Презентация к статье Проблемная ситуация как метод активизации познавательной деятельности


Проблемная ситуация как метод активизации познавательной деятельностиШахова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 32» г. о. Тольятти Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:анализировать свои действия;самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;отличаться мобильностью;быть способными к сотрудничеству;обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:мобилизация целеполагание осознание недостаточности имеющихся знаний коммуникация взаимопроверка, взаимоконтрольрефлексия Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно-диалогический урок Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов: 1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т. п. 2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. 3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. 4-й шаг. Планирование решений.во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания;в-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы.  ПобуждающийПодводящийСтруктуравопросы или побудительные предложения, провоцирующие мысль ученикасистема посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мыслиПризнакискачок к неизвестному, догадкапереживание учеником 6роска,рискавозможны неожиданные ответы детейможет быть прекращен с появлением нужной и мысли ученикапошаговый ход, жесткое ведение мысли детей, последний вопрос - на обобщениепереживание учеником открытия в итогепочти не возможны неожиданные ответы не может быть прекращен, идет до концаСравнительная характеристика побуждающего и подводящего диалогов: Урок русского языка по теме “Формы слова”.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикПостановка учебной проблемыЗапишите слова 1 и 2 столбиков:Земля земляной,Земле приземлиться,Земли земледелец,О земле подземный.По какому принципу подобраны слова в столбиках?   Это всё однокоренные слова, но разные части речивыдвижение гипотезы  Давайте проверим, определим части речи.Но во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент).Подумаем ещё…В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза)Разное строение слов(1 вывод)Подводящий к теме диалогПроверим, разберите слова по составу.Что получилось?У них разное строениеВ первом столбике меняется только окончание, во втором –изменяются суффиксы, приставки {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Подводящий к теме диалогИзменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось?А во втором?Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж.Меняется и строение, и значение слова. (2 вывод.)Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)Формулировка темыИтак, над какой темой мы будем работать сегодня?Однокоренные слова и формы слов.Воспроизведение   Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикСоздание проблемной ситуации– Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммыРаспевать песни – петьСбежать вниз – бегПредлОгать дружбу – предлогПобуждение к осознанию противоречия   Побуждение к проблеме – Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?– Как мы проверяли слова?– Применимо ли это правило в последнем случае?– Чем же мы будем сегодня заниматься?– Здесь написано предлАгать.Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.– Безударную гласную ставили под ударение.– Нет– Изучать новое правило о правописании безударных гласных. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Побуждение к гипотезе Побуждение к проверке– Найти нужное правило нам помогут слова на доске.– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?– Как это можно проверить?– Выполняйте.– Сформулируйте правилоРазложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.– Распределить в два столбика.– Подобрать ещё примеры.– В корнях -лаг/лож- ….Задание на формулирование темы– Какую же тему мы сегодня изучили?– Так… ещё какие варианты?– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника– Оформите правило графически в схеме.– Правописание безударных гласных О, А– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-   5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» 6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Прием «Яркое пятно» Путём сбора ассоциаций (музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников), которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебная ситуацияМотивирующий приёмИ.А. Бунин “Детство”Л.Н. Толстой “Детство”Рисунок “Детство” Ассоциативный ряд со словом “детство”В.И. Белов “Скворцы”“Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку”. “Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной”Вопрос: – Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом). Прием «Предъявление противоречивых точек зрения»Полемика как метод разрешения проблем, встающих перед учащимися. Предъявление противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает эмоциональный отклик в душах учащихся и является очень эффективным на уроке. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПроизведениеВопросВысказыванияФ.М. Достоевский “Преступление и наказание”Что спасет мир?По мнению Ф. М. Достоевского, красота спасет мир;Л. Н. Толстой считает, что целомудренная женщина;В Библии говорится, что мир спасет Любовь. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}И. А. Куприн “Гранатовый браслет”,Какой должна быть любовь? Чувства Желткова – это большая любовь или слепой восторг?В. Львов – Рогачевский. “Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна – это подарок новому поколению, это призыв к большой любви”.Д. С. Лихачев. “Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена сумением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям” Принцип сознательного усвоения нового материала{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}устные продуктивные заданияВыполнение задания научным языком в форме:вопроса- задай вопросы по теме урока/раздела в виде взаимного опроса;формулировки- сформулируй тему/пункты плана/главную мысль урока;ответа- на вопрос по проблемной ситуации урока.Выполнение задания научно - популярным языком в форме:вопроса- задай вопросы по теме урока/раздела в виде игры «Пресс – конференция»;формулировки- придумай научно – популярное название уроку;объяснения- объясни тему урока младшим детям (как можно проще, с примерами). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}письменные продуктивные заданияВыполнение задания научным языком в форме:таблицы- представь пункт плана/тему урока/раздел в форме таблицы;символа- представь пункт плана/тему урока в форме символа, схемы;словаря- составьте словарь опорных слов урока/раздела.Выполнение задания образным языком в форме:загадки- придумайте загадку по теме урока;стихотворения- раскройте тему урока в форме стихотворения;сказки- раскройте тему урока/раздела в форме сказки. При системном текстуальном анализе художественные произведения особую значимость приобретают вопросы и задания, имеющие констатирующую часть, т.е. некую информацию, на которую можно опираться при ответах. Сатин не соглашается с Бароном, что старик «шарлатан», и утверждает, что старик знал «правду». В то же время он говорит о «лжи утешительной» и «лжи примиряющей», считая, что старик «врал». К какому из «видов» он относит ложь Луки? В чем же тогда «правда» Луки о человеке? Прием индивидуальной и дифференцированной работы: работа в парах, карточки с разноуровневыми заданиями, самостоятельная работа.Такой метод позволяет развивать логическое мышление учащихся, их речь и совершенствует память. Воспитывает трудолюбие, настойчивость, любознательность. Учащиеся имеют возможность осуществить критический подход к оценке своих возможностей. Уровень АИсследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин из Сан-Франциско»:Беда героев «Господина из Сан-Франциско» не только в том, что они не чувствуют величия и красоты жизни и смерти, а в том, что в их мире действительно значительное превращается в ничтожное, мелкое... а незначительное возводится в неподобающе важный ранг...Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зренияРазноуровневые задания: Уровень БИсследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин из Сан-Франциско»: Бал на корабле, плывущем «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном», завершает рассказ о мире, обреченном на гибель. Но Бунин не только пророчествует конец буржуазной цивилизации, но и по-своему объясняет его судьбу. Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения. Уровень СИсследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин из Сан-Франциско»:То, что сам господин из Сан-Франциско и с ним тысячи ему подобных считали самым нужным, самым прекрасным, и показано писателем как ужасающая скудость и нищета. Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения. Проблемный семинарВ этой модели урока совместная деятельность участников решения проблемы проходит несколько стадий:Постановка и осмысление проблемы. Учитель излагает состояние рассматриваемого вопроса.Генерирование вариантов решения проблемы. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений.Отбор наиболее аргументированных вариантов решений. Критика отобранных решений.Отбор решений, наиболее устойчивых к критике.Продумывание способов реализации отобранных решений.Обсуждение этих способов.Подведение итогов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!