Социальные сети как современная образовательная среда


Районное методическое объединение учителей французского языка Щелковского муниципального района Московской области
(15.09.2016г.)

Выступление на тему
«Социальные сети как современная образовательная среда»

Использование социальных сетей в образовательных и научных целях обусловлено исторически. Как известно, всемирно известный ресурс Facebook появился как академическая социальная сеть. Первоначально веб-сайт был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрация была открыта для других университетов Бостона, а позднее и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Т.е. студенты заходили на Facebook с учебных компьютеров и использовали для этого свой образовательный электронный адрес (тот же, на который приходили сообщения о расписании занятий, академических планах и задолженностях, учебные материалы и т.д.). И только начиная с сентября 2006 года (т.е. через 2,5 года после открытия), сайт стал доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Точно так же американские ученые были одними из первых пользователей социальной сети Twitter. В течение первого года существования в ней преобладали сообщения о научных конференциях, симпозиумах, ссылки на научные работы и т.п. Использование социальной сети в образовательных целях, таким образом, воспринимается американскими студентами, преподавателями, исследователями как очевидная и неотъемлемая ее функция.
В России же первыми пользователями социальных сетей стали офисные работники с доступом в интернет на рабочих компьютерах (именно этим объясняется первоначальный успех социальной сети Одноклассники, в которой пользователи видели возможность отвлечься от повседневных должностных обязанностей). Следующим поколением пользователей социальных сетей стала молодежь с доступом в интернет на домашнем компьютере. Так как в России появление компьютеров носило резкий, скачкообразный характер, то наиболее продвинутыми их пользователями стали представители молодого поколения. Именно они оказались также основными потребителями функционала и интерфейса, предложенного социальной сетью ВКонтакте. Привязка к вузу в этой социальной сети до сих пор носит лишь условный характер, т.е. большинство зарегистрировавшихся ВКонтакте практически не используют этот ресурс в образовательных и, тем более, научных целях.
Именно благодаря вышеописанным факторам западные исследователи, в отличие от российских, видят в социальных сетях механизм развития науки и образования. Более того, в последнее время на Западе использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией», а применению Facebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.
Рассматривая социальные сети как образовательный инструмент, западные исследователи проходят путь от описания простейших возможностей в поиске информации и обмене знаниями до конструирования уникальных познавательных механизмов (например, приложений для социальных сетей и смартфонов). Так, британский исследователь Диана Истмен в 2010 году сделала обзор и дифференциацию блогов и социальных сетей (технические, ресурсные, институциональные блоги и блоги гуру) с точки зрения их полезности при изучении английского языка. К сожалению, исследование Д. Истмен носит обзорный характер и не содержит дидактических рекомендаций и описания методик преподавания английского языка с использованием блогов. Ее коллега Ники Хокли описывает цифровое поколение в контексте разделения на цифровых туземцев (те, кто живет в цифровой эре столько, сколько себя помнит) и цифровых иммигрантов (те, кто столкнулся с цифровыми технологиями уже в сознательном возрасте), а также возможности приобретения ими базовых навыков, необходимых в XXI веке, таких как творчество и инновационная компетентность, коммуникации и сотрудничество, исследование и свободное владение информацией, критическое мышление, способность к разрешению проблем и продуцированию решений, цифровое гражданство, понимание технологических операций и концепций. Н.Хокли делает вывод о том, что современный учитель должен соответствовать вызовам цифровой эры, но она не приводит в работе ни механизма адаптации, ни конкретных педагогических рекомендаций.
Преподаватели журналистики в университете Окленда (Новая Зеландия) в своем исследовании возможности внедрения социальных медиа в учебный план по специальности «журналистика» выявили для этого два наиболее подходящих с их точки зрения направления. Первый – это интегрировать социальные сети в сам учебный процесс, т.е. когда сообщения в социальных сетях сопровождают работу лекций, семинаров и мастерских. Второй путь – непосредственные практические задания в области социальных медиа (ведение блога, развитие общественных связей в социальных медиа и т.д.) не в рамках основного учебного процесса, а во время прохождения стажировок, работы над курсовыми и дипломными проектами и т.д.
В университете Кейптауна (ЮАР) задумались над внедрением инструментов социальных медиа в качестве сопровождения образовательного процесса, проводя широкий анализ литературы по исследуемому вопросу и приводя в пример создание сообществ, хэштегов курсов и даже разработку специальных академических приложений для социальных сетей, акцентируя свое внимание, прежде всего, на взаимодействии лектора и студентов: «Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную иерархию власти между студентом и преподавателем». Тем не менее, авторы исследования приводят и ряд препятствий в использовании социальных сетей в академических целях, в т.ч. технологические, административные (сопротивление управленцев в образовании его открытости и т.п.), методические (необходимость адаптации курсов) и др. При этом исследователи не видят альтернатив социальным сетям в образовании, в частности в вопросах «создания культуры чтения, и способствовании развитию навыков, связанных с критическим мышлением и взглядами».
Британские исследователи Клэр Мейдж, Джулиа Мик, Джейн Уилленс и Тристам Хули, анализируя поведение первокурсников в социальной сети в ходе масштабного проекта, в который было вовлечено более 10 000 участников, пришли к выводам, о том, что «Facebook использовался прежде всего по социальным причинам, а не в контексте формальных образовательных целей». Более того, авторы исследования утверждают, что социальные сети, наоборот, отвлекают студентов от выполнения образовательных заданий.
Если обобщить результаты этих, а также ряда других исследований в области влияния социальных сетей на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей социальных сетей обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос о их применимости как образовательных инструментов на практике. Как мы смогли убедиться, анализируя исследования по влиянию социальных сетей на образовательный процесс, экспериментальные работы в этой области находятся сейчас на первой стадии, так что можно говорить лишь об их предварительных результатах. Пока нет законченных, осмысленных case study в этой сфере. На данный момент не существует описания какой-либо эффективной модели продолжения образовательного процесса в социальных сетях, четких методик и педагогических рекомендаций с возможностью их тиражирования в других учебных заведениях. Но именно в этом направлении движется большинство западных исследователей проблемы. Тем не менее, существует возможность взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Например, если рассматривать социальные сети не как часть образовательного процесса, обсуждая различные варианты увеличения интенсивности обучения, а как способ выхода за рамки аудиторий и привычных методик и потенциал расширения образовательного пространства до пределов обыденной жизни человека.
Раскрывая возможности расширения образовательного пространства, современная наука вводит понятие образовательной среды – университета, школы, тренинга и т.д. Образовательная среда – это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. Отечественные ученые, когда говорят об образовательной среде, обычно стереотипически воспроизводят пример Царскосельского лицея, выпускником которого был А. С. Пушкин, а также целая плеяда блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности. Наиболее ярким современным примером является Гарвардский университет, образовательная среда которого взрастила наибольшее количество долларовых миллиардеров, и в рамках которой, кстати, появилась крупнейшая мировая социальная сеть – Facebook.
В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса, например, для Массачусетского технологического института – предпринимательская активность) факторы.
Образование все больше происходит не в аудитории, где профессор читает определенную лекцию, а после аудиторных занятий или даже параллельно, например, в Твиттер-ленте или на стене образовательного сообщества на VK.com. Если ранее, говоря об образовательной среде, имели в виду совокупность факторов реальной действительности – от лужаек в кампусе до обучения по конкретным образовательным программам, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием. Событие встречи подразумевает одновременное присутствие в каком-либо пространстве, совпадение пространственно-временного континуума. Именно представления о том, что социальные сети обладают иными пространственно-временными характеристиками, чем реальная действительность, а также явное доминирование социальных сетей в структуре коммуникации у современной молодежи наталкивает нас на мысль о необходимости формирования виртуальных образовательных сред с использованием функционала социальных сетей.
Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием настолько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информационным шумом от познания, т.е. целенаправленной деятельности по получению нового знания. И именно решение этой задачи будет являться методологической базой для снятия проблемы формирования конкретных методических рекомендаций по внедрению социальных медиа в образовательный процесс.
Современные исследования в области влияния социальных сетей на образовательный процесс и возможного их использования в нем идут в направлении разработки конкретных методических рекомендаций. Восприятие социальных сетей как принципиально иного способа познания, основанного на выводах об уникальной форме бытия в социальных медиа, наталкивает нас на мысль о возможности их рассмотрения в более широком контексте – прежде всего, как новой среды для научного поиска и образовательного процесса, обладающей рядом преимуществ перед оффлайн-средой. Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов и школьников, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.










Воробьёва Г.А., учитель французского и английского языков МБОУ СОШ №8ЩМР МО



Рисунок 115