Рабочая программа по естествознанию для 6 класса специальное (коррекционное) обучение VIII вид
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 1 г. Слюдянки Иркутской области
409130522565«Утверждено»
Директор МБОУ ООШ №1
__________ ____________
Ф.И.О.
Приказ № _____ от«_____» _______________ 2013 г.
00«Утверждено»
Директор МБОУ ООШ №1
__________ ____________
Ф.И.О.
Приказ № _____ от«_____» _______________ 2013 г.
47307520349«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ ООШ№1
__________ __________
Ф.И.О.
«_____» _______________ 2013 г.
00«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ ООШ№1
__________ __________
Ф.И.О.
«_____» _______________ 2013 г.
Рабочая программа
по естествознанию
для 6 класса
специальное (коррекционное) обучение VIII вид
Учитель Белоусова Кристина Андреевна
Рабочая программа составлена на основе
Программы для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством науки и образования РФ, Сборник1, М.: ВЛАДОС, 2011г.
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Руководитель МО КРО ______________ подпись
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовая база преподаваемого предмета
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29. 12. 2001 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Учебного плана МБОУ ООШ №1 на 2013 – 2014 учебный год;
Распоряжения Министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» №920-мр от 12. 08. 11 г.
Письма Минобразования РФ от 03. 04. 2003 г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Знакомство с неживой природой дает детям сведения, необходимые для наблюдений за растениями и животными, т. е. подготавливает ту базу знаний, которая необходима для изучения в последующем курса «Растения», «Животные» и «Человек».
На изучение курса «Неживая природа» в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Программа
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 специальном (коррекционном) классе разработано на основе Программы для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством науки и образования РФ, Сборник1, М.:ВЛАДОС, 2011г.
Содержание учебной программы
I раздел – «Введение». Прежде чем изучать элементы неживой природы, нужно дать понятия живой и неживой природы, заинтересовать детей в изучении – для чего нужно изучать «неживую природу».
II раздел – «Вода». При изучении раздела обучающиеся должны ознакомиться со свойствами воды, простейшими растворимыми и нерастворимыми веществами, водными растворами, часто встречающимися в природе и используемыми в быту, получить некоторые сведения о состоянии воды в природе, о температуре воды и ее изменении.
III раздел – «Воздух». В этом разделе включены сведения об основных физических свойствах воздуха (воздух занимает место, при сжатии становится упругим, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении) и использование их в быту и технике. При изучении состава воздуха обучающиеся знакомятся со свойствами кислорода – поддерживать, и углекислого газа не поддерживать горение, с применением кислорода в медицине, а углекислого газа при тушении пожаров, узнают, какую роль играют эти газы в процессе дыхания человека и животных. Относительно азота можно ограничиться сообщением о том, что этого газа в воздухе содержится гораздо больше, чем любого другого.
IV раздел – «Полезные ископаемые». Полезные ископаемые в программе разделены на группы по признаку их основного использования следующим образом:
полезные ископаемые, используемые в качестве строительного материала;
горючие полезные ископаемые;
полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений;
металлические руды.
Обучающиеся с помощью образцов знакомятся с их внешним видом, основными физическими свойствами и применением в народном хозяйстве.
При ознакомлении школьников с нефтью и металлическими рудами учитель сообщает и об их основных производных (бензин, керосин, черные и цветные металлы).
V раздел – «Почва». В данном разделе школьники знакомятся с составом почвы, с минеральной и органической частями почвы, с различием почв по цвету и по механическому составу для определения их типа, с водными составами песчаных и глинистых почв.
Цель обучения: формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
формирование и развитие элементарных представлений и понятий об основных свойствах воды, воздуха, почвы и полезных ископаемых;
учить применять в жизни и быту полученные знания, умения и навыки;
развитие психических процессов: мышления, речи, памяти, восприятия и т. д.;
совершенствование теоретической и практической учебной деятельности (наблюдение, распознавание, обобщение, самоконтроль, работа с лабораторным оборудованием)
нравственно - экологическое воспитание учащихся при изучении предмета.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную (элементарную) обработку почвы на пришкольном участке.
Учащиеся должны знать:
отличительные (ярко-выраженные) признаки твердых тел, жидкостей и газов;
отличительные признаки (ярко-выраженные) основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло (с обязательной демонстрацией опытов).
Контроль знаний учащихся осуществляется в форме тестов, практических и самостоятельных работ.
Изменения, внесенные в программу:
I раздел – Введение – изменения отсутствуют.II раздел – Вода – добавлен 1 час, т. к. имеется необходимость тщательного наблюдения за изучаемыми объектами в силу недостатков умственного развития обучающихся.III раздел – Воздух – изменения отсутствуют.IV раздел – Полезные ископаемые – сокращение на 2 часа в результате объединения тем, относящихся к группе по признаку основного использования полезных ископаемых .V раздел – Почва – добавлено 6 часов для более доступного усвоения учебного материала посредством включения в уроки несложных практических работ и опытов.Перечень учебно – методических средств обучения:
А. И. Никишов. Биология. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2013;
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников: Кн. для учителя .–М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.
Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 352 с. Агеева И.Д.;
100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2005. – 480 с. Непомнящий Н.Н.;
Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.
Акимушкин И. И. Занимательная биология. М.: Изд-во Русич,1999 г.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п Наименование раздела и тем Кол-во часов Плановые
сроки
прохождения Примечание
I Введение (2 ч.)
1 Для чего изучают природу.
Неживая и живая природа. 1 03.09. 2 Твердые тела, жидкости и газы. 1 06.09. II Вода (16 ч.)
3 Вода в природе. 1 10.09. 4 Вода – жидкость. 1 13.09. 5 Температура воды и её изменение. Практическая работа: «Измерение температуры воды». 1 17.09. 6 Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. 1 20.09. 7 Изменение состояния воды при замерзании. 1 24.09. 8 Лед – твердое тело. 1 27.09. 9 Превращение воды в пар. 1 01.10. 10 Кипение воды. 1 04.10. 11 Три состояния воды в природе. 1 08.10 12 Вода – растворитель. 1 11.10. 13 Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. 1 15.10. 14 Нерастворимые в воде вещества. 1 18.10. 15 Чистая и мутная вода. 1 22.10. 16 Питьевая вода. 1 25.10. 17 Использование воды в промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. 1 29.10. 18 Что мы узнали о воде. Повторительно-обобщающий урок по теме «Вода» 1 01.11. III Воздух (14 ч.)
19 Воздух в природе. 1 12.11. 20 Воздух занимает место. 1 15.11. 21 Воздух сжимаем и упруг. 1 19.11. 22 Воздух плохой проводник тепла. 1 22.11. 23 Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. 1 26.11. 24 Теплый воздух легче холодного. 1 29.11. 25 Движение воздуха в природе. 1 03.12. 26 Состав воздуха. 1 06.12. 27 Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. 1 10.12. 28 Углекислый газ. 1 13.12. 29 Применение углекислого газа. 1 17.12. 30 Значение воздуха. 1 20.12. 31 Чистый и загрязненный воздух. 1 24.12. 32 Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе. Повторительно-обобщающий урок по теме «Воздух». 1 27.12. IV Полезные ископаемые (20 ч.)
33 Что такое полезные ископаемые. 1 14.01. 34 Полезные ископаемые, используемые в строительстве. 1 17.01. 35 Гранит 1 21.01. 36 Известняк. 1 24.01. 37 Песок и глина. 1 28.01. 38 Горючие полезные ископаемые. 1 31.01. 39 Торф. 1 04.02. 40 Каменный уголь. 1 07.02. 41 Нефть. 1 11.02. 42 Природный газ. 1 14.02. 43 Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. 1 18.02. 44 Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. 1 21.02. 45 Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. 1 25.02. 46 Железные руды. 1 28.02. 47 Черные металлы. Чугун 1 04.03. 48 Сталь. 1 07.03. 49 Медная и алюминиевая руды. Алюминий. 1 11.03. 50 Медь и олово. 1 14.03. 51 Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов» 1 18.03. 52 Что мы узнали о полезных ископаемых. Повторительно-обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые» 1 21.03. V Почва (16 ч.)
53 Что называют почвой. 1 01.04. 54 Состав почвы. 1 04.04. 55 Перегной - органическая часть почвы. 1 08.04. 56 Песок и глина – минеральная часть почвы. 1 11.04. 57 Минеральные соли в почве. 1 15.04. 58 Различие почв по их составу. 1 18.04. 59 Практическая работа: «Различие песчаных и глинистых почв» 1 22.04. 60 Как проходит вода в разные почвы. 1 25.04. 61 Испарение воды из почвы. 1 29.04. 62 Весенняя (предпосевная) обработка почвы. 1 02.05. 63 Осенняя (основная) обработка почвы. 1 06.05. 64 Практическая работа: «Обработка почвы на школьном участке». 1 13.05. 65 Охрана почвы. 1 16.05. 66 Что мы узнали о почве. 1 20.05. 67 Повторительно-обобщающий урок по теме «Почва». 1 23.05. 68 Повторение. 1 27.05.