Презентация к уроку по биологии 6 класс по программе Сонина Н.И. Рост и развитие растений


Рост и развитие растений Чем выше цветы поднимаются к солнцу, тем глубже идут их корни в землю, на которой растут. (Гримм Фридрик) Задачи урока Показать роль семени в индивидуальном развитии растений.Дать понятие об условиях прорастания семян, росте и развитии проростка.Вырабатывать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснению результатов питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножениерост, развитие Основные признаки живого: Этапы онтогенеза Оплодотворение яйцеклетки Образование зиготы Многократное деление Формирование зародыша Образование семени Класс Двудольные Цветковые растения Семядоли Кожура семени Корешок Стебелёк Почечка Строение семени фасоли Цветковые растения Класс Однодольные Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой Эндосперм Семядоля Почечка Стебелёк Корешок Строение зерновки пшеницы 1 Как называетсяпроцесс, изображенный на рисунке? Какой тип размножениярастения показан на рисункеполовое илибесполое? 2 3 Какой процесс изображен на рисунке? 4 Какой цветок показанна рисункеоднополый или обоеполый? 5 Правильные ответы ФотосинтезБесполое размножение,прививка3.Перекрестное опыление насекомыми4.Обоеполый5.Двойное оплодотворение Приспособления семян для распространения в природе Приспособления к распространению плодов и семян. Условия Тепло Влага Воздух Время покоя Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка. Условия прорастания семян * Условия прорастания семян сухо влажно много воды 1 2 3 * Условия прорастания семян сухо влажно много воды 1 2 3 Потребность в воздухе и воде у разных семян 1 – 2 см 2 – 4 см 4–5 см Мелкие семена Средние семена Крупные семена МакЛукСалатСельдерей ОгурцыКабачкиМорковьРедис ФасольБобыГорохТыква Тыква Ячмень и пшеница Морковь Фасоль Проросток Типы прорастания семян Подземный типпрорастания семян Семя вместе с семядолями остается в земле Надземный типпрорастания семян Растение вытаскивает из земли семядоли, и они превращаются в первые фотосинтезирующ-ие листья растения однодольные двудольные 1 этап – Поглощение воды.2 этап – Набухание семян.3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.4 этап – Появление корешка.5 этап – Появление зародышевого побега. 1. Стратификация Для прорастания семян многих растений ( яблони, груши, вишни, сливы) нужна обработка холодом. Это позволяет семенам прорасти ранней весной, сразу после холодной зимы.2. Скарификация Нарушение целостности семенной кожуры. Для этого необходимо нацарапать семенную кожуру. Это можно сделать в результате перетирания семян с песком или же пропускают через специальные машины с барабанами из наждачной бумаги. Устройство современного элеватора. Мы выяснили, что семенам для прорастания необходимы: тепло вода и воздух свет почва пища Тест 1. Для прорастания семян необходимы условия: а) вода; б) тепло; в) воздух (кислород); г) все варианты верны. 2. Требуется более высокая температура (выше 10 °С) для прорастания семян у растений: а) ячменя; б) ржи; в) огурца; г) петрушки. 3 Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян. 4В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал. 5Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения. 6.Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет. 7.Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли:  А) появление семядолей и стебелька с почечкой Б) появление зеленых листочков В) появление корешка Г) сбрасывание семядолей Д) набухание семени 1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники? 2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий. 3. Вы - агроном хозяйства. Будете ли Вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему? Склоны северной стороны и южной экспозиции получают неодинаковое количество солнечной энергии. Южные склоны обогреваются больше, северные - меньше. Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных позже. 4.Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян. 5. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить. Перепишите, вставив пропущенные слова Прорастающие семена дышат, поглощая ------ и выделяя ------- . Во время дыхания выделяется -------- . При прорастании семян фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в ------ .При прорастании зерновки пшеницы зародыш питается запасами веществ, отложенных в ----- . Ты, человек, любя природу,хоть иногда ее жалей.В увеселительных походахНе растопчи ее полей,В вокзальной сутолоке векаТы оценить ее спеши.Она твой давний добрый лекарь,Она союзница души.Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна.И помни истину простую –Нас много, а она одна. Посмотрите на гномов. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой уходя сегодня с урока? Спасибо! Хороших оценок!