социальный проект СПОРТИВНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР
Муниципальный этап акции «Я – гражданин России»
название социального проекта
СПОРТИВНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР
выполнили отряд волонтеров
при центре здоровья «ПУЛЬС» МОУ СОШ №4
Родники, 2011
Направление проекта
Аннотация к социальному проекту «Спортивный школьный двор». Проект выполнен учащимися 6-8 класса, членами отряда волонтеров «Пульс» в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России». В результате работы над проектом ребята приняли участие в решении злободневных проблем, касающихся ЗООЖ.
Актуальность
Мы, авторы проекта «Спортивный школьный двор» и его исполнители, являемся членами волонтерского отряда при центре здоровья «Пульс» МОУ СОШ №4. Мы не равнодушны к окружающей нас среде, а также к своему здоровью и здоровью окружающих. Нам не безразлично то, что мы видим в микрорайоне Южный и 60-лет Октября: бытовой мусор, среди которого встречаются использованные одноразовые шприцы. В нашей школе нет наркоманов, но это не значит, что не надо вести профилактическую работу. Мы также слышим нецензурную брань, видим подростков с сигаретами и пивом. Нам кажется, что все это происходит от того, что этим подросткам нечем заняться. Мы хотим оборудовать школьный двор как место, где можно проводить свободное время. Территория школы должна стать местом, куда мы привлечем ничем не занятых подростков. Мы хотим вовлечь их в свою деятельность, отвлечь их от пагубных привычек и надеемся на успех. Ведь самое главное – это желание!
Руководитель проекта: Фролова Татьяна Анатольевна
Проблема:
Анализ и наблюдение за жизнью учеников школы показывает, что уровень сформированности ЗОЖ недостаточный, что проявляется в различных правонарушениях и несоблюдении норм и правил здорового образа жизни в обществе.
Идея проекта
Организация в МОУ СОШ №4 волонтерского отряда с целью информационно-просветительской работы и организации массовых занятий спортом жителей микрорайона, а также повышения уровня знания детей о ЗОЖ, попытаться воспитать их в духе заботы о своем здоровье и здоровье окружающих, повысить профессиональный уровень учителей и других работников образования в области ЗОЖ.
Цель проекта:
Создание условий для вовлечения детей и взрослых жителей микрорайона в массовые занятия физкультурой и спортом и воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- создание волонтерского отряда, участвующего в пропаганде здорового образа жизни;- создание условий для совместной деятельности подростков, направленной на формирование здорового образа жизни.
Создание детского сайта «Быть здоровым – это по – взрослому!»
Формирование знаний и умений через организацию самостоятельной практической деятельности учащихся.
Задачи проекта:
• Провести с учащимися серию занятий, убеждающих в том, что соблюдение ЗОЖ - важная компетентность подростка, обеспечивающая его дальнейшую успешную жизнь в обществе.
• Подготовить рекламные материалы, списки литературы, аудио, видео носителей, CD-ROM и ссылки на лучшие Интернет - ресурсы по ЗОЖ для дальнейшего их использования.
• Привлечь к участию в программе лиц, обладающих теоретическими знаниями в области ЗОЖ (педагоги, врачи и т.д.)
• Предоставить возможность в ходе реализации проекта подросткам задать вопросы и получить ответы специалистов о ЗОЖ в России.
• Подготовить и издать рекламные материалы и методическое пособие, содержащее курс занятий, практические задания, информацию об учреждениях Ивановской области, способствующих реализации ЗОЖ.
Повышение правового и гражданского самосознания детей.
Расширение представлений о своих правах и путях их защиты.
Умение действовать в рамках закона, в случае нарушения прав.
Краткое содержание проекта:
Предлагаемая инициатива направлена на повышение эффективности муниципальной социальной политики в интересах детей города Родники и включает в себя работу волонтерского отряда при центре здоровья «Пульс» МОУ СОШ №4 и создание спортивного школьного двора.
Основные мероприятия:
Создание детской партнерской группы поддержки проекта, подготовка и проведение акции «Спортивный школьный двор», создание информационно-просветительских ресурсов по ЗОЖ, освещение инициативы в средствах массовой информации.
География проекта:
город Родники Ивановской области
Партнеры:
- ДЮСШ г. Родники
- МОУ СОШ №4
Руководитель проекта:
Фролова Татьяна Анатольевна
Организаторы и координаторы проекта:
Вышкина Н.Н. – учитель школы
Дутова С.Ю. - школьная медсестра
Деятельность по проекту предусматривает:
4. Подготовку для участников проекта: списка литературы и ссылок на лучшие Интернет - ресурсы по ЗОЖ.
5. Подготовку рекламной продукции по ЗОЖ: буклетов, закладок, памяток и т.п.
6. Проведение семинаров для каждой целевой группы детей (6-7классы, 8-9классы).
7. В каждом из семинаров даются основные понятия по теме; обсуждаются соответствующие правовые документы; ведется работа с научно-популярной и художественной литературой; выполняются практические задания; даются задания на дом. Используются игровые формы (деловая игра, пресс-конференция и т.д.). На семинарах организуется работа с ресурсами Интернет.
8. Организация "обратной связи" участников проекта с профессиональными юристами, преподавателями, врачами. Вопросы можно сдавать во время семинаров или оставлять в Центре здоровья в специальной тетради. Заранее заданные вопросы помогут специалистам подготовить подробные аргументированные ответы на вопросы.
9. Подготовка и проведение конкурса рисунков «Я выбираю жизнь».
11. Проведение районного дистанционного конкурса «Я выбираю жизнь».
Для кого осуществляется проект:
Группа, для которой осуществляется проект Количество человек
Подростки 12-17 лет, проживающие в микрорайоне «Южный», ученики МОУ СОШ №4, воспитанники соцприюта. 50 человек
Перспективы развития проекта:
Проект нашего волонтерского отряда выполняется путём последовательного осуществления следующих этапов.
1 этап. Формулирование названия проекта и его цели.
Учащиеся обсуждают тему (цель проекта).
выбор темы проекта, его названия и цели
2 этап. Планирование работы и формирование задач, которые следует решить для достижения цели проекта.
Задача 1.
Организация знакомства с материалами СМИ, библиотечным фондом на заданную тему, Интернет-ресурсами.
Задача 2.
Составить план «Спортивный школьный двор»
Задача 3.
Составить эскиз проекта (буклет), создать презентацию, применяя информационные технологии (Microsoft Power Point). работа временных творческих групп
3 этап Работа во временных творческих группах. Сбор и систематизация материала.
Задача 1.
Сбор материала по ЗОЖ, систематизирование его.
Задача 2.
Ознакомление с правилами оборудования Школьного спортивного двора
Задача 3.
Выход на общешкольный совет, заключение договора со специалистами из числа родителей, утверждение сметы проекта.
Задача 4.
Организация и участие учащихся в занимательных конкурсах, тематических вечерах. 4 этап. Работы по благоустройству ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ДВОРА.
На основе записей в рабочих тетрадях и проектных дневниках творческих групп создаётся классный дневник, в котором подробно описывается деятельность учащихся на протяжении выполнения проекта.
2. Организация и участие в общешкольном конкурсе классных проектов «Школьный спортивный двор»
5 этап Оценка достижений намеченных результатов.
Подведение итогов, формулирование выводов и составление проектного буклета, презентации. В соответствии с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», необходимо считать основными направлениями региональной системы образования по сохранению здоровья и формированию навыков здорового образа жизни школьников:
- сокращение потребление алкоголя и табака:
- создание школьных Центров здоровья;
- развитие материально-технической базы учреждений для обеспечения условий по комплексному оздоровлению и формированию навыков здорового образа жизни.
- расширение практики проведения в субботние дни Дней здоровья, межшкольных мероприятий по формированию здорового образа жизни, организацию занятий групп здоровья, спортивных соревнований, акций по профилактике вредных привычек;- развитие детско-юношеского спорта по месту учебы на основе эффективного использования инфраструктуры образовательных учреждений.развивать формы социально значимого досуга, направленного на формирование здорового образа жизни: проведение фестивалей, конкурсов, профилактических операций, соревнований и других массовых мероприятий; Работа ведется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие общего образования Ивановской области » и включает в себя пропаганду здорового питания, профилактики употребления пива, алкоголя, табакокурения, наркомании, борьбы со СПИДом.
Краткое описание проекта
Визитная карточка команды авторов и исполнителей проекта
Так как мы являемся членами отряда волонтеров МОУ СОШ №4, то расскажем кратко о его деятельности. Отряд существует с 1 сентября 2010 году. Руководителями его являются наши учителя Фролова Татьяна Анатольевна и Вышкина Наталья Николаевна. В отряд входят не только старшеклассники, мы вовлекаем в него младших школьников. Нашими помощниками являются учителя и наши родители: они помогают нам во всех наших делах. Нас объединяет то, что мы не равнодушны к состоянию окружающей среды, а также к своему здоровью и здоровью окружающих. Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях по здоровьесбережению (акции, конкурсы, турниры, семинары, конференции). В течение 3лет мы планируем реализовать проект «Школьный двор – площадка здоровья», в рамках которого убираем и обустраиваем территории школы, К этой акции мы готовимся в течение года, планируем, кого будем привлекать к сотрудничеству. У нас есть опыт общения с учащимися других школ, а также с представителями различных организаций.
Список участников:
учащиеся 11 класса
учащиеся 8 класса
учащиеся 6 класса
Описание проекта
В 2010 году наша школа стала победителем «», 15 учеников школы в июле 2010 года стали участниками профильной смены для команд школ-победителей областного конкурса «Школа здорового образа жизни» в лагере «Озерном»;В школе у нас есть помещение для работы: это Центр здоровья, 2 спортивных зала, тренажерный зал. Мы можем работать в Центре здоровья, но собирать детей из других школ в этом кабинете неудобно. Тем более, собираться вместе возможно либо вечером, либо в выходные дни. Но для начала необходимо выяснить конкретно, кому нужна помощь (мы только знаем, что такие подростки есть). В микрорайоне много семей, проживающих в «малосемейках», общежитии, обстановка в которых неблагополучная. Это рассадники наркотиков. В школе обучаются дети, проживающие в соцприюте, оставшиеся по разным причинам без родителей или попавшие в сложную жизненную ситуацию. В микрорайоне есть клуб «Классик» Но этот центр затягивают подростков в основном ночью и за деньги. Никаким нравственным воспитанием в нем не занимаются, там подростки курят сигареты, употребляют спиртные напитки, а также, возможно, могут приобрести наркотики. Мы хотим создать такое место, где подростки могли бы пообщаться с нами, попить чай, бесплатно могли бы посмотреть наши фотографии, фильмы, а их у нас очень много. Мы можем предложить им компьютерные программы по здоровьесбережению. Мы собираемся сами пройти обучение в Центре СПИД по проведению профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков, а потом проводить эту работу самостоятельно. Мы хотим привлечь сотрудников Центра к совместной работе: нам нужны информационные материалы, методические пособия для распространения и демонстрации, нам нужна помощь в проведении тренингов среди подростков и акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Мы сами можем организовывать конкурсы, турниры и праздники для детей. У нас есть школьный сайт, пока мы помещаем туда свои новости. Нам хотелось бы, чтобы сайт центра здоровья был создан и заработал, то есть мы могли бы общаться через него с подростками на волнующие нас темы. Для этого школа предоставила нам компьютер. С помощью него мы могли можем создавать и распечатывать информационные листовки, буклеты для жителей микрорайона. Мы уже умеем это делать. С помощью компьютера можно демонстрировать наши фото- и видеоматериалы. Необходим телевизор и видеомагнитофон для просмотра видеоматериалов. Кроме клубной деятельности мы планируем провести в апреле 2011. акцию под тем же названием «Мы выбираем жизнь». Такую акцию районного масштаба мы уже проводили в апреле 2009 года. Нам она показалась эффективной, так как в ней приняли участие много детей почти из всех школ Родниковского района, а также молодежь и взрослые. Они высказали свою заинтересованность. Мы услышали настоящую исповедь бывшего наркомана, которая особенно впечатлила присутствующих. Нам кажется, что проблему здорового образа жизни подростков можно решать, если втягивать их в совместную деятельность. Весной мы планируем организовать акцию по уборке и благоустройству территории школы. Для этого нам понадобится наш энтузиазм, инструменты, лесоматериал для изготовления скамеек и автотранспорт для вывоза мусора. С автотранспортом нам поможет ЖКХ, партнер нашей школы.. Те, кто присоединится к нам в течение первого полугодия, смогут поехать в экспедицию.
Организации-партнеры
Нам во всех наших делах помогает администрация нашей школы, партнеры (например, Специализированное автотранспортное предприятие, компьютерная фирма «Спект» и др.), наши родители. Мы договорились с Центром ДАР о том, что они будут нам помогать в нашей деятельности. Нам потребуется поддержка ЖКХ во время проведения субботников (помощь в изготовлении скамеек из приобретенного нами пиломатериала). При проведении акции «Мы выбираем жизнь!» нам потребуется поддержка администрации и управления образования района. Управление образования будет оказывать поддержку при проведении различных конкурсов и интеллектуальных турниров в масштабе района. А вообще для реализации намеченных нами дел мы будем привлекать учащихся нашей школы и других школ города.
Результаты
Мы считаем, что главный результат – это оборудованный нами клуб, в котором могли бы общаться подростки, проживающие в городе.. Это отвлекло бы их от безделья и пагубных привычек. Совместная деятельность по уборке и благоустройству прилегающей территории, проведение совместных праздников, конкурсов, турниров, акций должны повлиять на мировоззрение этих подростков. Возможно, у нас в районе уменьшится количество пьющих и курящих подростков, а также малолетних токсикоманов и наркоманов. Возможно, они больше будут заинтересованы в жизни. Мы не сможем справиться со сложившейся ситуацией вообще, но сможем помочь тем, кому некуда пойти, у кого нет интересов кроме улицы и вредных привычек.
Совместная деятельность, направленная на благо других, еще больше сплотит нас (ведь сплотили же экспедиции наших старших товарищей по клубу, они сейчас являются нашими наставниками). У нас повысится ответственность за судьбу других подростков. Мы думаем, что тоже долгое время после окончания школы будем оставаться верными членами клуба. Во время реализации проекта нам придется вступать в переговоры с разными взрослыми, нам придется выполнять разную работу, интересную, но трудную. Поэтому нам надо будет быть упорными, чтобы достичь запланированных результатов.
Мы научимся работать в команде с другими подростками, не членами нашего отряда волонтеров, с разными взрослыми, нести ответственность за начатое дело, ответственность за судьбу других подростков.
Календарный план реализации проекта
Месяц и год Что будет сделано? Для кого? Кто примет участие?
2011-2012уч. год формирование отряда волонтеров и подготовка их к ведению просветительской работы по формированию ЗОЖ;
работа отряда волонтеров в школе
и иных организациях.
2011 2012 уч. год
Сентябрь Социологический опрос подростков микрорайона, взрослого населения с целью выявления конкретных проблем. Обучение в Центре СПИД по программе «Равный обучает равного», ремонт помещения центра здоровья Для подростков микрорайона Участники проекта, персонал Центра ДАР
Октябрь Уборка и благоустройство территории школы Оборудование помещения центра здоровья, изготовление информационных листовок о будущей деятельности отряда волонтеров, открытие центра Для подростков микрорайона, учителей, родителей, представителей администрации района, управления образования района, города. Участники проекта, партнеры школы и наши партнеры.
Ноябрь Проведение тренингов, акции «Я выбираю жизнь», выпуск информационных листовок, создание на сайте школы странички для общения. Для подростков микрорайона Участники проекта, Центр ДАР, управление образования района
Декабрь создание странички на сайте школы по освещению вопросов здорового образа жизни;Проведение Новогодних праздников, конкурс новогодних рисунков и газет Для детей из приюта Участники проекта, творческое объединение «Мы показываем сказку»
2012год
Январь Зимняя прогулка во время зимних каникул. Подготовка к проведению дебатов на тему «Жизнь без вредных привычек: да или нет?», разработка положения, выпуск информационных листков Для подростков, членов волонтерского отряда, жителей микрорайона Участники проекта, ученики школы
Февраль Проведение дебатов, выпуск информационных листков Для жителей микрорайона Участники проекта, учителя и учащиеся школы
Март Разработка и подготовка акции «Мы выбираем жизнь!» Для жителей микрорайона Участники проекта, представители Центра ДАР, администрации района, управлений образования района, города.
Апрель участие в областном форуме «Здоровое поколение» Уборка прилегающей к школе территории, посадка зеленых насаждений в районе парковой зоны микрорайона.
Проведение акции «Мы выбираем жизнь!» на площадке у школы Для жителей микрорайона, учащихся школ района Участники проекта,
Май Мероприятие, посвященное Дню Победы, концерт для ветеранов, оказание волонтерской помощи Для ветеранов войны, жителей микрорайона Участники проекта, члены отряда волонтеров
июнь организация летней оздоровительной компании «За здоровый образ жизни!»
Результаты личностного развития участников проекта
• Навыки: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, общаться с другими, решать проблемы. Эти навыки помогают детям понять, что соблюдение ЗОЖ — это путь к улучшению их собственной жизни и жизни окружающих.
• Знания: знание того, что существуют документы по ЗОЖ; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы. Это также знание последствий нарушений ЗОЖ.
• Установки: убежденность в том, что навыки ЗОЖ важны, что здоровье необходимо беречь всем людям от рождения, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше, если только постараемся. Такое понимание способствует морально-нравственному развитию детей и подготавливает их к позитивному участию в жизни общества.
Прямые продукты деятельности:
• Подготовка методических материалов для дальнейшего использования в других школах после окончания проекта;
• Оборудованный спортивный школьный двор;
• Информационный справочник по вопросам ЗОЖ, с полезными советами и рекомендациями.
Вывод:
Проект будет способствовать расширению знаний подростков, о ЗОЖ, ученики школы станут более информированными и компетентными в различных областях ЗОЖ, что позволит им быть более успешными в самостоятельной жизни.