Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников.


Особенности работы логопеда по предупреждению дезадаптации первоклассников.
Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни каждого ребенка. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе.
Нарушения в развитии речи первоклассника могут повлиять на успешность освоения им общеобразовательных программ, отрицательно сказаться на психологическом состоянии, вызвать снижение учебной мотивации, отклонения в поведении, и, как следствие, осложнить весь процесс приспособления ребенка к школьной жизни.
В этом учебном году было обследовано 97 первоклассников, из них более 41% детей с различными нарушениями речи. Две трети из них имеют дефекты звукопроизношения, не отягощенные отклонениями в фонематическом восприятии и недостатками в лексико-грамматическом строе и связной речи. Другая треть – это дети с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи: нарушения произносительной стороны речи сочетается у них с неразвитостью фонематических процессов и отставанием в формировании грамматических навыков, словарного запаса и связной речи. Наряду с речевыми дефектами у этих детей отмечаются нарушения психологических процессов, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Эта группа детей вызывает особую тревогу, так как именно они испытывают специфические трудности в овладении навыками письма и чтения и в усвоении общеобразовательных программ начальной школы в целом.
Основные проблемы обследуемых первоклассников это: недоразвитие фонематического слуха, нарушение слоговой структуры слов, аграмматизмы, обиходный словарь, качественно и количественно беден, отсутствие навыков словообразования, словоизменения, не соответствие возрастным нормам развитие связной речи, и конечно отсутствие правильного звукопроизношения. По результатам обследования были проведены консультации с родителями и учителями. Ознакомлены со списками зачисленных для коррекции учащихся, расписанием занятий.
Чтобы предупредить возможные трудности обучения, скорректировать имеющиеся нарушения в развитии устной речи и, в общем, облегчить процесс адаптации первоклассников к школе, выполняю комплекс мероприятий.
В начале учебного года провожу глубокое, всестороннее обследование состояния устной речи и неречевых функций обучающихся первых классов. На основе анализа диагностических данных строится вся последующая коррекционная работа, причем учитываются особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.
Индивидуализация коррекционного обучения – один из главных его принципов. Индивидуализация – это подбор средств обучения, специальных методов и приемов логопедического воздействия, соответствующих уровню развития данного учащегося. Так, для одного ребенка достаточно выработать основные положения и движения органов артикуляционного аппарата, чтобы начать этап постановки звука. С другим учеником необходимо освоить весь комплекс подготовительных упражнений. У одного получается вызвать звук по подражанию, у другого – только с механической помощью. Кроме того, индивидуализация – это и поиск психолого-педагогического подхода к каждому ученику. Стараюсь установить психологический контакт с каждым обучающимся, создать на занятии атмосферу эмоционального комфорта. Личностно-ориентированное обучение способствует успешной адаптации к школе.
Необходимо также отметить, что логопедическая работа носит не только коррекционный, но и развивающий характер. Поэтому широко использую современные развивающие технологии в своей практике: технологию развития артикуляционной моторики, технологию развития фонематического восприятия, инновационные методы развития связной речи. Кроме того, применяю такие формы работы и приемы, которые позволяют наряду с речевой функцией развивать и психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие. Всестороннее развитие первоклассников призвано сгладить трудности их школьной адаптации.
Следует также заметить, что нередко обучающиеся с речевыми нарушениями – это часто болеющие, соматически ослабленные дети. На логопедических занятиях считаю обязательным использование элементов здоровьесбережения, что помогает облегчить адаптационный период. Подбираю задания, позволяющие сочетать познавательную деятельность с двигательной активностью (выполнять в движении, с мячом, сопровождать физическими упражнениями). Особое внимание уделяю мышечной релаксации. Обязательным этапом каждого занятия является артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения. Все это позволяет сохранить интерес к занятию, познавательную активность, работоспособность, повысить эффективность коррекции, предотвратить переутомление и в конечном счете предупредить дезадаптацию первоклассников.
Кроме того, в адаптационный период достаточное внимание уделяю формированию элементарных учебных навыков: умению слушать учителя, целенаправленно выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы.
Немаловажным моментом в своей работе считаю взаимодействие с родителями обучающихся. Установление доверительных отношений с родителями позволяет выявить особенности развития ребенка, его личностные качества, интересы, склонности, а также вовлечь самих родителей в коррекционно-развивающий процесс. Регулярно провожу консультации с родителями, открытые уроки.
Работа в тесном контакте с педагогами, проведение комплексной диагностики устной речи первоклассников, индивидуализация коррекционного процесса, использование инновационных логопедических, развивающих, здоровьесберегающих технологий, консультативно-просветительская работа с родителями – все это позволяет облегчить протекание школьной адаптации у первоклассников с речевыми нарушениями.