Гончарова, Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями [Текст] / Н.М. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 157 с.
Гуреева, И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа. Статья [Электрон. Ресурс]/ И.В. Гуреева, Москва, 2003-2015. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624309/-8.11.2015
Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие [Текст] / Е.В Змановская, В.Ю. Рыбников. - Питер, 2010. - 352 с. - (Серия «Учебное пособие»).
Кирдяшкина, Н.С. Как работать с детьми девиантного поведения. Статья [Электрон. Ресурс]/ Н.С. Кирдяшкина, Саранск, 2014. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/12/kak-rabotat-s-detmi-deviantnogo-povedeniya.-14.11.2015
Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
Никитин, В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Никитин. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] /авт.-сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.
Притчи, собранные Александром Шкурко, [Электрон. ресурс], 2008-2015. Режим доступа: http://www.gga.ru/info/humour/parables/88.html.-14.11.2015
Пурин, В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.Д. Пурин. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
Работа с детьми девиантного поведения. (Рекомендации для педагогов и родителей), [Электрон. ресурс], 2008-2015. Режим доступа: http://www.center-garmonia63.ru/index.php/delimsya-opytom/171-rabota-s-detmi-deviantnogo-povedeniya-rekomendatsii-dlya-pedagogov-i-roditelej.-4.11.2015
Роль учителя в профилактике отклоняющегося поведения среди младших школьников [Электрон. ресурс], 2003-2014. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=733601.-4.11.2015
Сборник психологических тестов, книг, методик и тренировочных упражнений [Электрон. ресурс], 2006-2015. Режим доступа: http://www.psy-files.ru/2007/06/14/kaktus.html.- 8.11.2015
Селиверстов, В.И. Понятийно — терминологический словарь логопеда [Текст] / В.И. Селиверстов. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
Степанов, В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2001. - 336 с.