Деловая игра с воспитателями «Толерантность»

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №1» с.п.Малка Зольского района КБР




Деловая игра с воспитателями
«Толерантность»
к районному семинару воспитателей старших и подготовительных групп







Воспитатель первой квалификационной
категории Макушева Л.А.
апрель2015г.


Цели игры:
дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;
предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у дошкольников;
смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
Участники: педагоги всех категорий: воспитатели, узкие специалисты; ведущая: воспитатель.
Сценарный план
Мотивационно-организационный этап
«Толерантность» – это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.
Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру так и назовем: «Толерантность». Игра на толерантность, равно как и экзамен на человечность.

Игровой этап
 Ступенька «Я»
Игровое проектирование «Самопрезентация». На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества присущие участнику.
Действие по инструкции «Продолжи фразу». Участники размышляют на тему «Со мною вот, что происходит».
Я грущу, когда
Мне весело, когда
Я обижаюсь, когда
Я злюсь, когда  
Я радуюсь, когда
Мне нравится, когда
Я теряюсь, когда
Я страдаю, когда
Я плачу, когда

Ступенька «Мир людей»
Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой  контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным.
Дискуссия. Я предлагаю вам высказать свою точку зрения на поэтический тезис М. Ножкина  «Добро должно быть с кулаками».
Если это истина, поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.
Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.
Если сомневаетесь, в ваших высказываниях будет присутствовать знак вопроса.
Если имеете другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.
Мотивационно-побудительная игра «Волшебная палочка». Вбрасывается одно слово «Солнце». Каждый участник добавляет  к нему по одному слову, получается большое предложение.
Разыгрывание ролей «Пойми меня».
«Счастье – это когда тебя понимают». Сейчас мы попробуем понять друг друга. Участники разбиваются по двое. Один участник объясняет значение слова другому. Упор делается на признаки этого предмета, явления и т.д.  (Предлагаются слова: радость, сострадание, терпение, улыбка и т.п.)

Ступенька «Окружающий мир»
Окружающий мир – это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты. Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос: «Как жить спокойно?» – и порой затрудняемся найти ответ. Сейчас мы проведем тренинг на психическую устойчивость.
Рефлексивно – оценочная игра «Конфликтная ситуация». Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая  предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в непредосудительности своих действий.
Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вот ненормальный!»
Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.
В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.
Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства  делают утро хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными.  Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.
Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».
 
Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
Вы поругались с любимым человеком.
Вы опоздали на автобус.
Вы сегодня не ели и обед не предвидится.
Вы сломали ногу.
Вас вызвали в школу.
У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.
А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять их боль? Может быть, женщина, кричащая в автобусе о том, что ей на ногу, кричит совсем о другом: о неустройстве, о черствых детях, о болезни, о жизни, которая проходит?! Хватит ли нам сердца порадоваться за талантливого человека. Задание, которое я хочу предложить называется «В картинной галерее»
Решение  ситуативных задач. Вам необходимо внимательно посмотреть на картину, проникнуться жизнью героя, войти в его образ, понять его состояние, эмоции и, наконец, озвучить его мысли.
Ступенька «Викторина»
1.Как вы понимаете слово «Толерантность»?
2.Подберите 5 наиболее подходящих глаголов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». 3. В честь чего 16 ноября стало Международным Днем толерантности? 4.Расшифруйте аббревиатуру «ООН». 5.Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главный. 6.Какой год является Международным годом толерантности? Приложение
1)Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости» Терпимость социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение. Терпимость подразумевает сознательное решение не делать и не совершать всяческих преследований (наказаний) чуждых. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии, политики и морали. 2) 1) терпеть, 2) выносить; 3) допускать, 4)позволять; 5)? 3)Этот праздник появился в 1997 году и сразу стал международным. Особым вниманием он пользуется в России, где национализм крепчает с каждым днем. Международный день, посвящённый терпимости ежегодно отмечается 16 ноября. Этот праздник был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. 4)Организа
·ция Объединённых На
·ций, сокращённо ООН международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. 5)сами подумаете. 6)Этот праздник появился в 1997 году и сразу стал Пословицы и поговорки: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Сам себя губит, кто других не любит. Всякий человек в деле познается. Где хотенье, там уменье. Артель дружбою крепка. Одна пчела меду не натаскает. Один в поле не воин. Один за всех и все за одного. Где лад, там и клад. В согласном стаде и волк не страшен. Согласье крепче каменных стен. Терпение и труд все перетрут. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Жизнь дана на добрые дела. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится. И готово, да бестолково. Языком говори, а рукам воли не давай. Терпение дает умение. Научись терпеть в малом, вытерпишь в большом. Не рой яму другому – сам упадешь.

Заключительный этап
Ступенька «творческая мастерская»
Самая высокая ступень – в творческую мастерскую. Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей.
Резюме
Мы сегодня проверили себя на толерантность. И хотя это была игра, она показала, что у нас не исказился взгляд и не очерствело сердце. У нас много времени впереди, мы сможем созидать добро, если к этому стремиться!
Список используемых источников:
Постухова И.О. Пути и средства совершенствования работы ДОУ/ Управление ДОУ, 2006  № 2.
Гин А.  Приемы педагогической техники/ – М.: Издательство ВИТА пресс, 2006.
Николаичева Н.Н., Крайнова М.П. "Все на свете друг другу нужны / Воспитатель ДОУ, 2008  № 4
Калачева Т.В. "Нетрадиционные формы работы с педагогами" /справочник  Старшего воспитателя ДОУ, 2009 №












Заголовок 1 Заголовок 315