Фрагмент поурочного планирования учебной программы по геометрии.
Приложение 4. Фрагмент поурочного планирования учебной программы по геометрии.
№№
уроков Тема урока Тип урока Решаемые учебные задачи Предметные
результаты Метапредметные
результаты
1 п.30.Сумма углов треугольника.
п.31.Остроугольный прямоугольный и тупоугольный треугольник. Урок открытия новых знаний. Приобретение и преобразование новойинформации; формирование УД, организационных умений (ц.1,5). Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятий, теорем, типов задач Ц 5: введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция)
2 п.30.Сумма углов треугольника.
п.31.Остроугольный прямоугольный и тупоугольный треугольник. Урок рефлексии. Контроль усвоения теории, применение знаний и умений; формирование коммуникативных умений (ц.2-4) Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УД
3 п.32. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Урок открытия новых знаний. Приобретение и преобразование информации, формирование организационных умений (ц.1,5). Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятий, теорем, типов задач Ц 5: введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция)
4 п.33. Неравенство треугольника. Урок открытия новых знаний. Приобретение и преобразование новой информации, формирование организационных умений (ц.1,5). Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятий, теорем, типов задач Ц 5: введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция)
5 п.30-33. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Урок рефлексии Контроль усвоения теории, применение знаний и умений; формирование коммуникативных умений (ц.2-4) Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УД
6 п.34. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Урок открытия новых знаний. Приобретение и преобразование новой информации, формирование организационных умений (ц.1,5). Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятий, теорем, типов задач Ц 5: введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция)
7 п. 34. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Урок построения системы знаний. Контроль усвоения теории, применение знаний и умений; формирование коммуникативных и организационных умений (ц.2 -5). Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
8 п.35. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Урок открытия новых знаний. Приобретение и преобразование новой информации, формирование организационных умений (ц.1,5). Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятий, теорем, типов задач Ц 5: введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция)
9 п.35. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Урок рефлексии. Контроль усвоения теории, применение знаний и умений; формирование коммуникативных умений (ц.2-4) Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УД
10 п.35. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Урок построения системы знаний. Контроль усвоения теории, применение знаний и умений; формирование коммуникативных и организационных умений (ц.2 -5). Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
11 п.37. Построение треугольника по трем элементам. Урок открытия новых знаний. Приобретение и преобразование новой информации, формирование организационных умений (ц.1,5). Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении понятий, теорем, типов задач Ц 5: введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности; развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция)
12 п.37. Построение треугольника по трем элементам. Урок построения системы знаний. Контроль усвоения теории, применение знаний и умений; формирование коммуникативных и организационных умений (ц.2 -5). Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
13 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения». Урок рефлексии. Контроль усвоения теории, применение знаний и умений; формирование коммуникативных умений (ц.2-4) Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УД
14 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения». Урок построения системы знаний. Контроль усвоения теории, применение знаний и умений (ц.2 -5). Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
15 Контрольная работа. Урок развивающего контроля знаний. Оценка усвоения материала. Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении уравнений; Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД
16 Урок коррекции и рефлексии. Урок построения системы знаний. Оценка усвоения материала.(ц.2,4,5). Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний;
Ц 5 Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД Внеурочная самостоятельная деятельность:
Темы для подготовки рефератов, выступлений на конференцию, математический вечер, декаду математики и др.: по итогам изучения курса за четверть, за 1-е полугодие, за год (см. Карту темы)
Модель для демонстрации теоремы о сумме углов треугольника.
Презентация « Виды треугольников».
II. Тематика долгосрочных проектов по теме (разделу)
Замечания:
1) Метапредметные результаты – сформированность УУД. Условные обозначения: ПУД – познавательные УУД; ПлУД - познавательные логические УУД; ПоУД - познавательные общеучебные УУД; РУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные «речевые» УУД (для общения: развитие устной и письменной речи); Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание;
2) Типы уроков:
Изучения новой учебной информации
Контроля знаний
Применения знаний
Комбинированный
3) Формы организации урока: семинар (водный, обзорный), практикум, лекция (проблемная, диалог), смотр знаний, конференция и др.4) Формы организации учебно-познавательной деятельности (УПД): фронтальная, индивидуальная, групповая
Фрагмент календарно-тематического планирования
(Технологическая карта курса «Геометрия: 7 класс»)
№ п/п номер Тема урока Цели обучения Вид деятельность ученика на уровне
пар. пункт для учителя для ученика учебных действий предметных
результатов личностных результатов универсальных учебных действий (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
1 пар.1 п.30 Сумма углов треугольника Создать условия для усвоения теоремы о сумме углов треугольника Сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника Формулируют и доказывают теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
2 пар.1 п.31 Сумма углов треугольника Организует деятельность по формированию умений проводить классификацию треугольников по углам Уметь различать на чертежах остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники Проводят классификацию треугольников по углам Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
3 пар.2 п.32 Соотношения между сторонами и углами треугольника Создать условия для усвоения теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника Сформулировать и доказать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника Формулируют и доказывают теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждение) Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
4 пар2п32 Соотношения между сторонами и углами треугольника Создать условия для усвоения следствий из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника Сформулировать и доказать следствия из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника Формулируют и доказывают следствия из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Применяют полученные знания при решении различного вида задач Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
5 пар.2 п33 Соотношения между сторонами и углами треугольника Создать условия для усвоения теоремы о неравенстве треугольника Сформулировать и доказать теорему о неравенстве треугольника Формулируют и доказывают теорему о неравенстве треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
6 пар.3 п34 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения теоремы о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника Сформулировать и доказать теорему о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника Формулируют и доказывают теорему о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника
7 пар.3 п34 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения свойства катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в Сформулировать и доказать свойства катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла 300Формулируют и доказывают свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в (прямое и обратное утверждение) Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Обрабатывают информацию и передают ее устным, письменным, графическим и символьным способами Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию Проектируют и формируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
8 пар.3 п35 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу Сформулировать и доказать признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу Формулируют и доказывают признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения Осознают роль ученика, осваивают личностный смысл учения Устанавливают аналогии для понимания закономерностей, используют их в решении задач Исследуют ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей Отстаивают свою точку зрения, подтверждают фактами
9 пар.3 п35 Прямоуголь-ные треугольники Создать условия для усвоения признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету Сформулировать и доказать признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету Формулируют и доказывают признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения Создают образ целостного мировоззрения при решении математических задач Применяют полученные знания при решении различного вида задач Планируют алгоритм выполнения задания, корректируют работу по ходу выполнения с помощью учителя и ИКТ средств Предвидят появление конфликтов при наличии различных точек зрения. Принимают точку зрения другого
10 пар.4 п37 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки Объясняют, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой Доказывают, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из этой же точки к этой прямой.
Формулируют определение расстояния от точки до прямой Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Демонстрируют мотивацию к познавательной деятельности Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Сотрудничают с одноклассниками при решении задач; умеют выслушать оппонента. Формулируют выводы
11 пар.4 п38 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с расстоянием от точки до прямой Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют познавательную активность, творчество. Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Анализируют и сравнивают факты и явления Работая по плану, сверяют свои действия с целью, вносят корректировки Своевременно оказывают необходимую взаимопомощь сверстникам
12 пар.4 п38 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Сформулировать и доказать свойство о равноудалённости точек параллельных прямых. Сформулировать определение между двумя параллельными прямыми Формулируют и доказывают свойство о равноудаленности точек параллельных прямых. Формулируют определение расстояния между двумя параллельными прямыми Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения Осуществляют выбор действий в однозначных и неоднозначных ситуациях, комментируют и оценивают свой выбор Владеют смысловым чтением Самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении учебной задачи Верно используют в устной и письменной речи математические термины.
13 пар.4 п38 Построение треугольника по трем элементам В ходе практической деятельности формировать умения решать задачи на построение Научиться решать несложные задачи на построение треугольника по трем элементам с помощью циркуля и линейки Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с расстоянием между параллельными прямыми. Выполняют построения, используя известные алгоритмы построения геометрических фигур: отрезок, равный данному; угол, равный данному Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Применяют установленные правила в планировании способа решения Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
14 пар1-4 п30-38 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Решают задачи на вычисление, доказательство и построение, проводят по ходу решения дополнительные построения Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием Строят логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Применяют установленные правила в планировании способа решения Приводят аргументы в пользу своей точки зрения, подтверждают ее фактами
15 пар1-4 п30-38 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Анализируют и осмысливают текст задачи,
моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов, сопоставляют полученный результат с условием задачи. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя Верно используют в устной и письменной речи математические термины. Различают в речи собеседника аргументы и факты
16 пар1-4 п30-38 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометричес-кие построения» Организовать работу по обобщению и систематизации знаний об отношениях фигур и их элементов Обобщить и систематизи-ровать знания об отношениях фигур и их элементов Анализируют и осмысливают текст задачи, моделируют условие с помощью схем, чертежей, реальных предметов, в задачах на построение исследуют возможные случая. Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление, доказательство и построение Осваивают культуру работы с учебником, поиска информации Применяют полученные знания при решении различного вида задач Прилагают волевые усилия и преодолевают трудности и препятствия на пути достижения целей Дают адекватную оценку своему мнению
17 Контрольная работа № 4 по теме: «Соотноше-ния между сторонами и углами треуголь-ника» Проконтроли-ровать уровень достижения планируемых результатов по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» Продемонстри-ровать уровень владения изученным материалом Распознают на чертежах геометрические фигуры и их элементы. Решают задачи на доказательство и вычисление Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач Адекватно оценивают результаты работы с помощью критериев оценки Применяют полученные знания при решении различного вида задач Самостоятельно контролируют своё время и управляют им С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли посредством письменной речи