Методические основы поурочного планирования

Методические основы поурочного планирования

Все документы планирования можно разделить на две группы: государственные документы и документы, которые создаются мастером производственного обучения (преподавателем).
Государственные документы планирования [35]:
учебный план, который предопределяет количество часов, отведенных на предмет «Охрана труда»;
учебные программы (для занятий в мастерских и на производстве).
Сегодня уже понятно, что не могут учиться по единой программе
учащиеся разных регионов Украины и даже разных районов одной области. Коррективы в программу имеют право вносить по решению заседания своей предметной комиссии (кафедры) в каждом училище. Программа должна отвечать социальным и бытовым условиям ее реализации. При этом исключительное внимание уделяется профессиональной направленности и требованиям рынка труда.
Программа должна четко определять уровень усвоения учебного материала (умение, навыки, умение высшего порядка) в зависимости от его значения для будущей профессии.
Проектируя конкретные шаги на этом пути, следует отталкиваться от общепризнанного сегодня положения, которое гласит, что учебный процесс - это единство двух неразрывно связанных между собою основных видов деятельности: обучающей деятельности мастера (преподавателя) и осознанной активной учебной деятельности учащихся.
Учебные программы постоянно усовершенствуются, периодически изменяются.
Самыми важными причинами их усовершенствования являются:
значительное улучшение материальной базы, внедрение в учебный процесс достижений научно-технического прогресса и передового опыта;
подъем образовательного уровня мастера (преподавателя), уровня подготовленности учащихся;
постановка обществом новых задач относительно профессиональной подготовки, которые требуют поиска новых средств и форм работы.
Документы планирования, которые создаются мастером производственного обучения (преподавателем):
годовая учебная рабочая программа и учебный план;
рабочий перечень работ по семестрам;
тематический план по семестрам;
план урока и конспект на урок (например, по курсу «Охрана труда») (Приложение Б).
Рабочая программа производственного обучения и производственной практики состоит и утверждается комиссией соответствующей предметной комиссии (кафедры). В ней отмечаются темы занятий в целесообразной логической последовательности выполнения технологий. Каждая тема содержит короткое содержание обучение учащихся.
На основе рабочей программы разрабатываются учебный план работы в мастерских и на производственной практике. Напротив каждой темы указывается количество часов необходимых для усвоения знаний, навыков, умений учащимися соответствующей группы.
Каждый мастер производственного обучения (преподаватель) разрабатывает собственный перечень работ для обучения учащихся в мастерских и производственной практике на основе рабочей программы и плана. Перечень содержит такое же наименование работ, как и в программе с указаниями количества часов занятий и распределением их по семестрам.
Учебный план работы мастера является приложением к перечню работ. В нем основные темы занятий разбиваются на подтемы и конкретные темы уроков. Соответственно теме или подтеме отводится количество часов уроков. Учебный план работы мастера производственного обучения (преподавателя) и является поурочным планированием.
Поурочный план уроков мастера (преподавателя) для обучения учащихся в мастерских отличается от поурочного плана для обучения на производстве количеством часов, которые запланированы на уроке и степенью самостоятельности обучение учащихся. В мастерских ПТУЗ уроки проводятся по шесть часов, а на производстве по семь. Поурочное планирование для занятий в производственной мастерской предназначено для обучения учащихся соответствующим технологическим процессам и следующим выполнениям упражнений ими для закрепления знаний, умений. Планирование уроков для обучения на производстве предусматривает самостоятельное выполнение упражнений учащимися усвоенных технологий для отработки навыков по отобранной профессии.
На основе поурочного планирования разрабатываются план урока производственного обучения.
План урока и конспект урока - это самые конкретные планы работы мастера (преподавателя). Они принадлежат к оперативному планированию и завершают систему планирования уроков и выполняют в ней организационную функцию. План урока и конспект - это результат непосредственной подготовки мастера (преподавателя) к уроку. Он разрабатывается на основе рабочего плана (поурочного планирования) для соответствующей группы.
План урока и конспект к нему содержат конкретные задачи, которые должен решить мастер (преподаватель) на уроке. При этом учитывается уровень подготовленности всех учащихся (для обеспечения оптимальных педагогических действий). Задания в плане урока преимущественно записывают под конкретным этапам урока. Содержание корректируют обучение с учетом достижений учащихся и пробелов в процессе обучения. В конспект последовательно записывают упражнения, которые подлежат изучению на уроке, теоретические сведения и домашние задания.
Подчеркиваются возможные межпредметные связи, по необходимости - обосновывается целесообразность этих упражнений на уроке.
Конспект можно вести в виде рисунков и схем. Тем не менее, конспект урока не является обязательным документом для опытных мастеров (преподавателей). Его написанея являются не целью, а средством его достижения.
Требования к поурочным планам:
Четко определенные тема, цель.
Поурочный план - логическая схема построения урока.
План должен демонстрировать методы, формы, приемы работы с группой, направленные на достижение цели.
Четко указать формы и методы индивидуальной работы с сильными и неуспевающими учащимися.
Особое внимание при планировании надо уделять самостоятельной работе учащихся на уроке, самостоятельному поиску умений и навыков.
Должны быть сформулированы вопросы, которые предлагаются учащимся на разных этапах работы на уроке.
Поурочные планы должны предусматривать все элементы структуры избранного типа урока (урок усвоения новых знаний; урок формирования умений и навыков; урок усвоения умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки знаний, навыков и умений; комбинированный урок).
Поурочные планы должны быть опрятно оформлены. Желательно чтобы были поля, а после поурочного плана - свободное место, где можно было бы делать примечания, замечание по ходу урока.



Преподаватель спецдисциплин Э.Л.Данилевский