ФОС и КОС по ПМ 04 101101 Гостиничный сервис
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА №38»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ 04 «ПРОДАЖИ ГОСТИНИЧНОГО ПРОДУКТА»
КОД СПЕЦИАЛЬНОСТИ 101101 «ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС»
Москва
2015
ОДОБРЕН
Предметной (цикловой)
Комиссией «Сфера услуг»
Протокол № 4
от «11» ноября 2015 г.
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 101101 «Гостиничный сервис»
Председатель предметной (цикловой) комиссии
__________/Сарварова Э.Р. Заместитель директора по УПР _______________/Цынский Н.В.
Заместитель директора по УР и КО
_______________/Коровайчикова Т.Ю.
Составитель:
______________/Сарварова Э.Р./
преподаватель ГБПОУ КГиС №38
Согласовано:
_____________/Мицюк Э.М./
руководитель СП по ПО ГБПОУ КГиС №38
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по профессиональному модулю ПМ 04
«Продажи гостиничного продукта»
Код специальности 101101 «Гостиничный сервис»
Приобретенный практический опыт, освоенные умения,
усвоенные знания Результаты обучения
ПК, ОК Основные показатели оценки результата Наименование
раздела,
МДК,
темы,
подтемыУровень освоения
Текущий контроль Промежуточная аттестация
Наименование
контрольно-оценочного средства Наименование
контрольно-оценочного средства
1 2 3 4 5 6 7
иметь практический опыт:
-изучения и анализа потребностей потребителей гостиничного продукта, подбор оптимального гостиничного продукта;
-разработки практических рекомендаций по формированию спроса и стимулированию сбыта гостиничного продукта для различных целевых сегментов;
-выявления конкурентоспособности гостиничного продукта и организации;
- участие в разработке комплекса маркетинга;
уметь:
-выявлять, анализировать и формировать спрос на гостиничные услуги;
-проводить сегментацию рынка;
-разрабатывать гостиничный продукт в соответствии с запросами потребителей, определять
его характеристики и оптимальную номенклатуру услуг;
-оценивать эффективность сбытовой политики;
-выбирать средства распространения рекламы и определять их эффективность;
-формулировать содержание рекламных материалов;
-собирать и анализировать информацию о ценах;
знать:
состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг;
-гостиничный продукт: характерные особенности, методы формирования;
-особенности жизненного цикла гостиничного продукта: этапы, маркетинговые мероприятия;
-потребности, удовлетворяемые гостиничным продуктом;
-методы изучения и анализа предпочтений потребителя;
-потребителей гостиничного продукта, особенности их поведения;
-последовательность маркетинговых мероприятий при освоении сегмента рынка и позиционировании гостиничного продукта;
-формирование и управление номенклатурой услуг в гостинице;
-особенности продаж номерного фонда и дополнительных услуг гостиницы;
-специфику ценовой политики гостиницы, факторы, влияющие на ее формирование, система скидок и надбавок;
-специфику рекламы услуг гостиниц и гостиничного продукта.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимую для профессиональных задач, профессионального и личного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе
и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчинённых), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ПК 4.1.Выявлять спрос на гостиничные услуги
ПК 4.2 Формировать спрос и стимулировать сбыт
ПК 4.3.Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг
ПК 4.4.Принимать участие в разработке комплекса маркетинга
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности.
- обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области рекламной деятельности.
- демонстрация способностей принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и умение нести за них ответственность.
-нахождение информации для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития и её использование.
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
- взаимодействие с обучающимисяи преподавателями в ходе обучения
- развитие самоменеджмента обучающегося;
- проявление ответственности за работу подчинённых, результат
выполнения заданий
- планирование повышения личностного и квалификационного уровня;
- организация самостоятельныхзанятий при изучении профессионального модуля
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;
- анализ инноваций в области туристской деятельности
-Правильность выявления спроса на гостиничные услуги;
- Правильность проведения сегментации рынка, выявление параметров сегментирования и целевого рынка;
- Правильное выявление особенностей поведения потребителей.
-Грамотность общения с потребителем в процессе выявления спроса на гостиничные услуги в т.ч. на иностранном языке;
-Правильность позиционирования гостиничного продукта;
-Грамотность выбора оптимальных методов формирования спроса и продвижения услуг предприятия питания;
-Оценка качественного анализа информации о рынке предложений гостиничных продуктов;
-Полнота и грамотность анализа информации о рынке гостиничных услуг и создания базы данных потребителей, конкурентов, поставщиков;
-Правильность выбора средств распространения рекламных материалов;
-Правильность выбора техники и приемов эффективного общения с гостем в процессе выявления спроса на гостиничные услуги в т.ч. иностранном языке;
Грамотность выбора целесообразности применения средств и методов маркетинга, выбирать и использовать наиболее рациональные из них.
- Точность и правильность определения конъюнктуры рынка;
- Правильность оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия и продукта;
- Грамотность оценки качества гостиничного продукта
Грамотности оформления документов по качеству.
- Грамотность разработки гостиничного продукта в соответствии с запросами потребителей.
- Правильность определения характеристик и оптимальной номенклатуры услуг;
-Точность и грамотность расчета стоимости проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания;
-Точность и грамотность расчета себестоимости и стоимости гостиничного продукта;
-Правильность определения жизненного цикла услуги гостиницы;
-Правильность выбора информации о ценах и ценовой политики конкурентов;
Грамотность составления рекламных текстов на услуги гостиницы;
Раздел 1.
Выявление, формирование и стимулирование спроса на гостиничные услуги
МДК.04
Организация продаж гостиничного продукта
Тема 1.1. Субъекты и объекты маркетинговой деятельности гостиничного предприятия
Тема 1.2. Сегментация рынка гостиничных услуг
Тема 1.3. Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИС).
Тема 1.4. Коммуникационная политика гостиничного предприятия
Раздел 2 Выявление конкурентоспособности гостиничного продукта и предприятия
МДК.04 Организация продаж гостиничного продукта
Тема 2.1. Конкуренция в сфере гостиничного хозяйства
Тема 2.2. Конкурентоспособность гостиничного продукта
Тема 2.3. Конкурентоспособность гостиничного предприятия
Раздел 3 Разработка комплекса маркетинга
МДК.04 Организация продаж гостиничного продукта
Тема 3.1. Составляющие комплекса маркетинга
Тема 3.2. Разработка гостиничного продукта
Тема 3.3. Ценовая политика гостиничного предприятия
1-2
1-2
1-2
Тема 1.1.
Практическое занятие № 1. Анализ источников спроса гостиниц
Практическое занятие № 2. Ознакомление с требованиями к специалисту по маркетингу
Практическое занятие № 3. Ознакомление с основными видами потребностей и спроса.
Практическое занятие № 4. Составление анализа маркетинговых предприятий
Практическое занятие № 5. Ознакомление с рыночными показателями
Практическое занятие № 6. Ознакомление с должностными характеристиками
Практическое занятие № 7. Выявление особенностей окружающей среды предприятия
Практическое занятие № 8. Выявление потребностей целевой группы потребителей на гостиничные услуги
Практическое занятие № 9. Анализ особенностей поведения потребителей услуг
Практическое занятие № 10. Определение рыночного жизненного цикла гостиничного продукта
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 1. Характеристика гостиничных объектов
Самостоятельная работа № 2. Анализ маркетинговой деятельности в гостинице
Самостоятельная работа № 3. Рассмотрение видов потребностей
Самостоятельная работа № 4. Анализ маркетинговых мероприятий
Самостоятельная работа № 5. Рассмотрение видов и признаков рынка.
Самостоятельная работа № 6. Субъекты маркетинговой деятельности
Самостоятельная работа № 7. Методы формирования базы данных
Тема 1.2.
Практические занятия
Практическое занятие № 11. Анализ жизнедеятельности гостиниц
Практическое занятие № 12. Анализ гостиничных пакетов
Практическое занятие № 13. Демонстрация номера
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 8. Жизнедеятельность гостиницы
Тема 1. 3
Практические занятия
Практическое занятие № 14. Позиционирование гостиничных услуг
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 9. Составление таблицы позиционирования гостиничного продукта
Тема 1. 4
Практические занятия
Практическое занятие № 15. Составление анализа каналов сбыта гостиничных услуг
Практическое занятие № 16. Ознакомление с системой продвижения гостиничных услуг
Практическое занятие № 17. Ознакомление с каналами распределения гостиничных услуг
Практическое занятие № 18. Анализ техники продаж гостиничных услуг
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 10. Рассмотрение методов формирования спроса.
Самостоятельная работа № 11. Рассмотрение информационных методов
Самостоятельная работа № 12. Виды продаж
Тема 1. 5
Практические занятия
Практическое занятие № 19. Знакомство с товарными знаками
Практическое занятие № 20. Знакомо с видами рекламы
Практическое занятие № 21. Анализ методов оценки рекламы
Практическое занятие № 22. Знакомство с международными рекламными компаниями
Практическое занятие № 23. Знакомство с фирменным стилем гостиничного предприятия
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 13. Формирование коммуникационной политики гостиничных предприятий
Самостоятельная работа № 14. Составление таблицы классификация рекламы
Самостоятельная работа № 15. Рассмотрение фирменного стиля.
Тема 2.1
Практические занятия
Практическое занятие № 24. Знакомство с видами конкуренции
Практическое занятие № 25. Анализ конкурентной стратегии
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 16. Рассмотрение конкурентной среды
Тема 2.2
Практические занятия
Практическое занятие № 26. Знакомство с показателями конкурентоспособности
Практическое занятие № 27. Анализ качества гостиничного продукта
Практическое занятие № 28. Анализ методов оценки
Практическое занятие № 29. Работа с правилами рассмотрения претензий
Практическое занятие № 30. Рассмотрение специфики гостиничного продукта
Практическое занятие № 31. Анализ особенностей внедрения гостиничных услуг
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 17 Специфика гостиничного продукта
Самостоятельная работа № 18. Критерии оценки конкурентоспособности
Тема 2.3
Практические занятия
Практическое занятие № 32. Работа с критериями оценки
Практическое занятие № 33. Знакомство с методами анализа конкурентоспособности Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 18 Критерии оценки конкурентоспособности
Тема 3.1
Практические занятия
Практическое занятие № 34. Характерные особенности гостиничных услуг
Практическое занятие № 35. Анализ методов формирования гостиничного продукта
Практическое занятие № 36. Рассмотрение дополнительных услуг
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 19. Рассмотрения комплекса маркетинга
Самостоятельная работа № 20. Формирование гостиничного продукта
Тема 3.2
Практические занятия
Практическое занятие № 37. Рассмотрение особенности товарной политики
Практическое занятие № 38. Особенности продажи номерного фонда
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 21 Ассортимент гостиничных продуктов
Тема 3.3
Практические занятия
Практическое занятие № 39. Особенности ценообразования в гостинице
Практическое занятие № 40. Знакомство с порядком применения скидок
Темы для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 22. Ценообразование в гостиничном бизнесе
Самостоятельная работа № 10 Создание электронного содержание курсовой работы Экзаменационные билеты по результатам освоения МДК 04.01 в 5ом семестре.
(см. приложение 1)
Экзаменационные билеты по результатам освоения МДК 04.01 в 6ом семестре.
(см. приложение 2)
Курсовые работы по результатам освоения МДК 04.01 в 7ом семестре (см. приложение 3Экзаменационные билеты по результатам освоения МДК 04.01 в 7ом семестре.
(см. приложение 4)
Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
Элементы
ПМ Формы промежуточной аттестации
5 семестр 6 семестр 7 семестр
МДК 04.01 экзамен экзамен экзамен
УП зачет
ПП зачет
ПМ Экзамен (квалификационный)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА №38»
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для экзамена (квалификационного)
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ 04
«ПРОДАЖИ ГОСТИНИЧНОГО ПРОДУКТА»
Код специальности 101101 «Гостиничный сервис»
Москва
2015
ОДОБРЕН
Предметной (цикловой)
Комиссией «Сфера услуг»
Протокол №
от «11» ноября 2015 г.
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 101101 «Гостиничный сервис»
Председатель предметной (цикловой) комиссии
__________/Сарварова Э.Р. Заместитель директора по УПР _______________/Цынский Н.В.
Заместитель директора по УР и КО
_______________/Коровайчикова Т.Ю.
Составитель:
______________/Сарварова Э.Р./
преподаватель ГБПОУ КГиС №38
Согласовано:
_____________/Мицюк Э.М./
руководитель СП по ПО ГБПОУ КГиС №38
Цели создания ФОС по дисциплине МДК 04.01 «Организация продаж гостиничного продукта»:
1.Проверка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций согласно ФГОС СПО по специальности 101101 Гостиничный сервис (углубленная подготовка):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.
ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.
ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.
ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-изучения и анализа потребностей потребителей гостиничного продукта, подбор оптимального гостиничного продукта;
-разработки практических рекомендаций по формированию спроса и стимулированию сбыта гостиничного продукта для различных целевых сегментов;
-выявления конкурентоспособности гостиничного продукта и организации;
- участие в разработке комплекса маркетинга;
уметь:
-выявлять, анализировать и формировать спрос на гостиничные услуги;
-проводить сегментацию рынка;
-разрабатывать гостиничный продукт в соответствии с запросами потребителей, определять
его характеристики и оптимальную номенклатуру услуг;
-оценивать эффективность сбытовой политики;
-выбирать средства распространения рекламы и определять их эффективность;
-формулировать содержание рекламных материалов;
-собирать и анализировать информацию о ценах;
знать:
-состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг;
-гостиничный продукт: характерные особенности, методы формирования;
-особенности жизненного цикла гостиничного продукта: этапы, маркетинговые мероприятия;
-потребности, удовлетворяемые гостиничным продуктом;
-методы изучения и анализа предпочтений потребителя;
-потребителей гостиничного продукта, особенности их поведения;
-последовательность маркетинговых мероприятий при освоении сегмента рынка и позиционировании гостиничного продукта;
-формирование и управление номенклатурой услуг в гостинице;
-особенности продаж номерного фонда и дополнительных услуг гостиницы;
-специфику ценовой политики гостиницы, факторы, влияющие на ее формирование, система скидок и надбавок;
-специфику рекламы услуг гостиниц и гостиничного продукта.
Контрольно-оценочные средства (КОС) разработаны на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервис (углубленная подготовка) по учебной дисциплине МДК 04.01 Организация продаж гостиничного продукта и предназначены для текущего, промежуточного и итогового контроля и оценки образовательных достижений обучающихся. КОС позволяют оценить знания, умения, общие и профессиональные компетенции обучающихся на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям ФГОС по завершению освоения учебной дисциплины МДК 04.01 Организация продаж гостиничного продукта.
Формой промежуточного контроля согласно учебному плану по данной дисциплине в V, VI,VII семестрах является экзамен. К видам и формам текущего контроля по данной дисциплине относятся:
устный опрос по теме;
письменная проверочная работа по отдельным темам;
написание сообщений, докладов;
выполнение практической работы;
выполнение домашней работы;
участие в акциях;
участие во внеклассных мероприятиях;
взаимоконтроль обучающихся;
индивидуальная и групповая проектная деятельность обучающихся;
отчет по практике.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка освоенных компетенций.
Разработка оценочных материалов для включения в КОС проводилась с учетом:
форм проведения оценочных мероприятий (устный опрос, итоговая контрольная работа, защита самостоятельной внеаудиторной работы, зачет; тестирование, в т.ч. компьютерное); уровней освоения учебного материала темы (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный);
видов деятельности, которые будут выполнять обучающиеся в процессе оценочных мероприятий (осознанное воспроизведение информации, применение информации, анализ, синтез, оценка);
обучающих возможностей оценочных материалов;
возможности принятия решения об освоении обучающимися общих и профессиональных компетенций (вида профессиональной деятельности).
В состав КОС включены материалы, выполняющие как контролирующие, так и обучающие функции. Они позволяют не только проверить уровень усвоения знаний, освоения умений, но и оценить различные качества личности обучающегося, уровень сформированности профессиональных и общих компетенций.
Критерий оценки показателей результатов обучения – признак для принятия решения о соответствии результатов освоения компетенций, усвоения знаний, освоения умений предъявленным требованиям ФГОС. Чтобы обеспечить объективную оценку результатов контроля, преподавателем разработаны критерии оценки показателей результатов обучения, эталоны решений заданий, «ключи» к тестам и т.п.
В материалы для оценочных мероприятий, проводимых в устной форме (зачета, экзамен), включается перечень вопросов для подготовки обучающихся к оценочным мероприятиям.
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 1
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/_________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Составить должностную инструкцию для маркетолога в гостинице, в которой студент проходил практику.
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 2
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/_________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Выявить особенности окружающей среды конкретной гостиницы, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 3
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
ООО «Турбюро Москва»
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Описать потребности различных целевых аудиторий конкретного гостиничного предприятия в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 4
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести анализ гостиничных пакетов в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 5
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести позиционирование гостиничных услуг в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 6
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр
«Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести анализ каналов сбыта гостиничных услуг в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 7
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр
«Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Описать систему продвижения гостиничных услуг в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 8
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Проанализировать техники продаж гостиничных услуг в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 9
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Описать использование товарного знака в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 10
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Проанализировать рекламную деятельность в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 11
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Разработать предложения по применению передового опыта проведения рекламных кампаний в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 12
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
гостинице
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Описать и проанализировать фирменный стиль в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 13
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Проанализировать PR деятельность в гостинице, в которой студент проходил
практику.
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 14
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести анализ качества гостиничного продукта в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/ Экзаменационный билет
№ 15
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести анализ работы с правилами рассмотрения претензий в гостинице, в которой студент проходил практику.
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 16
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Разработать комплекс маркетинга по продажам гостиничного пакета
в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 17
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести анализ дополнительных услуг, предоставляемых в гостинице, в которой студент проходил практику, разработать предложения по их оптимизации.
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 18
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Проанализировать товарную политику в гостинице, в которой студент проходил практику, разработать предложения по ее оптимизации.
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 19
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести анализ ценообразования в гостинице, в которой студент проходил практику, разработать предложения по его оптимизации.
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 20
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Проанализировать порядок применения скидок в гостинице, в которой студент проходил практику, разработать предложения по его оптимизации
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 21
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр
«Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Провести позиционирование гостиничных услуг в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 22
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр
«Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Разрабатать предложения по применению передового опыта проведения рекламных кампаний в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 23
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр «Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Описать и проанализировать фирменный стиль в гостинице, в которой студент проходил практику
Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол № 4
« 11 » ноября 2015 г.
Председатель____________
/_Сарварова Э.Р._/
Экзаменационный билет
№ 24
по МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта
4 курс, 7 семестр
«Утверждаю»
Зам. директора по УР и КО«__»____________20____г.
/Т.Ю.Коровайчикова/__________
ЗАДАНИЕ
Условия выполнения задания
1.Место (время) выполнения задания на производственной практике в
Гостинице Москвы
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин./час.
3. Вы можете воспользоваться АРМ студента, источниками интернет.
Текст задания:
Разработать комплекс маркетинга по продажам гостиничного пакета
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
(ФИО студента)
Группа _______________Специальность101101 «Гостиничный сервис»
Место проведения практики ______________________________________
Сроки прохождения практики ___________________________________
Виды и качество выполнения работ:
Наименование
профессионального модуля Виды и объем работ Оценка качества выполнения работ
МДК 04.01
Организация продаж гостиничного продукта Выявление параметров сегментации целевого рынка, Анализ возможности освоения новых сегментов рынка:
- умение определять сегментации целевых рынков;
- анализировать возможности новых сегментов. Оценка эффективности сбытовой политики. Определение конъюнктуру рынка гостиничных услуг. Оценка конкурентоспособности гостиничного предприятия и продукта:
-умение проводить оценку конъюнктуры рынка;
- оценивать эффективность сбытовой политики;
- умение определять конкурентоспособность гостиничного предприятия Оценка качества гостиничного продукта и оформление документов по качеству. Формирование комплекса дополнительных услуг гостиничного предприятия:
- оформление документов по качеству;
-умение формировать комплекс дополнительных услуг Составление и разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности в гостиничном предприятии:
- умение разрабатывать предложения по маркетинговой деятельности гостиничного предприятия Характеристика учебной и профессиональной деятельности:
Выявлять параметры сегментов рынка, анализировать возможности освоения новых сегментов рынка. Выявлять спрос на гостиничные услуги. Определять конъюнктуру рынка и правильно оценивать конкурентоспособность гостиничного предприятия. Создавать комплекс дополнительных услуг и участвовать в разработке предложений по маркетинговой деятельности предприятий.
« » 2015 год
Председатель комиссии: Зам. директора по УПРРуководитель СП по ПОКуратор группы __________ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
_________________________________________________
фамилия, имя, отчество обучающегосяГруппа _______________, 101101 «Гостиничный сервис»
Наименование профессионального модуля: «Продажи гостиничного продукта»
Дата проведения экзамена (квалификационного) ________________________
Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля:
Элементы модуля
(код и наименование МДК, код практик) Формы промежуточной аттестации Оценка Баллы
МДК 04.01 экзамен УП зачет ПП зачет Итоги экзамена (квалификационного):
Коды прове-ряемых компе-тенцийПоказатели оценки результата Макси-мальное количество баллов Количество баллов обучающегосяПК,ОК
освоена/
не освоена
МДК 04.01
ПК 1.1- 1.4 - выявлять спрос на гостиничные услуги.
- формировать спрос и стимулировать сбыт.
- оцениватьконкурентоспособность оказываемыхгостиничных услуг.
- принимать участие в разработке комплекса маркетинга 5 ВПД __________________________________ ________________
Наименование вида профессиональной деятельности освоен/не освоен
Председатель комиссии:
Зам. директора по УПРРуководитель СП по ПОКуратор группы СВОДНАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
Группа____________________________ 101101 «Гостиничный сервис»
Наименование профессионального модуля: «Продажи гостиничного продукта»
Дата проведения экзамена (квалификационного)
№п/пФ.И.О. обучающихся
ВПД
освоен/не освоен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Председатель комиссии:
Члены комиссии: Зам. директора по УПРРуководитель СП по ПОКуратор группы Пакет экзаменатора
Информация для экзаменатора
Количество заданий для экзаменующегося:
- индивидуальное задание
Максимальное время выполнения задания - 45 мин./час.
Используемое оборудование (инвентарь), расходные материалы: АРМ студента
Критерии оценки знаний и умений обучающихся, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций
Оценка «отлично»:
Оценка "отлично" предполагает всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать терминологией. Ответ обучающегося развернутый, уверенный, содержит достаточно четкие формулировки, подтверждается фактическими примерами. Такой ответ демонстрирует отличное знание изученного материала и дополнительной литературы. Обучающийся свободно владеет понятийным аппаратом; демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
Оценка «хорошо»:
Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизированно, последовательно, уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. Обучающийся демонстрирует знание основных характеристик раскрываемых категорий, понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей; обнаруживают твёрдое знание программного материала; способность применять знание теории к решению задач профессионального характера, но допускаются отдельные погрешности и неточности при ответе.
Оценка «удовлетворительно»:
Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. Обучающийся в основном знает программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии; в целом усвоена основная литература; допускаются существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.
Оценка «неудовлетворительно»:
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. Обучающийся не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений. Оценка "неудовлетворительно" ставится также обучающему, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа. Обнаруживаются значительные пробелы в знаниях основного программного материала; обучающийся допускает принципиальные ошибки в ответе на вопросы преподавателя.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Законодательные и нормативные акты:
1.Федеральный закон от 09.01.1996 "О защите прав потребителей", ФЗ-2 с изменениями и дополнениями.
2.Федеральный закон от 23.09.1992. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара".
3.Федеральный закон от 20.02.1995. "Об информации, информатизации и защите информации", ФЗ-24 с изменениями и дополнениями.
4.Федеральный закон от 18.07.1995."О рекламе", ФЗ-108 с изменениями и дополнениями.
Учебники и учебные пособия:
1.Барышев А.Ф.Маркетинг: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – 10 –е издание, исправлено – М: Издательский центр «Академия»; 2013 год. – 224 стр.
2.Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе.-М.: ИТК «Дашков и К», 2010.
3.Зайцева Н.А. Менеджмент в сфере услуг: туризм и гостиничное дело (1-е изд.) учеб. пособие – Москва «Академия», 2013, 288 с.
4.Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме (1-е изд.) учебник - Москва «Академия»,2010.- 304 с.
5.Виноградова Т.В. Технологии продаж турпродукта (2-е изд., стер.) учебник - Москва «Академия», 2014.- 240 с.
6.Христофорова И.В. Маркетинг в туристской индустрии / Под ред. Христофоровой И.В. (1-е изд.) учеб. Пособие - Москва «Академия», 2012.- 208 с.
7.Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг (2-е изд., испр.) учеб. Пособие.- Москва «Академия», 2011.- 224 с.
8.Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг (4-е изд., испр.) учеб. пособие -Москва «Академия», 2014.- 224 с.
9.Баумгартен Л.В. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг (1-е изд.) учебник Москва «Академия», 2013.- 288 с.
10.Корнеев Н.В. Технологии гостиничной деятельности (1-е изд.) учебник Москва «Академия», 2015.- 288 с.
Дополнительные источники:
1.Альтшуллер Игорь. Стратегия и маркетинг: две стороны одной медали, или Просто – о сложном. – М.: Дело, 2010.
2.Ламбен Ж.Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 720 с. (Серия «Классика МВА»)
3.Маркетинг. Учебник (для бакалавров). Под ред. И.В. Липсица. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 576 с.
4.Мур Дж. Вторая космическая. Искусство управления и стратегии будущего. – М.: Манн,Иванов и Фербер, 2012. – 208с.
5.Прахалад К., Кришнан М. Пространство бизнес-инноваций: создание ценности совместно с потребителем. – М.: «Сколково», 2012
6.Рекхэм Нил. СПИН-продажи. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 366 с.
7.Симон Х. Продажи в кризис. - М.: Бизнес Психологии, 2010. – 254 с.
8.Кот Д. Копирайтинг: как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают. – СПб.: Питер, 2011. – 252 с.
9.Разуваев С. Маркетинг за МКАДом или исповедь Маркетолога. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 168 с.
10.Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. – М.: Эксмо, 2011
Интернет-ресурсы
1.http://hotel.web-3.ru/intarticles/?act=full&id_article=7830
2.http://h-code.ru/2009/11/mobile-marketing-in-hotel-business/
3.http://www.catalog.horeca.ru/newspaper/business/249/
4.http://prohotel.ru/
5.http://www.bizprofi.ru/kak-reklamirovat-i-prodvigat-gostinicu-v-internete-33-i-1-sovet-internet-marketologa/