Рабочая программа по биологии для 8 класса по программе Сонина, Сапина
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип - М.: Дрофа,2014 ). Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Программа базируется на биологических дисциплинах, основанных в начальной школе и курсах «Введение в биологию» в 5, «Живой организм» в 6 и «Многообразие живых организмов» в 7 классах.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану школы на преподавание биологии в 8-м классе отводится 2 учебных часа в неделю из федерального компонента и 1 час за счет часов школьного компонента. Добавление одного часа осуществлено с учетом реализации одной из задач школы по формированию здорового образа жизни и внедрению здоровьесберегающих технологий. Таким образом, настоящая рабочая программа в 8-х классах предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
Восьмиклассники получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В завершении рассматривается биосоциальная природа человека.
Основное отличие настоящей рабочей программы от авторской заключается в увеличении часов практически на каждую из изучаемых тем, что позволяет учащимся в умеренном темпе освоить весь объем образовательного стандарта. В разрезе каждой темы предусматривается изучение материала как на базовом уровне, так и на повышенном. Это дает возможность вести планомерную и целенаправленную подготовку обучающихся к сдаче экзамена по биологии в 9 классе. Кроме того это способствует более дифференцированно подходить к процессу обучения в любом классе в зависимости от уровня подготовки учащихся и с учетом их возможностей и желания. Логика построения рабочей программы практически полностью соответствует авторской программе Н.И.Сонина, за исключением выделения в отдельную тему материала об органах чувств и переноса изучения из раздела нервная регуляция на вторую половину учебного года к теме – высшая нервная деятельность. Необходимость переноса обосновывается близостью изучаемых тем (органы чувств – восприятие – ощущения – реакция и поведение человека), а так же позволяет несколько разгрузить сложную для восприятия тему – нервная система, изучаемую в начале учебного года. Введение дополнительного часа позволило увеличить степень практической направленности изучаемого предмета, что отразилось в увеличении числа лабораторных и практических работ, базирующихся на основе методов самоконтроля и самоанализа функционального состояния физического здоровья, что позволит выявить нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу.
В настоящей программе более четко определены и выделены темы валеологической, профилактической и гигиенической направленности при изучении отдельных систем органов. Добавление на каждую тему от
одного до двух часов позволяет произвести расширение содержания изучаемого учебного материала (повышенный уровень выделен в тексте календарно-тематического планирования курсивом красного цвета). Кроме того акцент на расширение изучаемого материала по отдельным темам делался из результатов динамики заболеваемости учащихся школы, в целях их предупреждения и профилактики. Увеличение часов на тему размножение и развитие обосновано отсутствием специализированного курса семейного воспитания в старших классах наличием определенной тенденции среди молодежи к раннему началу половой жизни.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке отражен в календарно-тематическом планировании в отдельной графе «Организация учебно-познавательной деятельности». Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Н.И.Сонин и М.Ф.Сапин. Биология. 8 класс «Человек» для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Технология уровневой дифференциации предусматривает:
Базовый уровень обеспечивается в виде обязательных результатов обучения (ОРО), реально усвоенном школьником.
ОРО посильны и доступны всем школьникам.
ОРО заранее известны и понятны школьнику.
Базовый уровень не увязан, с какой-либо методической схемой, обеспечивает гибкость и адаптивность обучения, дает возможность для эволюционного развития.
Обеспечивается учебная мотивация обучающихся.
Ученик имеет право на выбор уровня обучения. Наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки - «Возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного».
Ученик испытывает учебный успех.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание настоящей рабочей программы и ее календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение общепредметных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:
Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
Умение пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:
1. Знать/понимать:
• фундаментальные понятия биологии;
• строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
• строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;
• топографию органов в организме человека;
• особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямо хождением, социальным образом жизни;
• особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;
• особенности роста и развития человеческого организма;
• влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;
• приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
• влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;
• влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека;
2. Уметь:
• распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;
• находить связь между строением и функциями органов;
• объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;
• работать с микроскопом;
• осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;
• оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;
• распознавать отклонение от нормы в состоянии органов и систем органов;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат
СТРУКТУРА КУРСА
№
Тема
Кол-во часов
1 Человек как биологический вид 2
2 Происхождение человека 2
3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека 6
4 Общий обзор организма человека 4
5 Координация и регуляция 10
6 Опора и движение 8
7 Внутренняя среда организма 3
8 Транспорт веществ 4
9 Дыхание 5
10 Пищеварение 5
11 Обмен веществ и энергии 2
12 Выделение 2
13 Покровы тела 3
14 Размножение и развитие 3
15 Высшая нервная деятельность 5
16 Человек и его здоровье 4
17 Резервное время. 2
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
Лабораторные и практические работы:
№ Тема Сроки
1 «Изучение микроскопического строения тканей». 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». 3 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)». 4 «Изучение внешнего строения костей». 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». 6 «Измерение массы и роста своего организма». 7 «Изучение микроскопического строения крови». 8 «Измерение кровяного давления». 9 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». 10 «Определение частоты дыхания». 11 «Определение норм рационального питания». 12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Человек как биологический вид (2 час). Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. • Демонстрация скелетов человека и позвоночных таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. • Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (6ч). Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андрес Везалий. • Демонстрация портретов великих ученых – анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор организма человека (4ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. • Демонстрация схем систем органов человека.
Тема 5. Координация и регуляция (10 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция.
• Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
• Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Тема 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно – двигательной системы. • Демонстрации скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно – двигательной системы.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета • Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Тема 8. Транспорт веществ (4 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. • Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток и органов кровообращения.
Тема 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. • Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Тема 10 Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. • Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.14 Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.*
Тема 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмен веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. • Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. • Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 ч) Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч) Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.* Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 ч)
Оказание первой помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска, стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде – рассматриваются в темах, изучающих системы органов.
Резервное время (2ч) отведено на обобщение пройденного материала по курсу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ппНаименование темы Количество часов Дата проведения
по плану фактически
1. Место человека в системе органического мира (2 час) 1-2 Место человека в системе органического мира 2 02.09/07.09 2. Происхождение человека (2 часа) 3 Эволюция человека. 1 09.09 4 Расы человека, их происхождение и единство
Особенности человека. Биосоциальная природа человека 1 14.09 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (6 часа) 5-6
История развития знаний о строении и функциях организма. Античный и средневековый период. 2 16.09/21.09 7-8 История развития знаний о строении и функциях организма. Роль российских ученых в изучении строения организма человека 2 23.09/28.09 9-10 Обобщающий урок по теме «История развития человека» 2 30.09/05.10 4. Общий обзор организма человека (4 часа) 11 Клеточное строение организма 1 07.10 13
Ткани и органы 1 12.10 14 Системы органов. Организм. 1 14.10 15 Обобщающий урок по теме «Обзор организма человека» 1 19.10 Координация и регуляция (10 часов) 16 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности 1 21.10 17 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения 1 26.10 18 Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы 1 28.10 19 Рефлекс. Рефлекторная дуга. 1 09.11 20 Спинной мозг 1 11.11 21 Строение и функции головного мозга 1 16.11 22 Полушария большого мозга 1 18.11 23 Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. 1 23.11 24 Анализаторы слуха и равновесия 1 25.11 25 Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. 1 30.11 Опора и движение (8 часов) 26 Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение. 1 02.12 27-28 Строение, свойства костей, типы их соединения 2 07.12/09.12 29 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей 1 14.12 30 Мышцы, их строение и функции 1 16.12 31 Работа мышц 1 21.12 32 Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения 1 23.12 33 Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. 1 28.12 Внутренняя среда организма (3 часа) 34 Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции 1 35 Иммунитет. Как наш организм защищается от инфекции 1 36 Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор 1 Транспорт веществ (4 часов) 37 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения 1 38 Работа сердца 1 39 Движение крови и лимфы по сосудам.
Давление крови в сосудах 1
40 Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях 1 Дыхание (5 часов) 41 Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания 1 42 Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция
Жизненная емкость легких 3 43 Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. 1 Пищеварение (5 часов) 44 Пищевые продукты и питательные вещества 1 45 Пищеварение в ротовой полости 1 46-47 Пищеварение в желудке и кишечнике
Всасывание питательных веществ 2
48 Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний 1 Обмен веществ и энергии (2 часа) 49 Обмен веществ 1 50 Витамины 1 Выделение (2 часа) 51 Выделение. Строение и работа почек 1 52 Заболевание почек и их предупреждение 1 Покровы тела (3часа) 53 Строение и функции кожи 1 54 Роль кожи в терморегуляции организма 1 55 Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви 1 Размножение и развитие (3 часа) 56
Размножение в органическом мире
Половая система человека 1
57-58 Развитие человека и возрастные процессы 2 Высшая нервная деятельность (5 часов) 59 Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. 1 60 Торможение, его виды и значение 1 61 Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна 1 62 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы 1 63 Типы нервной деятельности 1 Человек и его здоровье (4 часов)
64 Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки. 1 65 Оказание первой медицинской помощи. 1 66-67 Заболевания человека. Методы укрепления здоровья. 2 69-70 Обобщение пройденного материала 2 Литература
Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа,2009.- 287с.;
Н.И. Сонин Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, .- 64с.;
- Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014.