Урок русского языка по теме Закрепляем, тренируемся в правильном письме ( 4 класс)
Конспект урока русского языка в 4б классе.
Тема: Закрепляем, тренируемся в правильном письме.
- Мы начинаем урок русского языка. Я прошу вас открыть рабочие тетради, записать число, классная работа.
- Тема нашего урока «Закрепляем, тренируемся в правильном письме».
Сегодня мы вновь поговорим об одной из изученных частей речи. Какой части речи мы посвятим урок, вы узнаете, прослушав моё стихотворение.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Давайте, вместе определим, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? - Скажите, а для чего нужны имена прилагательные?
- Действительно, имена прилагательные делают нашу речь выразительной, яркой, богатой, эмоциональной. Они помогают создавать образы, предают чувства, переживания, характер героев.
1. Орфографический диктант.
- С помощью имён прилагательных я буду описывать предметы, а вы попробуете угадать их. Отгадки будете записывать в тетрадь. Не забывайте об орфографии.
- Сладкий, красный, сочный, сахарный. (арбуз)
- Маленькая, серенькая, шустрая. (мышь)
- Садовый, душистый, красивый. (цветок)
- Оранжевая, сладкая, полезная. (морковь)
- Наручные, настенные, точные. (часы)
- Серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
- Чистая, прозрачная, родниковая. (вода)
- Родная, плодородная, чёрная. (земля)
- Мамина, красивая, блестящая. (брошь)
- На какие 3 группы можно разбить эти слова? Какое слово будет лишним?
- Ещё одно слово я хочу вам описать.
- Верный, близкий, надёжный. (друг)
- Какое бы определение вы дали слову «друг»?
- Я попросила ребят найти определения слов «друг», «дружба» в разных толковых словарях.
2. Работа со словарём.
Из словаря С. Ожегова: ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Из словаря В.Даля: Друг - Близкий человек, приятель, хороший знакомый.
Из словаря Д. Ушакова: ДРУГ - Близкий приятель, лицо, связанное с кем-нибудь дружбой (применяется и по отношению к женщинам).
3. Работа в парах. Обобщение изученного материала об имени прилагательном.
- В словаре В.Даля есть ещё одно определение слову друг: ДРУГ - такой же, равный, ближний, всякий человек другому.
- Бывают близкие друзья, их не так много у человека, а ещё бывают люди, с которыми нам приходится жить, работать, учиться, общаться. Недаром есть такое выражение «друг с другом», то есть вместе.
- Следующее задание вы выполните вместе со своим соседом по парте. Вспомним всё, что знаем об имени прилагательном, вставьте пропуски в тексте.
Имя прилагательное – это __________________,
которая обозначает________________________ и отвечает на вопросы: __________, _________, __________, __________.
Имена прилагательные изменяются по ___________, _____________ и __________. В предложении являются ___________________________.
Проверка.
4. Склонение словосочетаний.
- Как вы думаете, а у имён прилагательных есть друзья? Какая часть речи и почему? Просклоняйте словосочетания:
1 ряд – надёжный друг
2 ряд – близкая подруга
3 ряд – общее дело
- Как вы будете проверять окончание имён существительных? Имён прилагательных?
- Определите род словосочетаний, определите, на какой согласный оканчивается основа прилагательных.
- В каком падеже окончание является орфограммой?
Проверка.
5. Зарядка для глаз.
6. Письмо с комментированием.
- Как вы думаете, дружить можно только с человеком? Как вы понимаете смысл такого предложения «Петя Смирнов не дружил с русским языком»?
Проверим, дружите ли вы с русским языком. Вставьте безударные окончания, обозначьте падеж.
(В чём? где?) В летн лагер, (чему?) весёл зате, (чего?) крепк здоровья, (кого?) лучш подругу, (чему?) нов дню, (с чем?) с мил улыбкой, (в чём? где?) в любим школ.
7. Работа с пословицами.
- О дружбе, друзьях в русском языке много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки знаете вы?
- Прочитайте и объясните значение пословиц.
Дружба крпка не лест?ю, а правдой и чест?ю.
Без бды друга (не) узнаешь.
Знал друка в радос?ти, (не) оставляй и в беде.
Плхой друг подобен тен: только в светлые дни его и видишь.
Дружба дружб рознь, иную хоть брось.
- Вставьте, пожалуйста, пропущенные орфограммы.
8. Подведение итогов урока.
- О какой части речи вспоминали? Что запомнилось?
- Вернёмся к задачам нашего урока, всё ли удалось выполнить?
- Мы продолжим знакомиться с именем прилагательным, ведь это важная и нужная часть речи.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
- Я, надеюсь, что вы будете всегда дружить с русским языком, а ещё пусть в вашей жизни будут верные друзья, такие, как есть у меня.
Друзей не выбирают – их встречают,Их берегут – им жизни отдают.И с ними время интересней пролетает,И с ними – радость, счастье и уют.Когда грущу – они мне помогают,Уеду далеко – приходят письма мне.Они страдают за меня, переживают –Моих друзей верней нет на Земле!
Заголовок 215