Развлекательно – познавательное мероприятие «РУССКИЙ ПРЯНИК»


Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Красноселькупский центр дополнительного образования детей»
Развлекательно – познавательное мероприятие
«РУССКИЙ ПРЯНИК»

Разработали: педагоги дополнительного образования
Мураева Валентина Александровна
Петровская Валентина Васильевна
Рябчун Марина Николаевна
с. Красноселькуп 2010 г.
Развлекательно – познавательное мероприятие
«РУССКИЙ ПРЯНИК»
Возраст детей 7 – 10 лет, мероприятие проходит в актовом зале «КЦ ДОД»
Цели: познакомить детей с историей возникновения пряника, элементами технологии его приготовления, учить относиться к любому делу с любовью, радением, дарить людям тепло своей души, быть благородным.
Оснащение: народные костюмы (3) для педагогов; пшеничные и ржаные колосья, зерно, посуда, мёд в посуде, пряники; корзинка, март - доска, мультимедийный проектор, презентация, указка, кабинетная доска, географическая карта, мешочки со специями.
Ход занятия
Звучит песня «Русский пряник»
Заходят ведущие в народных костюмах. Поклон.
Первый ведущий: Здравствуйте! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала друг другу улыбнитесь, да скорее садитесь. Пряники я вчера купила, Марину Николаевну пригласила...
Второй ведущий: Ой, что с нами было! Чуть только мы пряники надкусили, смотрим - ах! Что за чудо-превращенье, сарафаны на нас какие! Просто загляденье!
Первый ведущий: Вот какие! Демонстрируют свои наряды детям.
Второй ведущий Рябчун. А платки – то, какие!
Первый ведущий. Ой, красивые! Нарядные, непростые, сказочные...
Второй ведущий. Подивились мы друг на дружку.
Первый ведущий. Ой, подивились!
Второй ведущий. Откусили еще по кусочку... Да в стародавних временах очутились!
Первый ведущий. Ох, очутились! А там ... Сказки по воздуху летают! Ой, летают!
Второй ведущий. А люди их за крылышки хватают! Ой, хватают! А мы за ними на пряничном коне скакали...
Первый ведущий. Ой, скакали! Да в лукошко их собирали... Одну из них мы припасли и вам сегодня принесли!
Называется эта сказка (вместе) - «Русский пряник».
Достают из лукошка и показывают большой печатный пряник.
Слайд №1
Первый ведущий.
Жила-была Малаша - девочка наша (Выходит Малаша с колосьями пшеницы и овса).
Малаша пряники пекла.
Да на базар продавать их несла, приговаривала:
Малаша.
Ой, пряники медовые,
Мягкие, фунтовые.
Не жуй, не глотай,
Только брови поднимай!
Ой, для малых ребятишек.
Для девчонок и парнишек,
Шалунам, озорникам
И беззубым старикам!
Сами печем, отдаем нипочем
С пылу, с жару, алтын за пару!
Первый ведущий. Охотно брали люди Малашины пряники.
Дивились все: «Ай да пряник баской!»
Второй ведущий. Что значит Баской? Баскова, певца что ли?
Малаша. Ребята, а вы знаете, что означает это старорусское слово?
После вариантов ответов: (Баской, баский - красивый, хороший, ладный). Слайд №2
Первый ведущий. «Что за секрет в прянике такой?».
Слайд №3
Малаша.
В нем солнышко да водичка,
Да медок, да ржаная мукичка,
Да любви частичка,
Да доброе пожелание - слово
Вот и готово!
Второй ведущий .
Как так, солнышко, в прянике очутилось? Не бывает такого!
Малаша и дети пытаются доказать обратное. Им в помощь на доске подсказки:
- Колосок солнышком пропитался?
- В зернышках солнышко сохранилось?
- Мед на солнышко похож, пчелки в цветках - солнышках его собрали?
Вот и выходит, что и вправду солнышко в прянике прячется.
Второй ведущий (с чувством). А как Малаша свои прянички пекла.… Старалась, душу, сердце вкладывала. А ведь чтобы пряничек получился, в него не только Малаша свой труд и душу вложила. Слайд №4
Старался пахарь, что поле пахал, сеял, старался бортник, что мед собирал, старался пекарь, что пряники пек, каждый вложил частичку своей души в это пряничное творение, потому и оказался пряник чудом.
Малаша. Слайд №5. Любое дело делай с душой.
Первый ведущий. Верили люди, что пряник излечивает от тяжелых болезней, волшебной силой обладает... Конечно, пряник волшебный, если он даже говорить умеет, вот взгляните.
Слайд №6,7 Показ печатного пряника с какой-либо надписью-пожеланием.
Первый ведущий. Ребята, а давайте придумаем свои пожелания!
(Ответы детей)
Второй ведущий. Малаша наша умела такие пряники делать, что слава о них шла по всей земле. (Обращается к Малаше)
Такая ль ты умница, как мастерица?
Дай-ка я тебя спытаю!
Накось, чего я в своем мире не знаю?
Что, отгадка-то не простая?
Малаша. Да про пряник ты, не знаешь!
Второй ведущий .
Как не знать? Знаю!
Я ж их в день по пуду съедаю!
Ребята, а вы знаете, что означает слово - пуд? Слайд №8
Малаша. Детям разъясняется значение слова «пуд».
Слайд №9
Малаша. Вяземские да тульские печатные,
Тверские белые, мятные, ароматные,
Городецкие с горохом и теремные,
Да архангельские расписные!
А пряниками, почему их зовут?
Второй ведущий задумывается. Ребята, а давайте разгадаем Малашину загадку. Разгадка находится в этих мешочках.
Слайд №10
Малаша проносит по рядам мешочки с пряностями, дети вдыхают их аромат, сравнивают. ( Ответы детей)
Примеры предлагаемых пряностей: гвоздика, ваниль, корица, перец, мята, лимон.
Как можно назвать содержимое этих мешочков, одним словом?
Затем объясняет им значение слова «пряности». Слайд №11
Первый ведущий. А знаете ли вы, что пряники, до того как пряности в них добавлять стали, звали коврижками - «хлебным лакомством на меду» (по В. И. Далю.)
Малаша. Давайте отправимся в путешествие по городам, к мастерам пряничных дел на Руси. Скажу я сейчас волшебные слова: (подходит к карте).
Слайд №12
Ты плыви, моя ладья, во заволжские края! Ребята помогайте, пожалуйста!
Дети хором повторяют «волшебные слова» Ты плыви…
Мураева. комментирует продвижение ладьи по карте, «останавливаясь» у города Городца.
Тут бы мне не мешало на берег сойти.
В Городце, мои родные,
Режут доски, вот какие.
Показ городецкой пряничной доски. Слайд №13,14
Первый ведущий (озадачивает детей). Что это за предмет? Для чего он нужен? Как им пользоваться?
Дети выдвигают различные версии и, направляемые педагогом, выходят на определение пряничной доски.
Малаша. Правильно ребята. Этими досками жали, печатали, выдавливали пряники. Потому такие пряники и назвали печатными, битыми коврижкам.
Слайд №15 (Показ городецкого пряника).
Слайд №16
Второй ведущий. Знамениты на весь мир печатные пряники тульские, вяземские, тверские, городецкие.
Слайд №17
Имели они самую разную форму - фигуру, были самого разного размера - с ноготок - самые маленькие и теремные - самые большие.
Малаша. Хочу еще поглядеть, как архангельские пряники делают.
Подошла Малаша к карте.
Малаша. Словно птица летит наш пряничный конь! Пролетает над заснеженными лесами, полями, все дальше и дальше на север Слайд №18 - ко граду Архангельску. Заснеженный город на берегу Слайд №19 , искрится снежок на крышах домов, дым валит из труб.
- Ну-ка, ну-ка, какой дымок ароматнее? Из трубы какого дома? К нему и подойдем поближе, войдем внутрь Слайд №20
- вот перед нами и печка: именно в них, пекли архангельские пряники. Слайд №21
А ещё славился Архангельск северным пряником козюлей.
Слайд №22 Показ северных козюлек.
Эти пряники делали несладкими, размером - махонькие. Причем, чем меньше, тем сложнее козюлю изготовить. В старину его иногда неправильно называли лесным козлом, козюлей - отсюда и название пряника.
Второй ведущий. Жители Севера рассказывают, что весной солнышко приходит на землю в виде оленя с золотыми рогами.
Малаша. Но пряники в форме рогатых животных надписей не имеют, а тоже пожелание в себе содержат – пожелание, потому что рога считались нашими предками символом плодородия.
Этот пряник лепили. Значит, пряник такой, каким назовем?
Дети - Лепным.
Слайд №23
Второй ведущий. А теперь не мешает нам вспомнить известную детскую потешку. Помогайте, ребятишки! Повторяйте за мной:
- Кисонька - мурысонька, где была?
- На мельнице.
- Что делала?
- Муку молола.
- Что из муки пекла?
- Прянички.
- С кем ела прянички?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Как вы думаете, почему?
Дети. Делиться надо. Пряники дарить можно.
Слайд №24
Первый ведущий. Вот это очень важно. Пряники предназначались для дарения. Их дарили на родины и крестины, на свадьбе молодым и родителям, в знак уважения и даже на память. Ведь правильно приготовленный пряник может храниться и год, и два...
Вывод. Итак, трудись с любовью, дари радость, желай добра.
Слайд №25
Второй ведущий. Ведь кто живет трудом, тот в почете большом.
Очень важно помнить о мастерах - людях, которые душу в дело вкладывают, для людей стараются.
Учитесь быть благодарными, благодарите всех, кто для вас потрудился!
Первый ведущий. Научилась многому Малаша в дальней стороне и узнала
(показ слайдов разных пряников)
Малаша (на красивом подносе выносят пряники). Это вам, от меня, гости дорогие, на память о встрече, на которой вы узнали, как делают пряники, какие они бывают, и в каких городах их выпекают.
Первый ведущий. А на прощание к угощению пряничками - загадка Малашина:
Не книга он, а его печатают,
Бьют его, а он от этого все краше становится,
Не лекарь он, а лечит,
Языка нет, а говорить может,
С рогами, а не бодает.
Не знает топора, а его вырубают.
Зреет дольше, чем поспевает,
Не ледяной, а во рту тает.
С ним играют, а после съедают.
Он не только сладость,
Но и в доме радость! Что это?
Отвечаем вместе: ПРЯНИК!
Звучит песня «Русский пряник». Демонстрируются слайды.
Малаша и ведущие прощаются с детьми, благодарят их за внимание и старание, раздают рецепты и пряники. Желают всем приятного аппетита. Приглашают сфотографироваться на память.