Тезисы на тему: Читательский дневник как средство развития эмоциональной отзывчивости обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения

Читательский дневник как средство развития эмоциональной отзывчивости обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения
Борихина Е.А., студентка 4 кп группы,
специальности
440205 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день становится проблема развития у учащихся эмоциональной отзывчивости. Большое внимание уделяется именно этой сфере в развитии младших школьников и связано это с тем, что этот возраст является сензитивным для развития способности детей понимать и принимать особенности эмоционального состояния другого. Обучение в современной начальной школе направлено, в свою очередь, и на развитие гуманстической направленности личности. Согласно ФГОС НОО и КДНР, в модели выпускника начальной школы указаны качества личности, уважающей ценности общества, нормы морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. [4]
О необходимости и проблемах эмоциональной отзывчивости обучающихся говорят в своих работах В.В. Зеньковский , В.К. Вилюнас , А.Н. Курчатова, А.Д. Кошелева, Р.В. Овчарова и др.[1], [2]
В нашей работе мы рассмотрели ряд понятий (развитие эмоциональной отзывчивости и её развития, приемы работы с вторичными текстами, читательский дневник как средство развития эмоциональной отзывчивости младших школьников), [3] проанализировали приемы создания вторичных текстов, что стало основой для формулировки заданий для макета читательского дневника, способствующих развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей; формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Ведение читательского дневника на уроках литературного чтения в начальных классах, с нашей точки зрения, является важным фактором развития эмоциональной отзывчивости обучающихся и, следовательно, реализации требований ФГОС.
Способности сопереживать, выражать на прочитанное эмоциональный отклик являются необходимой основой для дальнейшего интеллектуального роста ребенка в условиях современного общества. Эмоциональная отзывчивость обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей.

·Анализ читательских дневников для литературного чтения (программа «Школа России») позволил сделать вывод о том, что задания, представленные в дневнике, являются однотипными, преобладают вопросы репродуктивного характера, поэтому нами были разработаны задания по одному литературному произведению из второй части учебника, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся 3 класса.
Разработанные задания:
объединены общей целью (развитие эмоциональной отзывчивости):
в основе заданий – приемы работы с вторичными текстами, которым служат средством, совершенствующим интеллект, расширяющим кругозор, развивающим самостоятельность, инициативность школьников, научающим критически мыслить, готовящих школьников к успешной социализации в обществе.
способствуют осознанному восприятию текстов художественных произведений, так как четко сформулированы в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями ФГОС;
Для определения уровня развития эмоциональной отзывчивости нами разработаны карты наблюдения, создан макет читательского дневника, которые позволят сделать выводы об уровне развития эмоциональной отзывчивости у учащихся и обосновать эффективность применения данных заданий.
Список литературы:
Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.
Курносова, С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников: монография / С.А. Курносова. – Петр.-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2007. – 238 с.
Шарипова, С.В. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/vospitanie-emotsionalnoi-otzyvchivosti-u-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-l Дата обращения:19.12.15 г.
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Стандарты второго поколения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]