рабочая программа, тематического и поурочного планирования изучения физики в 10 -11 общеобразовательных классах
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа, тематического и поурочного планирования изучения физики в 10 -11 общеобразовательных классах составлена на основе программы Г.Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений. Изучение учебного материала предполагает использование учебника Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика-10», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 11».
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. При преподавании используются: классно урочная система, лабораторные и практические занятия, применение мультимедийного материала, применение интерактивной доски, компьютерных лабораторных работ.
Запланированные темы курса изучаются в соответствии с темами, изложенными в учебнике по физике авторов Мякишев Г.А, Буховцев Б.Б. . Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 4 лабораторных работ, 5 контрольных работы, 6 часов на повторение курса в конце года.
Рабочая программа и поурочное планирование включает в себя основные вопросы курса физики 11 класса предусмотренных соответствующими разделами Государственного образовательного стандарта по физике.
Все содержание курса распределено по полугодиям с обязательным выполнением лабораторных и контрольных работ. В программе выделены уроки повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по завершении по завершению темы образовательной программы, обеспечивающие осознанность и прочность усвоения учебной информации учащимися. Программа фиксирует содержательные элементы, которые обязательны для усвоения каждым учеником. В программе предусмотрено изучение содержание национально- регионального компонента образования через выделение в структуре урока специальных вопросов.
Базовый курс физики раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Включает в основном вопросы методологии науки физики на понятийном уровне. Рабочая программа по физике для 11 класса составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной основной школы. Поэтому оно ориентировано на изучение физики в основной школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования. Изучение школьного курса физики должно отражать теоретико-познавательные аспекты учебного материла границы применимости физических теорий и соотношения между теориями различной степени общности, роль опыта в физике как источника знаний и критерия правильности теорий. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса, из истории развития науки (молекулярно-кинетической теории, учения о полях, взглядов на природу света и строение вещества).
Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
Практические задания, указанные в планировании рекомендуются для формирования у учащихся умений применять знания для решения задач, и подготовки учащихся к сдаче базового уровня ЕГЭ по физике. По программе 68 часов, но по тематическому планированию 67часов, в связи с праздничными днями.
2. Общая характеристика курса
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и метод в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки и научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования /Базовый уровень/ в11 классе структурируется на основе физических теорий: электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
В задачи обучения физике входит:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Цели:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.
Изучение физики связано с изучением математики, химии, биологии.
Знания материала по физике атомного ядра формируются с использованием знаний о периодической системе элементов Д. И. Менделеева, изотопах и составе атомных ядер (химия); о мутационном воздействии ионизирующей радиации (биология).
3.Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в XI классах 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 7 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
4.Содержание учебного предмета.
1.Электродинамика (продолжение) 11часов
Магнитное поле, его свойства. Магнитное поле постоянного электрического тока Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитное поле.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Лабораторные работы
Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Изучение явления электромагнитной индукции.
2.Электромагнитные колебания и волны(11 часов)
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.
Демонстрации
Свободные электромагнитные колебания.
Генератор переменного тока.
3. Оптика (18 часов)
Скорость света. Закон отражения света. Закон преломления света. Линза. Построение изображения в линзе. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Виды излучений. Шкала электромагнитных волн. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.
Демонстрации
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Линейчатые спектры излучения.
Лабораторные работы
1.Измерение показателя преломления стекла.
2.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Квантовая физика(12 часов)
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. Фотоны. Применение фотоэффекта. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.
Демонстрации
Счетчик ионизирующих излучений.
Строение Вселенной(7 часов)
Строение Солнечной системы Система Земля-Луна. Общие сведения о Солнце. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Демонстрации
Подвижная карта звездного неба.
Повторение (5 часов)
Электростатика. Постоянный электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Механические колебания. Электромагнитные колебания. Механические волны. Световые волны. Электромагнитные волны.
5. Тематическое планирование
11 класс
количество часов – 68;
лабораторные работы – 4 часов;
контрольные работы – 5 часов;
№ урока
Тема
Кол-во часов
В том числе
Характеристика основных видов деятельности ученика
уроки
лаб. работы
контр. Работы
Электродинамика
11
2
1
Знать: понятия: электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.
Уметь: объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.
Колебания и волны
11
1
Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.
Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.
Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415,
13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415. Объяснять распространение электромагнитных волн
Оптика
18
2
1
Знать:
понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света, принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии. Законы отражения и преломления света. Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света. Практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.
Определять границы применения законов классической и релятивистской механики. Объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.
Квантовая физика
12
-
1
Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.
Законы фотоэффекта: постулаты Борщ закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.
Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа. Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.
Строение Вселенной
7
Знать: понятия: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.
Практическое применение законов физики для определения характеристик планет и звезд.
Уметь: объяснять строение солнечной системы, галактик, Солнца и звезд. Применять знание законов физики для объяснения процессов, происходящих во вселенной. Пользоваться подвижной картой звездного неба.
Повторение
5
1
ИТОГО:
67
58
4
5
7.Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, «Физика. 11 класс», «Просвещение», 2009 г.
А.П. Рымкевич Сборник задач по физике 10-11 классы, Дрофа, 2004 г.
Школа. Физика. 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий. 2008. .(CD – диск)
Таблицы
Уроки физики с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. З.В. Александрова и др. М., «Глобус», 2009г.
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Используемые технические средства
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
6. Календарно-тематическое планирование
№ п./п.
№ урока
Дата
по плану
Дата
По факту
Тема урока
оборудование
Требования к результатам
Контроль знаний
Тема 1. Основы электродинамики (продолжение 10 класса - 11 часов)
Магнитное поле (5 часов)
1
02.09
Магнитное поле, его свойства.
Прибор для демонстрации магнитного поля Диск открытая физика
Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле.
2
04.09
Магнитное поле постоянного электрического тока.
Электроизмерительные приборы. Громкоговорители Диск открытая физика
Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины.
3
09.09
Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток».
Тетрадь для лабораторных работ, приборы по описанию учебника
Уметь применять полученные знания на практике.
практическая работа
4
11.09
Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Сила Лоренца Правило «левой руки» для определения направления силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца.
Таблица «Применение силы Лоренца»
Понимать смысл закона Лоренца, смысл силы Лоренца как физической величины. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Лоренца, скорости движущейся заряженной частицы, линий магнитного поля.
5
16.09
Решение задач по теме «Магнитное поле».
Сборник задач Рымкевича
Уметь применять полученные знания на практике.
самостоятельная работа
Электромагнитная индукция (6 часов)
1
18.09
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.
Таблица «Явление электромагнитной индукции» Диск открытая физика
Понимать смысл явления электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины.
2
23.09
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Таблица «Направление индукционного тока. Правило Ленца» Диск открытая физика
Применять правило Ленца для определения направления индукционного тока.
3
25.09
Самоиндукция. Индуктивность.
Сборник задач Рымкевича Диск открытая физика
Описывать и объяснять явление самоиндукции.
Понимать смысл физической величины (индуктивность). Уметь применять формулы при решении задач.
4
30.09
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».
Тетрадь для лабораторных работ, приборы по описанию учебника оборудование к работе
Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции.
практическая работа
5
02.10
Электромагнитное поле.
Сборник задач Степанова Диск открытая физика
Понимать смысл физических величин «электромагнитное поле», «энергия магнитного поля».
самостоятельная работа
6
07.10
Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Тетрадь для контрольных работ контрольная работа в 2 вариантах
Уметь применять полученные знания на практике. Контроль знаний по пройденной теме.
контрольная работа
Тема 2. Колебания и волны (11 часов)
Электромагнитные колебания (3 часа)
1
09.10
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
Сборник задач Степанова
Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
2
14.10
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Презентация к уроку
Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
3
16.10
Переменный электрический ток.
Презентация к уроку
Понимать смысл физической величины (переменный ток).
Производство, передача и использование электрической энергии (4 часа)
1
21.09
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.
трансформатор
Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора.
2
23.10
Решение задач по теме: «Трансформаторы».
Сборник задач Степанова
Уметь применять полученные знания на практике.
3
28.10
Производство и использование электрической энергии.
Диск открытая физика
Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии.
4
30.10
Передача электроэнергии.
Таблица «Передача электроэнергии».
Знать способы передачи электроэнергии.
самостоятельная работа
Электромагнитные волны (4 часа)
1
11.11
Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.
Диск открытая физика
Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн.
самостоятельная работа
2
13.11
Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.
Таблица «Принцип радиотелефонной связи»
Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприёмника А.С.Попова.
3
18.11
Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.
Таблица «Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи»
Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применение волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы приёма и получения телевизионного изображения.
4
20.11
Контрольная работа №2. «Электромагнитные колебания и волны».
Тетрадь для контрольных работ контрольная работа в 2 вариантах
Применять формулы при решении задач. Уметь применять полученные знания на практике.
контрольная работа
Тема 3. Оптика (18 часов)
Световые волны (10 часов)
1
25.11
Скорость света.
Диск открытая физика
Понимать смысл физической величины: переменный электрический ток, активное сопротивление в цепи переменного тока.
2
27.11
Закон отражения света. Решение задач на закон отражение света.
набор по геометрической оптике Э.Прил. к урокам физики.
Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл физического понятия (скорость света).
3
02.12
Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света.
Сборник задач Степанова Э.Прил. к урокам физики.
Понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решать задачи.
4
04.12
Лабораторная работа №3. «Измерение показателя преломления стекла».
Тетрадь для лабораторных работ, приборы по описанию учебника оборудование к работе
Понимать смысл физических законов (закон преломления света). Выполнять построение изображений.
5
09.12
Линза. Построение изображения в линзе.
набор по геометрической оптике
Выполнять измерения показателя преломления стекла.
самостоятельная работа
6
11.12
Дисперсия света.
Тетрадь для контрольных работ контрольная работа в 2 вариантах
Понимать смысл физического явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии.
контрольная работа
7
16.12
Интерференция света. Дифракция света.
Таблица «Интерференция света. Дифракция света»
Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция. Объяснять условие получения устойчивой интерференционной картины.
8
18.12
Поляризация света.
Э.Прил. к урокам физики
Понимать смысл физических понятий: естественный и поляризованный свет. Приводить примеры применения поляризованного света.
9
23.12
Решение задач по теме: «Оптика. Световые волны».
Сборник задач Степанова
Уметь применять полученные знания на практике.
10
25.12
Контрольная работа №3. «Оптика. Световые волны».
Тетрадь для контрольных работ контрольная работа в 2 вариантах
Уметь применять полученные знания на практике.
контрольная работа
Элементы теории относительности (3 часа)
1
30.12
Постулаты теории относительности.
Э.Прил. к урокам физики
Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать принцип и устройство действия радиоприемника А.С. Попова.
2
15.01
Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.
Э.Прил. к урокам физики.
Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн .
3
20.01
Связь между массой и энергией.
Сборник задач Степанова
Отрабатывать навыки решения задач по пройденной теме
Излучение и спектры (5 часов)
1
22.01
Виды излучений. Шкала электромагнитных волн.
Таблица «Виды излучений. Шкала электромагнитных волн»
Знать особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн.
2
27.01
Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.
Спектральные трубки
Знать виды спектров излучения и спектры поглощения.
3
29.01
Лабораторная работа №4. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
Тетрадь для лабораторных работ, приборы по описанию учебника оборудование к работе
Уметь применять полученные знания на практике.
4
03.02
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
Презентация к уроку
Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение.
5
05.02
Рентгеновские лучи.
Набор по оптике
Знать рентгеновские лучи. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений.
самостоятельная работа
Тема 4. Квантовая физика (12 часов)
Световые кванты (3 часа)
1
10.02
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.
Таблица «Фотоэффект»
Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией.
практическая работа
2
12.02
Фотоны.
сборник Рымкевича
Знать величины, характеризующие свойства фотона: масса, скорость, энергия, импульс.
3
17.02
Применение фотоэффекта.
Презентация к уроку
Знать устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснять корпускулярно-волновой дуализм. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике.
самостоятельная работа
Атомная физика (3 часа)
1
19.02
Строение атома. Опыты Резерфорда.
Диск открытая физика
Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду.
2
26.02
Квантовые постулаты Бора.
Презентация к уроку
Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами.
3
03.03
Лазеры.
Презентация к уроку
Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения, принцип действия лазера. Приводить примеры применения лазера в технике, науке.
самостоятельная работа
Физика атомного ядра (6 часов)
1
05.03
Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Таблица «Строение атомного ядра»
Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов.
2
10.03
Энергия связи атомных ядер.
сборник Рымкевича, таблица Менделеева
Понимать смысл физических понятий: энергия связи ядра, дефект масс.
3
12.03
Закон радиоактивного распада.
Понимать смысл физического закона (закон радиоактивного распада).
4
17.03
Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.
Презентация к уроку
Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции. Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию. Объяснять осуществление управляемой реакции в ядерном реакторе.
5
19.03
Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Таблица Менделеева
Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем.
6
31.03
Контрольная работа №4. «Световые кванты. Физика атомного ядра
Тетрадь для контрольных работ контрольная работа в 2 вариантах
Уметь применять полученные знания на практике.
Элементарные частицы (1час) и Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (2 часа)
1
02.04
Физика элементарных частиц.
методичка «Уроки физики»
Знать различие трёх этапов развития физики элементарных частиц.
Иметь понятие обо всех стабильных элементарных частицах.
2
07.04
Единая физическая картина мира.
Презентация к уроку
Объяснять физическую картину мира.
3
09.04
Физика и научно-техническая революция.
Презентация к уроку
Иметь представление о том, какой решающий вклад вносит современная физика в научно-техническую революцию.
5. Строение Вселенной (7 часов)
1
14.04
Строение Солнечной системы.
Диск «Астрономия»
Знать строение Солнечной системы. Описывать движение небесных тел.
2
16.04
Система Земля-Луна.
Диск «Астрономия»
Знать смысл понятий: планета, звезда.
3
21.04
Общие сведения о Солнце.
Диск «Астрономия»
Описывать Солнце как источник жизни на Земле.
4
23.04
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Диск «Астрономия»
Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца.
5
28.04
Физическая природа звезд.
Диск «Астрономия»
Применять знание законов физики для объяснения природы
космических объектов.
6
30.04
Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
Диск «Астрономия»
Знать понятия: галактика, наша Галактика, Вселенная. Иметь представление о строении Вселенной.
7
05.05
Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Диск «Астрономия»
Иметь представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд; эволюции Вселенной.
самостоятельная работа
6. Повторение (5 часов)
1
07.05
Электростатика. Постоянный электрический ток.
Сборник задач Рымкевич
Отрабатывать навыки решения задач по пройденной теме
самостоятельная работа
2
12.05
Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
Сборник задач Рымкевич
Отрабатывать навыки решения задач по пройденной теме
самостоятельная работа
3
14.05
Механические колебания. Электромагнитные колебания.
Сборник задач Рымкевич
Отрабатывать навыки решения задач по пройденной теме
самостоятельная работа
4
19.05
Механические волны. Электромагнитные волны.
Сборник задач Рымкевич
Отрабатывать навыки решения задач по пройденной теме
самостоятельная работа
5
21.05
Итоговая контрольная работа № 5
Тетрадь для контрольных работ контрольная работа в 2 вариантах
Контроль знаний по курсу физики
контрольная работа
Root Entry